Юлия ГУСТИНОВИЧ: "Педагог – это призвание, случайных людей в школе не должно быть!"
0
402
Каждый из нас понимает значение слова «педагог» по-своему. Кто-то считает, что таковым можно считать любого, кто ведет занятия со школьниками или студентами. Кто-то считает иначе… Вряд ли педагогами в полном смысле слова являются те, кто оказывает юному поколению только образовательные услуги. Настоящих учителей-наставников, которые не просто дают нужные знания, а ненавязчиво воспитывают своих учеников, помогают им в формировании личности, в поиске правильных жизненных путей, у нас не так уж много. И я лично считаю, что очень повезло тому, кто на раннем этапе своей биографии встретил именно такого школьного учителя… В этой статье хочется рассказать нашим читателям о педагоге по призванию – преподавателе русского языка и литературы школы №2 Юлии Владимировне ГУСТИНОВИЧ.

Она добросовестно трудится во второй школе уже более двух десятилетий. Свой, уже довольно солидный, учительский стаж моя собеседница начала именно здесь, после того как приехала в наш город из Ярославля. За минувший период школьный коллектив стал для неё одной большой, сплоченной семьей. Здесь молодая девушка обрела твердую уверенность в правильном выборе своей профессии, нашла хороших подруг, доброжелательных коллег и обучила не одно поколение учеников. Особенно важно то, что к школьному учительству она пришла не случайно, а, наоборот, очень осознанно. Ибо ещё старшеклассницей на примере своих любимых педагогов Юля твердо решила: её место только в школьном педколлективе.

– Последние 10-й и 11-й классы своего среднего образования я оканчивала в педагогическом лицее,– рассказывает мне Юлия Владимировна. – Там было такое же хорошее, всестороннее развитие личности, как в своё время в институте благородных девиц. А еще там трудились замечательные преподаватели, которые смогли по-настоящему увлечь меня своим умением интересно и содержательно вести уроки. И в дальнейшем, когда встал вопрос о выборе вуза и конкретного факультета, мне почему-то подумалось, что я обязательна должна быть учителем начальной школы. Тогда мне казалось, что общаться с учениками начальных классов будет легче. Но один из уважаемых мной преподавателей, мой наставник, сказал, что моё место именно на филологическом поприще. Я согласилась и поступила, а дальнейшем окончила филологический факультет Ярославского государственного педагогического университета им.К.Д.Ушинского.

Год за годом утверждаясь в избранной профессии, преподаватель Густинович не раз убеждалась в том, насколько важна и значима работа школьного учителя. Это профессия, что называется, дальнего действия и в её выборе ошибаться нельзя. Очень уж дорого приходиться расплачиваться за такие ошибки в будущем и детям, и школе, и обществу в целом. Педагогом нельзя стать случайно, лишь на время и только для заработка. Настоящим учителем становятся на всю жизнь! Только в этом случае получаешь право наставлять младших, влиять на их дальнейшую судьбу, готовить к непростой взрослой жизни. Моя собеседница в выборе профессии приняла продуманное и окончательное решение. И впоследствии ни разу о нём не пожалела.

– Недавно в ходе встречи «за круглым столом» я долго и откровенно общалась с педагогами-коллегами, – продолжает свой рассказ Юлия Владимировна. – И слушая их, осознала то, что учительство сегодня – без всякого преувеличения, светоч русской земли. Учительство в чем-то сродни гражданскому подвигу. Именно мы призваны нести в наш еще далекий от совершенства мир просвещение, духовность и гармонию. Поэтому я убеждена в том, что работать учителем можно только по призванию. Случайных людей в школе просто не должно быть. Здесь каждому члену педколлектива необходимо отдавать делу всего себя, выполнять свои обязанности с максимальной отдачей. У нас, педагогов, – великие задачи! Мы должны обучать и воспитывать детей так, чтобы они в дальнейшем стали не просто хорошими специалистами, а всесторонне развитыми людьми и настоящими гражданами своей страны.

И хоть моя собеседница не стала учителем в начальных классах, она, как и прежде, считает этот профиль одним из самых важных и значимых во всей системе среднего образования. Ведь, первые классы – начало начал школьной педагогики. Это отправная, исходная точка отсчета в становлении и развитии ребенка. Именно отсюда, с самого старта, первым учителям необходимо урок за уроком прививать малышам любовь к познанию, к школьным предметам, к самой повседневной учебе. Именно в это время педагоги начальных классов призваны заложить прочный фундамент будущего развития личности каждого ученика. И к преподавателям-предметникам дети приходят уже мотивированными к следующему этапу обучения. И от того, насколько они нацелены на учёбу, во многом зависят их дальнейшие успехи.

– Мы же, давая детям учебный материал по конкретным предметам, в свою очередь, стремимся заинтересовать их более глубокими знаниями, активнее вовлечь в процесс дальнейшего обучения, – говорит моя собеседница. – При этом, стараемся, чтобы охота к учебе ни у кого не пропала, чтобы ребята воспринимали нас так же, как и учителей начальной школы. А для этого преподавателям-предметникам, как я считаю, нужно быть не только требовательными наставниками, но и добрыми, располагающими к себе друзьями. Только так в отношениях, основанных на взаимном уважении и доверии, можно лучше узнать и понять каждого ученика, повлиять на то, как он усваивает полученную на уроках информацию.

Вряд ли кто-то поспорит с тем, что обучение русскому языку и литературе – очень важное направление в интеллектуальном развитии школьника. Ведь, согласитесь, слабые знания правил правописания, неверное произношение слов и фраз равно как и пренебрежительное отношение к чтению отечественной классики – это очень существенный изъян во всем среднем образовании. Конечно, в практике преподавания русского языка вопрос решается проще. Ведь языковая грамотность – это совокупность строгих и обязательных правил, которые требуется выучить, усвоить и запомнить. А вот как привлечь нынешнего школьника, продвинутого в мир электроники и Интернета, к урокам литературы? Как заинтересовать его чтением и анализом серьезных художественных произведений?

– В настоящее время, когда практически все школьники активно пользуются информационными ресурсами Интернет-сети и оттуда черпают все необходимые им сведения, очень сложно приобщить их к серьезному книгочтению, к литературной классике, – считает Юлия Владимировна. – Некоторые из наших учащихся не находят в изучении художественных произведений ничего для себя интересного. Сейчас мы, преподаватели-словесники, стараемся изо всех сил, чтобы школьники нашли в литературе свой круг чтения, своих любимых писателей и поэтов. Наша цель – добиться того, чтобы наши ученики читали не только приключенческую литературу и детективы, но и русское классическое наследие. Именно такая литература воспитывает у молодых гордость за свою страну, патриотизм и гражданственность. Именно такие книги должны стоять на их «золотой полке».

Заинтересовать и увлечь своих учеников серьезным и полезным книгочтением лучше всего на собственном примере. И поэтому Юлия Владимировна откровенно делится с учениками своими сложившимися литературными предпочтениями. Её любимым произведением был и остается приключенческий роман писателя Вениамина Каверина «Два капитана». Именно это произведение давнего советского периода стало для школьного преподавателя Густинович своего рода надежным путеводителем по жизни. Книга, по её мнению, не просто рассказывает о настоящих героях, о законах жизни, вводит читателя в мир чистых и добрых чувств. Её содержание формирует правильное мировоззрение, твердый характер. Моя собеседница часто перечитывает именно этот роман, и он всегда помогает ей в сложных жизненных ситуациях.

Работа преподавателя-предметника оценивается, в том числе, успешной сдачей учащимися единых государственных экзаменов. Это, пожалуй, самый серьезный этап в процессе обучения школьников. Начало подготовки к ЕГЭ – это длительный процесс, который начинается с самых первых классов. Здесь важно систематически учитывать материал, углублять знания и оттачивать их в старших классах. При правильной подготовке и систематических занятиях у учеников не должно быть «белых пятен» в их знаниях, что облегчает подготовку к экзаменам. Хорошие результаты по ЕГЭ являются залогом успеха в будущем. Ведь они лучше всего определяют возможности и перспективы выпускника в дальнейшей жизни.

– Конечно, я, как и любой учитель, горжусь своими учениками, – говорит Юлия Владимировна. – Моя особая гордость – это стобалльница Ольга Жучкова. Я обучала её с 5-го по 11-й классы. А свои максимальные баллы она заработала в прошлом году. Считаю, что эта девочка обладает солидным багажом знаний. Это очень интеллектуальный и мотивированный человек. И её достижения совсем не случайны. Она шла к этим 100 баллам на протяжении всей школьной жизни. Кроме того, Оля – очень целеустремленный и уверенный в себе человек. Помню, она вышла с экзамена со словами: «Вы не расстраивайтесь, Юлия Владимировна, у меня 100 баллов!» Я осторожно сказала: «Давай всё же дождемся итогов». А когда их объявили, там, действительно, было 100 баллов. Это её честный результат! Она поступила туда куда хотела. Она учится в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ). При поступлении Ольга также достойно выдержала все экзамены. Я уверена, что она станет отличным профессионалом.

...О многом мне удалось поговорить с Юлией Владимировной, многое понять и уяснить для себя в понимании важности и сложности труда школьного преподавателя-предметника. Учителя, который терпеливо и добросовестно год за годом не просто приобщает своих учеников к литературе и языкознанию, а учит их по-настоящему интересоваться и гордиться духовным богатством своей страны. Меняются времена, меняются подходы и принципы в образовании. Но главное, как ни крути, осталось прежним: школьники должны хорошо знать базовые предметы -свой родной язык и литературу. А помочь им в этом может только знающий и неравнодушный учитель, настоящий педагог. Такой, как Юлия Владимировна Гус­тинович.
Беседовала Анна БЫЗОВА
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий