…испортил не только москвичей. Перефразируя нетленные слова Михаила Булгакова, может сказать любой бронничанин. С наступлением холодов шавки и барбосы неблагородных кровей собираются в угрожающие стаи. Излюбленные места их обитания – свалки и площадки для сбора мусора – превратились в импровизированные собачьи питомники, на организацию которых хронически не хватает средств по всей России.
Подписав в 2000 году европейскую конвенцию о защите прав бездомных животных, наше государство обязалось уживаться с четвероногими любыми средствами. Отлавливать, отстреливать и усыплять друзей наших меньших теперь нельзя. Их можно только лечить, определять в собачьи питомники, раздавать сердобольным гражданам на руки, в крайнем случае стерилизовать в соответствующих ветеринарных условиях. Благородная затея – оснастить вживленными чипами всех бездомных собак, проводить таким образом мониторинг и контроль за размножением канула в Лету, не успев начаться. Планировалось, что средства из налоговых сборов, которые платят дисциплинированные владельцы домашних животных, пойдут на организацию госпитомников для бездомных собак. На деле эта программа не пользуется успехом, да что там говорить – откровенно провальная! То ли животных стали меньше держать, то ли регистрировать их не хотят должным образом, но средств от налога на содержание домашних животных не хватает ни на что.
Не хватает и терпения той части граждан, которая радикально настроена против беспризорных животных. Рейд, совершенный “БН”, лишний раз подтверждает это. Опрошенные нами бронничане разделились на два непримиримых лагеря: тех, кому собачек жалко, и тех, кто их терпеть не может. Есть реально пострадавшие люди. Укус бездомной собаки, даже если она не больна бешенством, например, обойдется пострадавшему 40 уколами в живот и больничным листом. Ничего другого пока наша медицина предложить не может. А заболевание бешенством ведет человека только к одному исходу – летальному.
Кстати, неплохо бы было использовать опыт наших соседей по Подмосковью. Так, в Ступинском районе под лозунгом борьбы и профилактики распространения бешенства в регионе разрешили отлов и дальнейшее уничтожение бездомных животных. Естественно, после подтверждения их болезни у ветеринара. И бездомных собачьих стай в Ступино практически не стало. Ну а пока в дружелюбном повиливании хвостом так и видится вопросительный знак. Собачий вопрос остается открытым.
Людмила СОКОЛОВА