Белое от мороза солнце над площадью Тимофеева, рыбаки на льду Кожурновки, весенний вид из окна на Москворецкую, стая чаек на Бельском, уголок окрестного осеннего леса... Многие из этих рисунков-миниатюр бронницкого художника Юрия ТОМИЛОВА, посвященных родному городу, знакомы нашим читателям. Они публиковались в 'БН' с первых номеров. Впрочем, Юрий Ликарионович не только рисовал, его считали еще и неплохим спортсменом, педагогом и тренером. У него не было высоких званий и престижных наград, но многие горожане до сих пор часто вспоминают своего земляка добрым словом...
Он никогда не хватал звезд с неба и, как все мы, не был идеальным человеком. С начала жизненного пути ему пришлось пережить немало испытаний, наложивших отпечаток на всю дальнейшую судьбу. Его отец, как и у многих детей войны, погиб на фронте, а мать, ослепшую от глаукомы, отправили в дом инвалидов. Юра вместе с сестрой Клавой попали в детский дом. Трудовая биография мальчишки-подранка началась сразу же после полуголодного детдомовского десятилетия. Сначала - на местном лесопункте, затем - учеником токаря в гараже. В 1957-м он пошел учиться в ФЗО, где готовили столяров и плотников. А десятилетку закончил позже, в вечерней школе рабочей молодежи.Юрий рано приобщился к рисованию еще в детдоме. А уже потом увлекся спортивной борьбой. Наверное, это стало вызовом самому себе: парнишка с детства страдал пневмонией, имел слабые легкие и беспокоился, что его, позрослевшего, вдруг не возьмут в армию... Мужской спорт помог ему поправить здоровье. А позже он много и интенсивно тренировался на офицерских курсах, где преподавали в то время боевое самбо, участвовал в различных состязаниях. Достойно выступил на первенстве Ленинградского округа среди армейских спортсменов, затем - на первенстве Архангельской области, стал мастером спорта. Позже, когда учился в техникуме, подтвердил это звание и получил удостоверение тренера-общественника. А уже в Бронницах стал тренировать учащихся в городских учебных заведениях и городских милиционеров.
В 1967-м Томилов поступил на дневное отделение Московского техникума легкой промышленности, на отделение, где готовят художников-конструкторов и модельеров обуви. А в дальнейшем его по распределению направили на кожгалантерейную фабрику в Бронницы. Сюда Томилов перебрался уже с женой - Раисой Павловной. Сначала супруги поселились на съемной квартире по ул.Кожурновская. Позже им дали квартирку без удобств на Красной, 49. В эти годы Юрий Ликарионович поступил на 'худграф' вечернего отделения Московского заочного пединститута и через 5 лет получил диплом преподавателя рисования и черчения. Однако, вакансий в окрестных школах в то время не было и он устроился по приглашению тогдашнего председателя художником-оформителем в колхоз 'Борец'.
Уже в этот период Томилов стал отдавать все свое свободное время изобразительному творчеству, пробовал разные жанры: есть у него графические работы, гравюры, живопись акварелью и маслом. И при этом, постоянно искал себя в 'смежных' профессиях. А в 1977-м ему неожиданно предложили должность инженера в конструкторском отделе 195-го завода. А когда в Жуковском открылось художественно-конструкторское отделение, его пригласили туда по набору. Затем в Раменском организовали художественную мастерскую при городском парке культуры и его пригласили руководителем мастерской. Ежедневно добираться до райцентра было не просто. Но он был увлеченным человеком и, как вспоминают его близкие, очень надеялся на возможность организовать такую же мастерскую в Бронницах. Однако, получить на это разрешение от районных властей тогда так и не удалось. Огорченный Томилов уволился из Раменского, вернулся художником-оформителем на 195-й завод и проработал там до 1980-го...
Г лавная тема его творчества - сам город. Бронницкие улицы и здания, живописные и памятные места. Зимой и летом, весной и осенью они по-своему, но всегда выразительно, предстают в его небольших графических работах. В этом убеждаешься, листая старые газетные подшивки, просматривая часть его рисунков, которых еще при жизни художник передал в городской музей. В хранилище - целая мини-галерея обычных уличных картинок и пейзажей. Смотришь на внешне неброские томиловские миниатюры и уже по-иному видишь давно знакомые места. Вот привычный ажур старого моста над Москвой-рекой и знакомая каждому «красная» школа, вот тихий уголок городского сквера и главная городская достопримечательность – Архангельский собор…На уже пожелтевших от времени листках - по-своему запечатленное на бумаге время: Бронницы 70-х, 80-х, 90-х... Характерный обрис колокольни и соборных куполов, ухоженные домики с резными ставнями, а неподалеку – примета времени - тогдашние новостройки-'пятиэтажки'…
- У нас хранится не один десяток рисунков Томилова с видами памятников, живописных мест города и сельской округи, - рассказывает главный хранитель музея Нина Фирстова. - В основном это графика, небольшие работы, зарисовки с натуры, пейзажи. Но даже на малом изобразительном пространстве художник стремился добиваться большей творческой глубины и выразительности… Впрочем, кто-то из знающих Томилова школьных учителей, наверняка, вспоминает его и как оформителя-энтузиаста. Он - автор росписей-панно на стенах внутренних помещений в старом здании 'красной' школы на Новобронницкой... И что бы ни говорили доморощенные критики, скромный томиловский вернисаж — это тоже наша бронницкая художественная летопись, весомое творческое наследие художника...
Почти два десятилетия Томилов работал преподавателем дополнительного образования: вел изостудию, а позднее – еще и секцию самбо. Этапным стало для него знакомство с другим известным бронницким мастером - Л.Я.Сухановым и вскоре не без его помощи подготовил свою первую персональную выставку. В дальнейшем вокруг них стали объединяться местные художники и вскоре возникло целое объединение. Томилов — в числе самых активных членов народного самодеятельного коллектива-изостудии городского Дома культуры. Оно, как вспоминают старожилы, стало настоящим творческим союзом местных художников-любителей. О бронницких вернисажах тогда знали далеко за пределами области. Студийцам удалось возродить давние, идущие еще с начала 20-х годов ХХ века, традиции бронницкой художественной школы. Работы Томилова, судя по записям в каталогах, выставлялись не только на городских и областных выставках, но и за пределами Подмосковья. И при этом сам часто организовывал выставки работ своих воспитанников в детской библиотеке, входил в жюри конкурсов. А еще был неизменным участником вечеров творческой интеллигенции, которые очень интересно проводились в те годы в городской библиотеке.
Томиловы вырастили двоих детей. Дочь Оксана пошла по папиным стопам, серьезно увлеклась рисованием, окончила техникум в Гжели, сейчас учится в том же институте, что и отец. Работает преподавателем Дома детского творчества. У нее растут двое дочерей.
- Увлечение отца, конечно, повлияло на мой жизненный выбор , - считает Оксана Юрьевна. – Он работал преимущественно дома и все его рисунки были перед моими глазами с раннего детства. Под впечатлением увиденного, сама стала рисовать еще в дошкольном возрасте, а в дальнейшем изобразительное творчество и обучение одаренных детей тоже стали моим жизненным призванием…
Всем знакомы стихи по-есенински яркого и самобытного советского поэта-шестидесятника Николая Рубцова. Но мало кто знает, что одну из книг-воспоминаний о нем, принадлежащей перу хорошо знавшей его Л.Дербиной «Все вещало нам грозную драму…», оформил Юрий Ликарионович. На титульном листе издания знаменитый поэт изображен на фоне картинки очень похожей на бронницкий соборный комплекс. Ничего удивительного: рисунок навеяли Томилову родные места. Да сам Рубцов-певец русской души очень органично смотрится на таком фоне. Иллюстрации да и сам сборник бронничане могли увидеть и на одной из библиотечных выставок той поры. И рассказ о Томилове, непростая биография которого в чем-то схожа с рубцовской, хочется закончить строками, посвященными поэту: «Останется времени тайна и творчества искренний свет, и тихая радость, и знание, что смерти, конечно же, нет…»
Валерий ДЕМИН