ПОЛЕ ЖИЗНИ ГЕРАСИМА ТИХОНОВА
0
1879

К 65-летию Победы готовится к печати второй том Книги Памяти “Солдаты Победы города Бронницы”. Без малого 5 лет понадобилось Совету ветеранов, чтобы собрать сведения о воинах-земляках, по тем или иным причинам не попавшие в 1е издание. В числе тех, кто занимается этим важным для истории города делом с самого начала и по сей день – бывший фронтовик, прошедший дорогами войны от Ленинграда до Берлина, ныне – зампредседателя городского Совета ветеранов Герасим ТИХОНОВ. Он был в числе воинов, которые 27 января 1944-го, после непрерывных 10-дневных боев выбили фашистов из Гатчины и тем самым окончательно сняли блокадное кольцо с города на Неве…

“Жизнь прожить – не поле перейти” – эти слова приходят на ум, когда беседуешь с ветераном. Столько больших ярких событий вместили 85 прожитых им лет, что впору писать книгу. Герасим Алексеевич знает, какой была та война, и понимает, как ценят мыслящие люди живую память о ней. У отставного полковника – немалый опыт в подготовке материалов об участниках военных действий. Он собирал сведения для книги о боевом пути 18-й артиллерийской дивизии, в которой прослужил всю войну. Благодаря его усилиям, будут увековечены в печатной строке сотни имен бронницких воинов. А еще у ветерана есть папка, которой он особенно дорожит. В ней – вся собранная им короткая биография брата Алексея, тоже солдата, замученного в 1942-м в концлагере Берген-Бельзен…

В аккуратно оформленных альбомах – снимки самых разных этапов жизненного пути моего собеседника, его родных и близких. С фотографий прошлого века смотрят родители, старшие сестры и брат. Ныне в живых из семьи только он один… Отец Герасима Алексеевича был специалистомживотноводом с предпринимательской жилкой. После революции его записали в “мироеды”, и, когда начались классовые гонения, изза угрозы ареста ему пришлось постоянно скрываться по городам и весям.

В 1924-м в г.Балашове в большой семье Тихоновых родился Гера – самый младший. Рос он подвижным и самостоятельным ребенком. Жизнь складывалась так, что еще мальчишкой ему не раз приходилось одному ездить в другие города, самому принимать важные решения… Ветеран обстоятельно (как привык делать все) рассказывает мне о каждом значимом эпизоде своей жизни. Довоенном, военном, послевоенном… Его отцу пришлось работать в разных местах, даже за пределами России и возить за собой семью. Была в биографии Тихоновых и “киргизская“ страница: семья почти год жила в г.Фрунзе (ныне – г.Бишкек). Они рано потеряли мать, и вместо отца, постоянно находящегося в разъездах, младших опекали старшая сестра Валентина и бабушка.

Довелось им пережить и голодомор 30х: особенно трудно пришлось, когда отец перевез их под Серпухов… После переехали в г.Кашин, где училисьв школе. Там пятиклассник Гера впервые увидел свою будущую жену – одноклассницу Танюшу… Смотрю последнее довоенное фото – 21 июня 1941го на выпускном вечере, где Гера играл в духовом оркестре городского ДК. А завтра… была война – уже совсем другой отрезок жизни… Ему пришлось побывать в бурлящей потоками людей Москве, где шла массовая эвакуация всего нужного и ценного. Многие формирующиеся части и ополченцы, следовали на фронт через столицу…

Герасим Алексеевич – очень основательный человек. Он подготовил к нашей беседе полный конспект нужной информации. Я получил не только все биографические сведения, но и увидел немало старинных вещей, газетных вырезок, разных карт, где карандашной линией прочерчен его “географический жизненный путь” – места, где он бывал, жил и воевал. Самая памятная часть пути – военная. В Красную Армию его призвали 17-летним в сентябре 1942-го. На фронте – с марта 1943го по май 1945-го.

– Но прежде была учеба в лыжной бригаде, размещенной в бывшем лагере заключенных на острове Ягры в Белом море ( сейчас там база ВМФ – г. Северодвинск), – поясняет мой собеседник. – Здесь мы прошли полный курс молодого бойца. Автоматов у нас не было, а “трехлинейка” была тогда выше меня. От постоянной голодухи лютой зимой 1942-го было очень тяжело. Помню, как первый раз попал в военный госпиталь, едва не отморозив ноги в солдатских ботинках с обмотками. Случилось это во время последних перед отправкой на фронт военных учений. Пока был на лечении, нашу часть отправили на фронт. Позже узнал, что ее в числе других бросили на прорыв блокадного кольца. Почти две трети лыжниковновобранцев остались на полях сражений. В их числе мог быть и я…

После госпиталя его направили в 12-й запасной артполк “сорокопяток”. Эти пушки за их бесполезность против танковых атак солдаты в шутку называли “Прощай, Родина!” В трюме грузового судна запасников переправили через Ладогу на Ленинградский фронт. Там формировалась 18-я артдивизия. Сержант Тихонов попал в одно из ее подразделений – 42-ю минометную бригаду. Воевал, как написано в реляции, на разных должностях: одно время числился даже офицером связи – доставлял донесения в штаб дивизии и полков. Здесь за выполнение важного задания он получил свою первую боевую награду – медаль “За отвагу”.

– Вскоре меня перевели во взвод артиллерийской разведки, – продолжает Герасим Алексеевич. – Стал осваивать новые обязанности и работу на наблюдательном пункте. Действовал наш взвод тогда в районе Колпино, затем – на Пулковских высотах. На фронте тогда был период затишья. И мы не один месяц собирали и наносили на карты разведданные об огневых точках противника. А 15 января 1944го перед большим наступлением, когда на немцев обрушился огненный вал нашей артиллерии, а потом пехота прорвала линию обороны, я увидел результаты нашей работы: все обнаруженные нами цели были уничтожены. Так, посвоему, мы – разведчики участвовали в тяжелых наступательных боях по снятию блокады, освобождению Ленинграда и других городов области, затем – Прибалтики, в форсировании рек Ижора и Нарва. Всего за восемь месяцев мы прошли с боями свыше 400 км и освободили более 20 крупных городов, в том числе г.Пярну… А осенью 1944-го наша дивизия была передислоцирована на 1-й Белорусский фронт и вошла в состав 65-й армии.

Прямо по карте ветеран показывает мне географию той войны: взятые ими укрепрайоны, тяжелые переправы, жестокие схватки, бомбежки с огромными потерями под Варшавой, на Наревском плацдарме, при форсировании Вислы. После освобождения Варшавы 65-я армия переходит в подчинение 2-го Белорусского фронта, который вел бои в направлении Гдыни… Здесь старший сержант Тихонов продолжил свою службу в артразведке. К слову он упоминает о трех своих ранениях – в октябре 1944-го, в феврале и апреле 1945-го…

Весной их дивизия вошла в состав 8й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта, где он воевал до последних залпов. Участвовал в форсировании Одера, расширении здесь плацдарма, разведывал огневые точки на подступах к фашистскому логову. Он вспоминает, как 16 апреля 1945-го в 3 часа ночи небо над ними словно раскололось от громовых ударов. На вражеские укрепления обрушилась вся мощь артиллерии фронта. Потом – ослепительный свет мощных прожекторов и снова залпы наших орудий. Но из-за отчаянного сопротивления немцев наступление пехоты шло очень медленно, с огромными потерями. Только через две недели они ворвались в предместья германской столицы…

Последние, завершающие километры поля его военной судьбы – штурм и взятие Берлина. Он неохотно упоминает о своих наградах (указано, мол, в реляции) хотя их у него немало. Ратный и мирный труд полковника Тихонова отмечен достойно. У Герасима Алексеевича – два ордена Красной Звезды и боевые медали. Есть немало благодарностей от Верховного Главнокомандующего. А в послевоенный период он удостоен орденов “Знак Почета”, “Отечественной войны I степени” и награжден еще 17-ю юбилейными медалями.

Вернувшись с фронта, Тихонов поступил в военное училище, женился (его супругой стала та самая, ждавшая его всю войну, девушка Татьяна из Кашина). Позже поступил в политехнический институт и многие годы служил в армии. Последняя должность перед пенсией – главный инженер 744-й базы вооружения Северо-Кавказского округа. Уволившись в запас, работал преподавателем в Новочеркасске, а перебравшись в Бронницы, до 1996го был заместителем начальника технологического отдела на оборонном 195-м заводе. Тихоновы вырастили дочь Ларису (она со своей семьей живет и трудится в Бронницах), достойно воспитали внука – выпускника МГУ, которого по просьбе деда назвали Алешей…

Поле его жизни всегда было плодотворным. И на пенсии мой собеседник ни одного года не сидел сложа руки. Уже более 15 лет он – на общественной работе: посвятил себя патриотическому воспитанию молодежи, поисковой деятельности, сбору материалов для издания городской Книги Памяти. Поверьте, это очень кропотливый и ответственный труд. И весомый вклад в богатую, героическую историю Бронниц. Ведь память, запечатленная в книжной строке, остается на века. Уверен, бронничане еще воздадут должное за это ему и его соратникам-ветеранам. За сохраненные имена воинов-земляков, за бескорыстную любовь к своему городу.

Валерий ДЕМИН

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий