В пятницу киноконцертный зал “Родина” был переполнен зрителями и эмоциями. Здесь прошел заключительный этап городского конкурса “Педагог года” с характерным названием “Сердце отдаю детям”. Победителем, завоевавшим это престижное звание в нелегком творческом состязании со своими коллегами, стала Ольга ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА – преподаватель географии средней школы №2. Именно она будет представлять наш город на областном конкурсе.
Подобный конкурс проводится у нас впервые, но уже стал заметным событием для всех бронницких педагогов. Коллективы образовательных учреждений, выдвинувшие на соискание этого престижного звания своих лучших представителей, очень активно их поддерживали. Каждый этап конкурса проходил при заполненном зрительном зале и всякий раз сопровождался горячим эмоциональным соучастием болельщиков. У всех претенденток, можно сказать, даже сформировались свои “группы скандирования”, которые бурно поддерживали своих избранниц на протяжении всего выступления.
Напомним, что в конкурсе принимали участие 15 лучших бронницких педагогов – учителя общеобразовательных школ, воспитатели детских садов и даже единственный мужчина – преподаватель МОГАДК. На первом этапе соискатели давали открытые занятия, проходили тестирование, писали творческое эссе на тему “Моя педагогическая философия”. Но особенно сложным, по мнению самих учителей, стал второй тур, где нужно было четко сформулировать свою визитную карточку под общим названием: “Я – педагог”. Это потребовало от каждого конкурсанта максимума творческих усилий. После этого этапа по сумме баллов определились шесть финалисток, которые 15 декабря боролись за звание победителя.
Как и прежде, поддержать своих избранниц пришли многие бронницкие педагоги. И не только они сами: в ККЗ “Родина” собрались нынешние и прежние ученики финалисток, их близкие, друзья, знакомые. А кто-то из них даже вместе с соискателем вышел на сцену. Согласно условиям заключительного этапа конкурса городских учителей, баллы, набранные ими на предыдущих этапах, не учитывались – педагоги соревновались с нуля. Зато в финале допускалось (и даже поощрялось) участие помощников – коллег, учеников, членов семьи соискателей… Главное требование, поставленное перед финалистами – реализовать на сцене сценарий, максимально отражающий мастерство педагога, его весомый вклад в обучение и воспитание учащихся.
Как и на предыдущих отборочных этапах, члены жюри учитывали в финальной конкурсной программе претендентов буквально все нюансы. Прежде всего, соответствует ли выступление заданной теме, насколько оно насыщенно, содержательно, оригинально. Принимались во внимание не только творческие, но и организационно-технические аспекты – насколько красочны костюмы участников, как они используют музыкальное сопровождение, наглядные и технические средства, как владеют сценической речью, сумели ли проявить актерское мастерство, выигрышно применить на сцене свои вокальные возможности, умение танцевать, мимику, жесты?
Надо сказать, что каждое из выступлений конкурсантов было по-своему интересным и в чем-то выигрышным. Кто-то брал необычной формой подачи: среди сценических образов финалисток были и носительницы “внеземного разума”, и раскрепощенные “танцовщицы кабаре”, и незаурядные “вокалистки”, сумевшие неплохо исполнить даже сложные сольные партии… Одни выступления привлекали зрителей общей слаженностью действий, другие наоборот – яркой индивидуальностью самих претенденток. К примеру, мне, особенно пришлась по душе искренность самых юных соучастников финального выступления Ольги Ильиновой – воспитанников дошкольного образовательного учреждения “Детский сад №8 – центр развития ребенка”. Они, на мой взгляд, как никто другой, сумели помочь воспитателю особенно трогательно выразить тему “Сердце отдаю детям”.
Конечно, собственные сценические программы – даже для самых лучших и продвинутых бронницких учителей – дело пока новое. Многим из них мешали понятное и вполне оправданное волнение, а также некоторая скованность на сцене. Кто-то, увлекшись содержательной текстовой стороной выступления, не уделил должного внимания использованию технических средств. А одна из участниц, видимо, слишком плотно насытив содержанием свое финальное выступление, заметно превысила его допустимый 15-минутный предел. Впрочем, члены жюри, как мне думается, с пониманием отнеслись к таким минусам в программах претендентов. Каждый из нас имел возможность объективно оценить выступления финалисток, по пяти основным слагаемым. Максимальная оценка – 2 балла за каждый.
При этом, учитывая специфику и многоплановость учительского конкурса, жюри, наряду с присуждением звания “Педагог года” Ольге Перевезенцевой, назвало победителей и в отдельных номинациях. В номинации “Воспитание души” лучшей назвали Ольгу Ильинову, “Свой мир мы строим сами” – Ирину Майсеенок. Ольга Кучер получила приз в номинации “Приобщение детей к общечеловеческим ценностям”, Светлана Хорикова отмечена как “Учитель нового поколения”, а Наталья Путинцева названа самым творческим учителем.
Валерий ДЕМИН, член жюри конкурса “Педагог года”