Доносы писали во все времена, но расследование не всегда брало сторону доносчика. В мае 1851 г. дворянин Петр Эльмастов, проживавший в Бронницах, отправил московскому военному генерал-губернатору Закревскому донесение, в котором написал: “…почитаю себя преступником присяги не донести об ущербе государственного интереса…”
А дело заключалось в следующем: в Бронницах в то время находилась двухэтажная почтовая гостиница, построенная купцом Самсоновым для проживания приезжих. В контракте на ее строительство было указано, что за гостиницу не нужно платить акцизный налог. Принадлежала гостиница купчихе Т.Ф.Кононовой – жене известного бронницкого купца. Она сдала гостиницу на 2 года по контракту другому местному купцу – Е.К.Фадееву.
Эльмастов донес о том, что в нижнем этаже гостиницы, мол, устроен трактир, в котором всегда много посетителей, идет оживленная торговля, а акцизный налог не платится уже два года. И дальше описан сам трактир на 1-м этаже, состоящий из 5-ти комнат с 28-ю столами, покрытыми скатертями, с буфетом, который имеет все трактирные приборы, с музыкальной машиной-органом, с приходящим женским цыганским хором. В трактире 12 человек служителей в рубашках и фартуках, а не в сюртуках, как положено служителям гостиницы. Торговля производится чаем, виноградным вином, пивом, медом, простым вином и разными сортами водки … приготовляются закуски в разных видах …
Горячая вода подается не в самоварах, как положено в гостинице, а из устроенного трактирного куба в чайниках. К тому же вход в нижний этаж с улицы заложен и превращен в окно, а вход теперь один на верхний этаж в номера и в трактир на 1-м этаже.
“Справедливость моего донесения могут подтвердить под присягой все жители города, – пишет далее Эльмастов, – но если Вы поручите расследование кому-нибудь из чиновников города, то истина будет сокрыта…”
Генерал-губернатор переслал донесение на расследование гражданскому губернатору, но с обязательным возвратом ему самого донесения. Дальше, как и положено, направили запрос на проверку в городскую думу и городничему.
И вот мы читаем ответ Закревскому в августе 1851 г. о том, что проверка проведена и показала, что действительно на 1-м этаже гостиницы торговля питейными и съестными припасами проводится при большом числе посетителей разных званий и описание 1-го этажа в донесении правильное. Заодно при проверке осмотрели и второй этаж – саму гостиницу. “…Верх состоит из коридора, 5 больших комнат, одного общего зала и комнаты, где живет содержатель гостиницы”.
Также к ответу губернатору приложен отзыв на запрос купца Фадеева. В нем он пишет, что на 1-ом этаже находится вовсе не трактир, а кухня при почтовой гостинице для удобства приезжающих. Просто почтовая гостиница состоит из двух этажей. Очень интересно и само заключение по проверке, отправленное как ответ Закревскому.
“ …В контракте Самсонова не сказано, что обязательно содержать в гостинице трактир с акцизным платежом; также не сказано, что гостиницу нужно помещать только в верхнем этаже. Также нет постановления, которое воспрещало бы размещение гостиницы в разных этажах дома…” Вот и все. Гостиница продолжала работать с кухней-трактиром. Дело было закрыто. Правда потом было несколько попыток поджога гостиницы. Виновниками этого, по мнению властей, были местные поджигатели, в основном люди нетрезвого образа жизни и бездомные бродяги.
В.СУНЧЕЛЕЕВА, ученый секретарь музея истории г.Бронницы