“Мы по городу нашему вместе, красотою любуясь, пройдём…”
0
447

Белое от мороза солнце над площадью Тимофеева, рыбаки на льду Кожурновки, весенний вид из окна на Москворецкую, стая чаек на Бельском, уголок окрестного осеннего леса… Многие из этих рисунков­миниатюр бронницкого художника Юрия ТОМИЛОВА, посвященных родному городу, знакомы нашим читателям. Они публиковались в “БН” с первых номеров. Впрочем, Юрий Ликарионович не только рисовал, его считали еще и неплохим спортсменом, педагогом и тренером. У него не было высоких званий и престижных наград, но многие горожане до сих пор часто вспоминают своего земляка добрым словом…

Он никогда не хватал звезд с неба и, как и все мы, не был идеальным человеком. С начала жизненного пути ему пришлось пережить немало испытаний, наложивших отпечаток на всю дальнейшую судьбу. Его отец, как и у многих детей войны, погиб на фронте, а мать, ослепшую от глаукомы, отправили в дом инвалидов. Юра вместе с сестрой Клавой попали в детский дом. Трудовая биография мальчишки­подранка началась сразу же после полуголодного детдомовского десятилетия. Сначала – на местном лесопункте, затем – учеником токаря в гараже. В 1957­м он пошел учиться в ФЗО, где готовили столяров и плотников. А десятилетку закончил позже в вечерней школе рабочей молодежи. Юрий рано приобщился к рисованию – еще в детдоме. А уже потом увлекся спортивной борьбой. Наверное, это стало вызовом самому себе: парнишка с детства страдал пневмонией, имел слабые легкие и беспокоился, что его, повзрослевшего, вдруг не возьмут в армию… Мужской спорт помог ему поправить здоровье. А позже он много и интенсивно тренировался на офицерских курсах, где преподавали в то время боевое самбо, участвовал в различных состязаниях. Достойно выступил на первенстве Ленинградского округа среди армейских спортсменов, затем – на первенстве Архангельской области, стал мастером спорта. Позже, когда учился в техникуме, подтвердил это звание и получил удостоверение тренера­общественника. А уже в Бронницах стал тренировать учащихся в городских учебных заведениях и городских милиционеров.

В 1967­м Томилов поступил на дневное отделение Московского техникума легкой промышленности, на отделение, где готовят художников­конструкторов и модельеров обуви. А в дальнейшем его по распределению направили на кожгалантерейную фабрику в Бронницы. Сюда Томилов перебрался уже с женой – Раисой Павловной. Сначала супруги поселились на съемной квартире по ул.Кожурновская.

Позже им дали квартирку без удобств на Красной, 49. В эти годы Юрий Ликарионович поступил на “худграф” вечернего отделения Московского заочного пединститута и через пять лет получил диплом преподавателя рисования и черчения. Однако вакансий в окрестных школах в то время не было, и он устроился по приглашению тогдашнего председателя художником­оформителем в колхоз “Борец”.

Уже в этот период Томилов стал отдавать все свое свободное время изобразительному творчеству, пробовал разные жанры: есть у него графические работы, гравюры, живопись акварелью и маслом. И при этом постоянно искал себя в “смежных” профессиях. А в 1977­м ему предложили должность инженера­конструктора на 195­м заводе. А когда в Жуковском открылось художественно­конструкторское отделение, его пригласили туда по набору. Затем в Раменском организовали художественную мастерскую при городском парке культуры, и его пригласили руководителем мастерской. Ежедневно добираться до райцентра было непросто. Но он был увлеченным человеком и, как вспоминают его близкие, очень надеялся на возможность организовать такую же мастерскую в Бронницах. Однако получить на это разрешение от районных властей тогда так и не удалось. Огорченный Томилов уволился из Раменского, вернулся художником­оформителем на 195­й завод и проработал там до 1980­го…

Главная тема его творчества – сам город. Бронницкие улицы и здания, живописные и памятные места. Зимой и летом, весной и осенью они по­своему, но всегда выразительно предстают в его небольших графических работах. В этом убеждаешься, листая старые газетные подшивки, просматривая часть его рисунков, которые еще при жизни художник передал в городской музей. В хранилище – целая мини­галерея обычных уличных картинок и пейзажей. Смотришь на внешне неброские томиловские миниатюры и уже по­иному видишь давно знакомые места. Вот привычный ажур старого моста над Москвой­рекой и знакомая каждому “красная” школа, вот тихий уголок городского сквера и главная городская достопримечательность – Архангельский собор…На уже пожелтевших от времени листках по­своему запечатленное на бумаге время: Бронницы 70­х, 80­х, 90­х… Характерный абрис колокольни и соборных куполов, ухоженные домики с резными ставнями, а неподалеку – примета времени – тогдашние новостройки­”пятиэтажки”…

– У нас хранится не один десяток рисунков Томилова с видами памятников, живописных мест города и сельской округи, – рассказывает главный хранитель музея Нина Фирстова. – В основном это графика, небольшие работы, зарисовки с натуры, пейзажи. Но даже на малом изобразительном пространстве художник стремился добиваться большей творческой глубины и выразительности… Впрочем, кто­то из знающих Томилова школьных учителей наверняка вспоминает его и как оформителя­энтузиаста. Он – автор росписей­панно на стенах внутренних помещений в старом здании “красной” школы на Новобронницкой… И что бы ни говорили доморощенные критики, скромный томиловский вернисаж – это тоже наша бронницкая художественная летопись, весомое творческое наследие художника…

Почти два десятилетия Томилов работал преподавателем дополнительного образования: вел изостудию, а позднее – еще и секцию самбо. Этапным стало для него знакомство с другим известным бронницким мастером – Л.Я.Сухановым. Вскоре не без его помощи он подготовил свою первую персональную выставку. В дальнейшем вокруг них стали объединяться местные художники, и вскоре возникло целое объединение. Томилов – в числе самых активных членов народного самодеятельного коллектива­изостудии городского Дома культуры. Оно, как вспоминают старожилы, стало настоящим творческим союзом местных художников­любителей. О бронницких вернисажах тогда знали далеко за пределами области. Студийцам удалось возродить давние идущие еще с начала 20­х годов ХХ века, традиции бронницкой художественной школы. Работы Томилова, судя по записям в каталогах, выставлялись не только на городских и областных выставках, но и за пределами Подмосковья. И при этом он сам часто организовывал выставки работ своих воспитанников в детской библиотеке, входил в жюри конкурсов. А еще был неизменным участником вечеров творческой интеллигенции, которые очень интересно проводились в те годы в городской библиотеке.

Томиловы вырастили двоих детей. Дочь Оксана пошла по папиным стопам, серьезно увлеклась рисованием, окончила техникум в Гжели, сейчас учится в том же институте, что и отец. Работает преподавателем Дома детского творчества. У нее растут две дочери.

– Увлечение отца, конечно, повлияло на мой жизненный выбор , – считает Оксана Юрьевна. – Он работал преимущественно дома, и все его рисунки были перед моими глазами с раннего детства. Под впечатлением увиденного, сама стала рисовать еще в дошкольном возрасте, а в дальнейшем изобразительное творчество и обучение одаренных детей тоже стали моим жизненным призванием…

Всем знакомы стихи по­есенински яркого и самобытного советского поэта­шестидесятника Н.Рубцова. Но мало кто знает, что одну из книг­воспоминаний о нем, принадлежащую перу хорошо знавшей поэта (но сыгравшей роковую роль в его жизни) Л.Дербиной “Все вещало нам грозную драму…”, оформил Юрий Ликарионович. На титульном листе издания знаменитый поэт изображен на фоне картинки, очень похожей на бронницкий соборный комплекс. Ничего удивительного: рисунок навеяли Томилову родные места. Да сам Рубцов­певец русской души – очень органично смотрится на таком фоне. Иллюстрации да и сам сборник бронничане могли видеть и на одной из библиотечных выставок той поры. И рассказ о Томилове, непростая биография которого в чем­то схожа с рубцовской, хочется закончить строками, посвященными поэту: “Останется времени тайна и творчества искренний свет, и тихая радость, и знание, что смерти, конечно же, нет…”

Валерий ДЕМИН

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий