СЕМЬЯ ФЕДОТОВЫХ
0
1059

Есть в Бронницах семьи, по родословной которых можно изучать довоенную, военную и послевоенную историю нашего края и страны. Общность судеб, великих и малых событий, которые пережили эти люди, нашли отражение в старых семейных фотоснимках и личных воспоминаниях. О разных поколениях одной из таких семей коренных бронничан ФЕДОТОВЫХ, многие годы проживших на ул.Красноармейской, работавших в знакомых всем старожилам трудовых коллективах, достойно перенесших самые страшные испытания прошлого века и поныне живущих в Бронницах, рассказывает наш постоянный автор.

Смотрю на эти старые снимки и думаю о том, как много они могут рассказать нам, дожившим до нового века, об этой обычной, но по­своему уникальной семье. Вот на фото, датированном ноябрем 1928­го, юный красноармеец в краснозвездной буденовке, армейской форме тех лет, крест­накрест перепоясанной ремнями с наганом в кобуре и шашкой. Это наш сосед по улице Красноармейской, довоенный глава семьи Федотовых – Михаил Павлович. Родился он в далеком 1906­м и, судя по документам, имел отношение к известным многим бронницким старожилам, курсам, а позже – стрелково­тактическому институту “Выстрел”. В моей детской памяти не сохранился живой облик этого человека (слишком мало мне тогда было лет). Вспомнить дядю Мишу и довоенный быт Федотовых помогают фото тех лет…

Судя по ним, перед войной Михаил Павлович, демобилизованный солдат РККА, работал в Бронницком горпо. К тому времени он был уже женатым человеком, и его супругу Марию Никитичну (в девичестве – Вдовину), которую я хорошо знала и называла тетей Марусей, до сих пор вспоминают добрым словом многие бронницкие старожилы. Она тогда трудилась швеей в артели на ул.Красной.

Вот снимок из далеких 30-­х: у счастливых молодоженов Федотовых на лицах уже можно разглядеть печать тревоги за будущее семьи – где-­то впереди германское нападение. На последнем предвоенном снимке любящие супруги с двумя сыновьями – Валентином и Леонидом. К тому времени райвоенкомат снова призвал Михаила Павловича, как и многих бывших военнослужащих, на службу в РККА. С августа до ноября первого военного года опытный красноармеец Федотов служил при военкомате: обучал строевой подготовке допризывников.

В марте 1942­-го в семье родился третий сын – Виктор. А через полгода Михаил Павлович отказался от брони, ушел на фронт и попал в самое пекло – подо Ржев. Если открыть первую Книгу Памяти “Солдаты Победы города Бронницы”, то среди иных наших воинов­земляков, павших на полях сражений ВОВ, можно найти сведения и о нем. Они очень скупы, постараюсь хоть немного дополнить их. В ржевской мясорубке Федотову повезло: отделался ранением.

После госпиталя, как я узнала от тети Маруси, его направили в школу танкистов, и дядя Миша стал башенным стрелком. А вот последнее перед гибелью фото Михаила Павловича, датированное 1943­м: до смерти оставались считанные месяцы… Судя по имеющимся сведениям, гв.старший сержант доблестно воевал в 52­й отдельной танковой бригаде, освобождал территорию России и Украины. А погиб геройски: в одном из боев 26 марта 1944­го их танк был подбит, и весь экипаж сгорел заживо. Схоронили героев­танкистов на украинской земле, близ с. Алексинец­Польный в Хмельницкой области.

После того, как муж ушел на фронт, Мария Никитична сразу осознала: теперь все домашнее хозяйство тяжким грузом легло на её плечи. Она перешла работать уборщицей в бронницкий исполком. Убираться начинала с пяти утра, чтобы управиться до обеда, а потом у нее начиналась вторая смена. Она очень старалась, чтобы все успевать по дому, чтобы прокормить и поднять троих своих сыновей. Как и многим многодетным солдаткам той суровой поры, ей помогала кормиться своя дворовая живность – куры, гуси, козы. И, конечно, огороды, где выращивали всё самое необходимое. А еще, как я помню, тетя Маруся умела отлично шить и вязать. Ее быстро растущие мальчишки всегда были одеты и ухоженны: ходили в сшитых ею куртках и штанах, в связанных носках и варежках. Но самое главное, даже присланная с фронта “похоронка” на мужа не сломала нашу соседку. Поседевшая и немало повидавшая, она смогла достойно воспитать всех своих сыновей, вырастить их достойными людьми.

Старший сын Федотовых – Валентин Михайлович, родившийся в 1932­-м, очень простой, добрый, работящий парнишка после семилетки, чтобы помочь матери прокормить младших, сразу поступил в фабрично­заводское училище. И, получив там ходовую рабочую профессию строителя, всю дальнейшую жизнь прокладывал железные дороги. По его трудовой книжке можно изучать географию СССР. Трудился в Сибири, на Кавказе, в Казахстане, а позже в Целинограде женился, обзавелся семьей, получил квартиру и остался жить там. Но отцовский дом, мать и своих родных никогда не забывал. До самой своей смерти в 1986­м он часто бывал в Бронницах, где у него осталось немало друзей и знакомых.

Средний сын погибшего фронтовика – Леонид Михайлович родился в 1934-­м и был закадычным дружком моего старшего брата. Они вместе учились и росли в одной компании. Окончив семь классов, оба отправились в Москву с намерением поступить в военное артиллерийское училище – МАПУ-­2. Леонид, в отличие от брата, сумел набрать на вступительных экзаменах проходной балл и стал курсантом. В дальнейшем он продолжил военную учебу, поступил в Рязанское высшее артиллерийское училище и стал кадровым офицером. Служил в Саратове и вместе со своей воинской частью ежегодно принимал участие в праздничных военных парадах на Красной площади.

Позднее Леонид заочно окончил Академию ракетных войск стратегического назначения в Харькове и не один год прослужил в армии. Последние годы после отставки прожил в Раменском, где и умер в 2008­м. И самый младший из детей Федотовых – Виктор Михайлович, родившийся в годы войны, еще в мальчишеском возрасте решил тоже пойти по проторенной братом армейской тропе – поступал в суворовское училище. Но, не пройдя отбор по зрению, после окончания в 1959­м бронницкой средней школы №2 пошел на работу в 21 НИИИ.

Впрочем, в дальнейшем зрение не помешало ему пройти срочную армейскую службу в одном из учебных подразделений ракетных войск в Петрозаводске. Там Виктор стал заместителем командира учебного взвода и получил звание ст. сержанта. На армейском снимке 1964 г. он вместе с матерью. Демобилизовался Виктор досрочно в связи с поступлением на очное отделение столичного института народного хозяйства им.Плеханова. Правда, в дальнейшем для того, чтобы иметь возможность помогать матери, оставшейся к тому времени одной, он перевелся на вечернее отделение в бронницкий филиал МАДИ. Получив вузовский диплом, Леонид вернулся на работу в 21 НИИИ, где трудится по сей день.

Оглядываясь на прожитую жизнь, я часто вспоминаю свое нелегкое детство, многих соседей по прежней Красноармейской улице, ровесников, их старших сестер, братьев, родителей. Многих из них давно уже нет на этом свете. Каждый прожил жизнь по­своему, у каждого были достижения, ошибки и просчеты.. Но как бы то ни было, большинство оставили добрый след в моей памяти. Ведь почти всех, кто пережил пору лихолетья, кто трудился в тяжелое послевоенное время, как я считаю, отличает особая нравственная закалка. Поэтому все честно прожили жизнь. И хоть не нажили себе богатства и жизненных благ, столь необходимых в новом веке, зато до конца дней сохранили совесть, доброе имя и уважение близких. А это совсем немало.

Е.СМИРНОВА­ЛАТРЫГИНА

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий