В настоящее время у одного из крупнейших вузов России – Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ) с более чем 80-летней историей имеется уже 6 филиалов в различных городах страны. Бронницкий филиал был создан самым первым. И он в должной мере сумел реализовать преимущества своего первенства. Стал ведущим вузом автомобильного профиля в Подмосковье и за его пределами, подготовившим за прошедшие годы сотни высоквалифицированных специалистов. Об истории и сегодняшнем дне вуза-юбиляра корреспонденту “БН” рассказывает директор Бронницкого филиала МАДИ В.И.ЕРЕМИН.
– Владимир Иванович, что значит для вашего учебного заведения этапная дата, которую отмечаете в октябре 2012 г.?
– Мы празднуем 25-летие нашего филиала. Именно в октябре 1987 года приказом ректора МАДИ был учрежден реальный “прообраз” будущей самостоятельной учебной структуры – Бронницкий учебно-научно-производственный комплекс (УНПК), который вел подготовку специалистов по специальности “Автомобили и автомобильное хозяйство” (вечерняя форма обучения). Впрочем, у нас есть и еще одна более ранняя точка отсчета: сентябрь 1959 г. С этого времени в Бронницах начало действовать вечернее отделение факультета МАДИ “Автомобильный транспорт”. Необходимость его создания тогда настоятельно диктовала острая нехватка специалистов автомобильного профиля для переведенного в Бронницы из Петергофа 21 НИИИ. По сути, это был не собственно филиал, а вечернее отделение факультета столичного вуза. Он относился к МАДИ, а подготовка велась у нас. Обучали бронничан приезжие преподаватели из Москвы и научные работники оборонного института. И сам профиль этой учебной структуры был узким: здесь готовились кадры только для 21 НИИИ. Просуществовало отделение до 1971 г. К этому времени оно выполнило поставленную задачу: местные выпускники в основном обеспечили потребность бронницкой “оборонки” в специалистах автомобильного профиля. Закрытию отделения способствовала и система распределения специалистов из вузов других городов страны.
– А что обусловило возрождение Бронницкого филиала МАДИ?
– В начале 80-х у нас в Бронницах стала складываться уникальная система непрерывного образования автомобильного профиля. Наряду с 21 НИИИ стало действовать профтехучилище №84 (будущий МОГАДК), где начали готовить специалистов низшего и среднего профессионального уровня. Велась работа по организации у нас регионального диссертационного Совета. Не хватало вуза, который бы готовил инженеров, в том числе способных пополнить научные кадры “оборонки”. С 1985-86 гг. началась работа по возрождению филиала МАДИ в Бронницах. Это был непростой процесс, и от его организаторов потребовалось немало усилий. Инициаторами этого важного дела стали начальник тогдашнего 21 НИИИ И.М.Юрковский, первый глава г.Бронницы А.А.Сыроежкин. Непосредственную работу по открытию осуществлял научный сотрудник 21 НИИИ Н.К.Лавренченко. Наличие в Бронницах своей производственной и научной базы -21 НИИИ, которую захотели совместить с еще одной научной – столичного МАДИ, сподвигло организаторов на создание Бронницкого учебно-научно-производственного комплекса (УНПК). Так что октябрь 1987 г. и стал для нас датой, от которой идет отсчет 25-летия филиала. А в 1996 г. УНПК был официально преобразован в собственно филиал МАДИ в г.Бронницы с вечерней формой обучения.
– А что еще для вас – как опытного руководителя – наиболее памятно и значимо?
– Еще раз отмечу, что этапное для нас событие – 21 июня 1996 г., когда на основании соответствующего приказа Государственного комитета по образованию УНПК стал Бронницким филиалом МАДИ. Это дало нам возможность иметь собственную государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности в системе высшего профессионального образования, которую мы в дальнейшем (в 2000 г.) получили. Следующая очень важная для нас дата – переход в 1997 г. на подготовку специалистов очной формы обучения. В 2001 г. вместо вечернего мы открыли заочное отделение по двум специальностям. В 2003 г. произошло еще одно – наиважнейшее для нас событие: филиал перешел на организационную и финансовую самостоятельность в рамках обособленного подразделения МАДИ. С того времени мы могли иметь свою штатную структуру, свои расчетные счета и самостоятельно осуществлять образовательную деятельность. А в 2008 г. администрация города передала в безвозмездное пользование прежнее школьное здание на ул.Новобронницкой, 50. Появилась возможность лучше разместить свои учебные кабинеты, оборудовать лаборатории, создать более комфортные условия для обучения студентов. Хочу особо отметить, что администрация города и Научно-исследовательский испытательный центр автомобильной техники 3 Центрального НИИ Минобороны РФ (бывший 21 НИИИ) активно помогали и помогают нам на всех этапах становления и развития. За это мы им очень благодарны.
– А что конкретно собой представляет Бронницкий МАДИ сегодня?
– Наш филиал сегодня – это постоянно развивающееся самостоятельное подразделение МАДИ. У нас – 2 учебных факультета (основной – автомобильного транспорта и экономический), заочное отделение и отделение дополнительного образования. По сути – это 4 факультета. Ведь заочников у нас – почти столько же, сколько очников, а в дополнительном образовании – почти сотня юных слушателей, начиная с 8-х классов. С этого года нам разрешили открыть новый профиль “Организация перевозок и управления на транспорте”. У нас есть своя научно-техническая библиотека, два компьютерных класса с выходом в Интернет. С 1 октября этого года у нас действует двухгодичная физико-математическая школа, которая позволяет старшеклассникам городских общеобразовательных школ углубленно изучать точные науки. Особо отмечу и то, что наш профессорско-преподавательский состав постоянно работает над повышением качества обучения. И это год за годом дает свои позитивные плоды. Наши дипломы уже не вызывают сомнений у работодателей. У выпускников МАДИ нет проблем с трудоустройством. Они успешно работают во многих известных автотранспортных предприятиях и организациях города, Раменского района, Москвы и столичной области. Ныне заметно расширилась и география проживания наших абитуриентов. На учебу в филиал поступают не только бронничане и жители близлежащих населенных пунктов. У нас много студентов из Воскресенска, Коломны, Егорьевска, Раменского, Люберец, Лыткарино, из Озер, Серебряных прудов. Есть даже студенты из других областей РФ. У нас нет своего общежития, но многим из приезжих мы сумели помочь так или иначе решить проблемы с проживанием.
– Молодежь учат на хороших примерах. Сложились ли у вас традиции? Есть ли студенты и преподаватели, имена которых можно произнести с гордостью?
– Таких у нас много. Но больше всего мы гордимся нашим золотым фондом – преподавателями-ветеранами. Среди них есть такие, чей трудовой стаж в филиале превышает четверть века. Так, с самого основания у нас трудятся профессор В.А.Павлов, доцент Н.В.Гузев, Н.С.Шуляка, А.Н.Кашевич, А.Б.Гжельский (он один из самых первых выпускников Бронницкого филиала), С.А.Репушкин, Ф.С.Ким и другие. Что же касается добрых традиций, то их тоже немало. Есть обязательная церемония “Посвящения в студенты”, регулярно проводим осенние и весенние студенческие балы, интересные новогодние вечера, КВНы. К примеру, в этом году наша команда КВН заняла 1-е место в городе. Развиваем и спортивные традиции. Есть свои команды по мини-футболу, а в городской студенческой Спартакиаде-2012 команда нашего филиала также завоевала 1-е место.Кубки, дипломы и грамоты, которыми награждены наши студенты, – наглядное подтверждение достижений в учебе, спорте и культурной жизни.
– А каковы ваши планы на будущее?
– Их немало. У нас есть программа стратегического развития филиала (2012-2015 гг.). Наиболее значимым из ее составлющих я бы назвал организацию на нашей базе Института повышения квалификации и переподготовки работников Министерства транспорта Московской области. В 2013 г. мы намерены провести первый набор по профилю “Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте”. А с 2014 г. будем осваивать еще один очень востребованный профиль обучения – логистику.
Беседовал Валерий НИКОЛАЕВ