“НА ГРАНИЦЕ ТУЧИ ХОДЯТ ХМУРО...”
0
1518

День пограничника для бронничанина Игоря КРИВОМАЗОВА — большой праздник. Подполковник ФСБ в отставке, хорошо помнит свое первое лейтенантское дежурство на горной погранзаставе в Забайкалье и первого задержанного нарушителя. Ему никогда не забыть сослуживцев, погибших, защищая дальневосточные рубежи страны на острове Даманский и других участках государственной границы. За участие в боевых действиях, многолетнюю безупречную службу и большую общественную работу Игорь Николаевич награжден орденами и медалями. И сегодня у заместителя главврача городской больницы по безопасности и зампредседателя Совета ветеранов г.Бронницы, как и прежде, немало дел и хлопот. В канун 28 мая ветеран пограничной службы побывал в редакции 'БН'.

Мой 64-летний собеседник с улыбкой описывает яркую картинку детства — 9 мая победного 1945-го. Он, трехлетний, на трехколесном велосипедике, захотел прокатиться впереди вышедшей на военный парад танковой колонны. Кругом радость, ликование, а ему за опасную шалость тогда здорово досталось от обычно сдержанного отца-офицера... Пожалуй, юношеский этап биографии Игоря во многом предопределен примером родителя: ушел в армию с 1-го курса института, решил отслужить в свой год, а не после окончания вуза. Попал в погранвойска, откуда его направили в пограничное кавалерийское командное училище. Через три года, в 1965-м, его молодого офицера распределили в Забайкальский погранокруг.

Застава находилась среди горных хребтов на стыке 3-х границ — советской, китайской и монгольской. Отношения с КНР в хрущевский период сильно осложнились и тысячи живших там казахов, киргизов, уйгуров, испытывая притеснения, устремились к нам через границу. Причем, перебежчики не обходили даже их труднопроходимый высокогорный участок. А вместе с ними на территорию Советского Забайкалья рвались откровенно враждебные элементы: шпионы, диверсанты, бандиты всех мастей. О них пограничников заблаговременно извещали по каналам разведки. Здесь лейтенант Кривомазов и задержал самого первого своего нарушителя, скрытно перешедшего границу с оружием и рацией.

В 1968-м молодого офицера с повышением перевели в Дальневосточный погранокруг. Там, на одной из застав острова Даманский, вскоре начались самая настоящая война, с ранеными и убитыми. Советско-китайский конфликт разгорелся тогда в полную силу из-за спорного участка границы, проходившей по фарватеру реки Уссури. «В наших документах, — вспоминает ветеран, — он принадлежал СССР, а в китайских — КНР. Инциденты стали происходить здесь постоянно. Целые группы нарушителей демонстративно переправлялись через реку, нападали на пограничные наряды, срывали погоны, провоцируя стычки… А мы во всем следовали жесткому указанию московского партийного руководства — не поддаваться ни на какие провокации. Но в марте 1969-го на Даманском все же произошли серьезные вооруженные столкновения. А начались они так…»

Кривомазов участвовал в боевых действиях в составе сводного отряда, который командование округа двинуло на помощь заставе, подвергшейся нападению. По оперативным данным свыше батальона вооруженных бандитов, окопавшись на советской территории, открыли огонь на поражение по пограничникам. Только за сутки боев наши потери составили около сотни человек, погиб и командир погранзаставы, старший лейтенант Стрельников. Вина за такой урон, как считали офицеры, лежала на командующем военного округа, который не решился ночью беспокоить министра обороны и не взял на себя смелость — открыть ответный огонь. Хотя невдалеке от места боя, как вспоминает Игорь Николаевич, находились три установки «Град» и, если хотя бы одна из них сразу дала залп по бандитам, все было бы кончено. Но генералы очень долго не давали приказа и прорывы пришлось ликвидировать большей кровью и не в одном месте.

Трудно поверить, сколь вероломными и жестокими проявили себя на пике антисоветской истерии китайские экстремисты. Когда сводный отряд погранокруга, выбил врагов с захваченных позиций, перед ними предстала ужасная картина — растерзанные, изуродованные трупы их товарищей, с вырезанными на груди 'звездами'. 'Возмущенных увиденным бойцов, трудно было сдерживать от праведного возмездия, — вспоминает Игорь Николаевич, — они буквально рвались в бой... Вскоре вся наша территория была очищена от вероломных захватчиков». Родина высоко оценила героизм и мужество пограничников при ликвидации вооруженного вторжения и защите государственной границы на острове Даманский. Четверо из них (двое — посмертно) были удостоены высокого звания Героев Советского Союза, многие были награждены орденами и медалями, в том числе и Кривомазов — орденом Красной Звезды.

Шли годы, менялись его воинские звания и должности, множились заслуги, множился опыт в системе госбезоасности. Был он и замполитом, и командиром заставы, а потом не один год возглавлял мобильный спецотряд погранокруга, сформированный на случай вооруженных нападений на заставы из-за кордона. На вооружении у них было около 40 БМП и 35 БТР и свои боевые вертолеты. Граница научила его многому: фиксировать любые изменения обстановки и сразу реагировать на них, быстро ориентироваться в сложных ситуациях, самостоятельно принимать трудные решения. Кривомазов, ставший профессионалом-'китаистом', вспомнил немало происшествий: от трагических, унесших жизни его товарищей, до явно комических. Ведь погранслужба иногда преподносила совсем неожиданные сюрпризы.

К примеру, как-то в один из морозных зимних дней Кривомазов задержал странного вида русского мужика, быстро идущего в сторону китайской границы. Тридцатиградусный мороз, а тот — в одной рубашке и китайской соломенной шляпе. На вопрос: 'Куда следуете?' ответил: 'Да в Пекин мне надо. Мао Дзе Дуна убрать!' После выяснилось: он задержал душевнобольного жителя приграничного района, сбежавшего из психиатрической больницы и хорошо известного своими чудачествами местной милиции... Годы службы в Даурском погранотряде — особо памятный и трудный для него этап. Дальневосточная Даурия — это 600 км голой степи и только у Мангута, где уже Приморский край, начинается непроходимая тайга. Но нарушения границы происходили здесь едва ли ни ежедневно.

Однажды в 1984-м Кривомазов получил приказ — любой ценой задержать перебежавшего границу дезертира одной из наших приграничных воинских частей с оружием и секретными документами. От него тогда потребовался весь его командирский опыт и приобретенные знания. В результате умелых и слаженных действий всей мобильной группы пограничников дезертир был задержен. За поимку беглеца Кривомазова наградили медалью 'За отличие в охране государственной границы'.

Игорь Николаевич — хороший рассказчик. Слушая его, словно, сам становишься соучастником ярких эпизодов его насыщенной биографии, вместе с ним слушаешь хрупкую пограничную тишину на дальней горной заставе и преследуешь нарушителей... Он отдал службе не один десяток лет и пережил столько, что иному хватило бы на несколько жизней. И даже после ухода в запас, бывшего офицера госбезопасности, оказавшегося в постсоветской Прибалтике, ждало еще немало опасных ситуаций и событий, оставивших свой заметный след в памяти. Но это уже другая тема.

Валерий ДЕМИН  

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий