ТАРУТИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ
0
2240

В этом году Россия отмечает 200­летие Отечественной войны 1812 года. В сборнике “Из истории Бронницкой земли”, выпущенном городским музеем в 2008 г., есть несколько статей, посвященных этой теме: о знаменитом “обманном” Тарутинском маневре, о партизанском движении в Бронницком уезде, о некоторых усадьбах уезда того периода. Настоящая статья посвящена Тарутинскому сражению, которое явилось логическим продолжением одноименного маневра и поворотным моментом в войне. Именно после этого боя войска Наполеона были вынуждены начать отступление.

Отечественная война 1812 г. отличалась кровопролитными битвами, о которых написано много воспоминаний участников, исследований историков и известных писателей. Достаточно назвать Бородинское сражение, бой под Березиной, Тарутинский бой, сражение под Малоярославцем. Есть воспоминания французов Тюлярда, Тириона, Рооса, Дедема, Коленкура и др. А.Дюма тоже участвовал в исследовании войны своей страны (см. Тайный заговор М. 1991 г.) Среди русских авторов дореволюционного периода можно назвать Л.Толстого, К.Рылеева, М.Кутузова, К.Военского. Много работ, по­
священных войне, у историков советского и постсоветского периодов.

Если внимательно посмотреть описания сражений, то можно заметить, что они сильно отличаются данными по количеству потерь, участников и значению каждой битвы. Но это понятно и объяснимо. У каждой из воюющих сторон своя боль и субъективная оценка. Впрочем, спустя некоторое время большин­
ство исследователей пришли к одинаковым уточненным цифрам количества участников сражений, раненых, пленных и погибших.

Интересная особенность – отсутствие ненависти и острой враждебности между многими военачальниками воюющих сторон. Ведь многие были давними знакомыми еще до войны. Например, когда 2 сентября 1812 г. французы входили в Москву, а русские войска под командованием Милорадовича покидали столицу, кавалерия Себастиани по просьбе Милорадовича без боя дала выйти из Москвы войскам и обозам русской армии. Были подобные случаи и среди солдат. Например, в ходе победного Тарутинского боя, о котором пойдет речь далее, казаки захватили много пленных французов. И вернувшись в лагерь, устроили праздник с песнями и танцами. Стали приглашать пленных, и многие не отказались. Увидев, с каким удовольствием французы пляшут и поют вместе с ними, казаки одели их в новую одежду и отпустили. Из­за этого впоследствии пришлось уточнять количество пленных. Но такие случаи не мешали сражениям во время войны быть кровопролитными и жестокими.

Пожар в Москве начался в день вступления французов. Купцы сами поджигали лавки с товарами, чтобы врагам ничего не досталось. Пылали масляные лавки, москательные ряды, лесные склады около Остоженки, Каретный ряд с неубранными экипажами, барки с хлебом. Наполеон обещал своей армии отдых, теплые дома и еду в Москве. Но за несколько дней большая часть Москвы златоглавой превратилась в пепелище и груду камней.

Вот только некоторые данные: в 1812 г. до пожара в Москве было 2567 каменных домов­осталось только 526, деревянных домов было – 6521 осталось – 2100. Из 237 церквей более половины обгорело, а 12 церквей сгорели совсем. Наполеон в ярости приказал расстреливать и вешать поджигателей, послал Мортье с большим отрядом тушить пожар, но все тщетно… Отсутствие фуража, еды и ранняя холодная осень ожесточили французов. Они грабили все, что осталось от пожара, врывались в церкви… Почти все московские храмы, уцелевшие от пожара, пострадали от грабежа и осквернения.

В январском номере журнала министерства Народного просвещения за 1912 г, (к 100­летию Отечественной войны 1812 г.) впервые были опубликованы некоторые письма фельдмаршала Кутузова к его дочери. Из этих писем можно сделать вывод,что еще задолго до сдачи Москвы в голове знаменитого военачальника созрел план о переносе театра военных действий на Калужскую дорогу. Это план он не скрывал от своих приближенных офицеров главной квартиры (штаба). Например,еще 19 августа в письме, писанном под диктовку Кутузова Кудашевым, дочери Анне Михайловне Хитрово, проживающей в своем имении под Тарусой можно прочитать: “…Но нужно сказать откровенно, что мне не нравится ваше пребывание около Тарусы, вам могут наделать беды, так как что такое представляет собой одна бедная женщина с детьми, поэтому я хочу, чтобы вы уехали подальше от театра войны. Уезжайте же, дорогой друг, но я требую, чтобы сказанное мной было хранимо вами в глубочайшей тайне”.

Чтобы перейти к рассказу о Тарутинском бое, вспомним коротко суть предшествующего ему Тарутинского маневра, во время которого война прошла через Бронницы.

Итак, 2 сентября 1812 г. русская армия покинула Москву и двинулась в Рязанском направлении. 4 сентября она отступила к Боровскому перевозу (в районе Чулкова) и перешла на правый берег Москвы­реки. Главная квартира расположилась в Кулакове. 5 сентября Кутузов двигаясь вдоль правого берега Пахры, перешел на Каширскую дорогу, 6­го достиг Подольска, 9­го – селения Красная Пахра на Старой Калужской дороге. Из Красной Пахры Кутузову ночью скрытно удалось отойти к реке Нара и занять укрепленную позицию в районе с. Тарутино (Тарутинский лагерь).

У Боровского же перевоза был оставлен арьегард Раевского, которому было приказано продолжать двигаться в Рязанском направлении и прикрывать уходящие в сторону Калужской дороги основные силы. Казакам Дорохова (в составе двух казачьих полков под командованием полковника Ефремова удалось демонстративным отходом на Рязань увлечь за собой авангард французской армии на 2 перехода до Бронниц. 11 сентября Ефремов сообщает, что французы прошли через Бронницы и ночуют в Боршеве, а 13 сентября свернули к с.Шубино, где опять устроили ночевку.

Конница Мюрата, под начальством Себастиани, следовавшая за ними, в полном смысле потеряла русскую армию, так как отряды казаков после Бронниц стали рассеиваться для рейдов по тылам французов, и только 14 сентября Мюрат обнаружил русскую армию в районе Подольска.

В 1812 г. от Тарутино через Винково и на Спас– Купли (8 км к северо­востоку от Винково) пролегала старая Калужская дорога, вдоль которой и находились к началу октября основные силы русских и французов. Между противниками находился лес, не занятый войсками. А пока, проделав Тарутинский маневр, русская армия накапливала силы. Во­первых, было собрано пожертвований около 60 млн. рублей. Организовано ополчение 206 тыс.человек, приобретено 90 тыс. орудий. Причем из них 50 тыс. закупили в Англии.

Кутузов не хотел стремительных активных действий: “Чем долее останется в Москве Наполеон, тем вернее будет наша победа”. Английский же генерал Р.Вильсон, находясь при штабе русской армии, стремился подтолкнуть к схватке, но Кутузов заявил: “Мы никогда, голубчик мой, с тобой не согласимся. Ты думаешь только о пользе Англии, а по мне, если этот остров сегодня пойдет на дно моря, я не охну”. В Тарутинском лагере русская армия получила передышку, и здесь возник кратковременный островок мирной жизни среди войны.

30 сентября Ф.Н.Глинка в “Письмах русского офицера” пишет о Тарутинском лагере: “…На сих последних рынках изобилие русских краев выставляет все дары свои. Здесь сверх необходимых жизненных припасов можно покупать арбузы, виноград и даже ананасы!… Солдаты продают отнятые у французов вещи, серебро, платье, часы, перстни и проч. Казаки водят лошадей. Маркитанты торгуют вином и водкой. Здесь в шумной толпе отдохнувших от трудов воинов,среди их песен и музыки забываешь на минуту и военное время”.

После предложения Беннигсена и Милорадовича атаковать французов Кутузов вынужден был согласиться и назначил атаку на 5 октября. Накануне генерал– квартирмейстер К.Ф.Толь составил диспозицию к бою. Проверяющий готовность русской армии Кутузов за день до назначенной даты – 4 октября вечером выехал из Леташевки в лагерь, чтобы лично проследить, как идет подготовка и обнаружил, что приказ о выступлении даже не поступил и соответствующего распоряжения в штабах армий не было. Генерал Ермолов был на званом обеде, когда приехал посыльный из штаба, и приказ о выступлении некому было получить.

Французы же, хотя имели своего осведомителя в русской армии,который сообщил о дате боя, не смогли воспользоваться сообщением. Так как адьютант, получив известие, не стал будить спящего начальника кавалерии, решив, что это не так важно. Атака была сорвана и перенесена на 6 октября. Приближенные Кутузова давно не видели его в таком гневе.

В.СУНЧЕЛЕЕВА

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий