Ярковские чтения: помним и гордимся!
0
892
12 ноября в Бронницкой детской школе искусств состоялись III межрегиональные чтения, посвященные памяти П.Г.Яркова – руководителя хора крестьян Бронницкого уезда, собирателя русских народных песен, поэта и талантливого певца-импровизатора, нашего знаменитого земляка.

На эту встречу за «круглым столом» памяти Петра Яркова, собралось немало жителей нашего города, которым знакомо это имя и подвижническая деятельность организатора и руководителя крестьянского хора. Были приглашены также педагоги и руководители общеобразовательных и музыкальных школ, работники культуры, представители городской администрации.

Основная тема ярковских чтений – сохранение и актуализация традиционной народной культуры. Перед собравшимися выступили целый ряд исследователей, которые представили доклады, посвящённые творчеству и стилевым особенностям звучания хора под управлением Петра Яркова.

Напомню, будущий собиратель русских народных песен родился в 1875 году в деревне Сельцо Бронницкого уезда, в бедной многодетной семье. Начал свой взрослый жизненный путь простым крестьянином, а закончил – руководителем именитого хора, который создал сам. Выступившие на чтениях говорили и о наиболее значимых этапах становления и развития уникального музыкального коллектива.

Народный хор, который объединял крестьян окрестных деревень – Сельцо, Малышево, Денежниково и Нестерово, был образован Ярковым в 1919 году. А в 1921 г. хор, руководимый им, впервые выступает в Москве, на собрании этнографической секции Государственного института музыкальной науки и получает высокую оценку музыкантов. А уже через 4 года хор становится профессиональным Московским хоровым коллективом, хотя и именуется хором бронницких крестьян.

Наверняка многим нашим читателям будет интересно узнать и то, как же появились стилевые особенности звучания хора под управлением Петра Глебовича? Об этом В течение всех 24 лет под руководством Яркова (1921-1945 гг.) хор оставался носителем и пропагандистом подмосковной русской народной песни и многоголосного песенного строя. Песни хором не просто пелись, они «игрались» – происходили в действии, органически связывающем мимику, пляску и песню. Артисты хора никогда не стояли на месте, они танцевали, приплясывали, играли песню. Даже на репетициях никто не стоял без движения.

Очень своеобразно, судя по дошедшим до нас воспоминаниям, проходили и сами репетиции. Разучивание песни с хором и с запевалами проводилось по слуху с голоса самого Яркова. Петр Глебович начинал петь песню сначала с одним певцом, затем – с двумя, с тремя и так далее, пока ее не разучивал весь хор. А одновременно могло звучать до 12 голосов.

При возобновлении разучивания песни на следующей репетиции Ярков снова вносил что-то новое в напев песни, изменял ее мелодический рисунок. Отсюда многообразие импровизированных приемов, умелый выбор вариации, которые во многом зависели от необходимости наиболее выразительно донести текст песни, подчеркнуть значимость поэтического образа в песне.

Добавлю и то, что Ярков сам составлял программы для концертов хора и давал к ним пояснения, активно публиковал в музыкальных журналах статьи о своём хоре, народных песнях и др. В течение нескольких десятков лет собирал тексты и мелодии народных песен, распевал их в хоре. П.Г.Яркову принадлежат слова и напев песни «Ты живи, Россия, здравствуй», которая звучит на концертной эстраде и в наши дни.

К сожалению, в декабре 1945 года Петра Глебовича не стало, а сам хор распался спустя четыре года после смерти. Но исполненные им песни живут до сих пор и записаны почти на сорока пластинках. Безусловно, дело и имя Петра Яркова не забыто. Прошедшие III межрегиональные чтения, посвященные его памяти, – наглядное тому подтверждение.
Алексей БОЧЕЙКО
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий