Напротив центрального бронницкого стадиона в 1995 году установили памятник воинам-автомобилистам и ученым 21НИИИ. На пьедестале – многоцелевой бронированный транспортер-тягач МТЛ-Б, это и вызывает у непосвященных удивление: памятник автомобилистам, а почему-то установили гусеничную машину. Думается, небольшой рассказ о том, какого “роду-племени” эта машина, и почему именно ее установили на пьедестале, будет небесполезен для нашей молодежи, да и просто для тех, кто интересуется историей нашего города. Тем более, что Бронницы к созданию этого тягача имеют самое прямое отношение.
В начале 20 века основную тягловую силу армии – лошадей – постепенно начали заменять на тракторы и автомобили. В Красной армии эту службу изначально именовали автотракторной. Первые тракторы были очень тихоходные, а довоенные автомобили не могли двигаться вне дорог из-за малой мощности двигателя и плохой проходимости. Армия совершенствовалась, и для доставки артиллерии требовалась мобильность. Начали создаваться быстроходные гусеничные тягачи специально для артиллерии.
В сороковых годах был создан и выпускался небольшим тиражом легкий гусеничный тягач Т-20 “Комсомолец”. После войны в начале 50-х годов начали выпускать полубронированный тягач АТП. Машина по тем временам неплохая, но с очень маленьким моторесурсом форсированного автомобильного двигателя ЗИС. В 1960-х годах по приказу министерства обороны в 21 НИИИ были разработаны учеными и конструкторами тактико-технические требования на создание нового современного транспортера-тягача и переданы в производство на Харьковский тракторный завод. Завод изготовил тягач в двух вариантах: небронированный МТЛ и бронированный МТЛ-Б. В 1964 году в 21 НИИИ поступили первые образцы машины для испытания. Тягач получился на редкость удачным. Недавно исполнилось 40 лет со дня его серийного производства и поступления в войска. Особенно удачным оказался бронированный вариант. Бронированный корпус МТЛ-Б защищал экипаж от пуль и осколков. Машина низкого силуэта с встроенным в небольшую башенку пулеметов для командира машины. Грузовой салон позволяет перевозить боеприпасы до 2-х тонн транспортируемого орудия и расчет. Транспортер обладает высокой скоростью движения до 60 км в час и вне дорог может транспортировать орудия до 6,5 тонны. Машина может преодолевать водные преграды на плаву со скоростью 6 км в час. Испытания показали, что тягач может длительное время находиться на плаву и плавать по озерам, водохранилищам и рекам с умеренным течением. Большой удачей для такой длительной эксплуатации и живучести машины была установка на МТЛ-Б появившегося на тот момент дизельного автомобильного двигателя от большегрузных автомобилей Ярославского завода ЯМЗ-238. Двигатель имеет моторесурс 10000 часов, для военных машин это отличный результат. Предыдущие образцы работали максимально 600-1000 часов. На базе МТЛ-Б было разработано несколько модификаций шасси: МТЛ-БУ, 2С-1, МТЛ-БВ и другие. На машину со дня поступления в войска установлено около 90 образцов всевозможного вооружения. Машина участвовала в военных действиях в Афганистане, Чечне и во всех горячих точках бывшего СССР. МТЛ-Б экспортировался более чем в 20 стран мира. Он показал себя одним из лучших в мире в своем классе. Тягач претерпел за это время несколько модернизаций. До сегодняшнего дня МТЛ-Б находится на вооружении Российской армии. В последние годы завершилась очередная модернизация транспортера-тягача МТЛ-Б: увеличена его подвижность, обитаемость, живучесть и огневая мощь. Модернизированные МТЛ-Б еще не одно десятилетие будут верой и правдой служить нашему Отечеству. Потому 9 мая 1995 года МТЛ-Б установили в Бронницах на пьедестал, как символ и легенду военной автомобильной науки. Хочется от души поздравить создателей великолепной машины, ученых и испытателей 21 НИИИ в связи с приближающиеся праздником Днем защитника Отечества.
а.Латрыгин