В день Памяти и Скорби хочется вспомнить о тех, кто погиб в грозовые 40е, защищая нашу Родину. В первом томе «Книги Памяти Солдаты Победы города Бронницы» о нашем земляке Алексее Ивановиче ВДОВИНЕ есть всего несколько строк: «…гв. капитан 1го гв. вдп 5й гв. вдд, 1918 г.р., г.Бронницы, призван Бронницким РВК. Погиб в бою при форсировании Днепра 14 января 1944 г. Похоронен: Украина, с.Ставидло Александровского рона Кировоградской обл.» Благодаря активной поисковой деятельности нашего московского автора, тоже офицера и сына фронтовика, его плодотворному интересу к военной истории России, появилась возможность опубликовать более точные и подробные сведения о боевом пути герояофицера.
Бронничанин Алексей Вдовин был призван в РККА в 1937м. Кадровый офицер, участник войны с белофиннами, где и получил ранение, воевал на СевероЗападном фронте. В августе 1943го он, первый помощник
начштаба 1го полка, возглавил полковую разведку. За мужество и отвагу, проявленные во встречном бою в районе сёл Каплуновка,Чемодановка, Мойка Ахтырского района Харьковской области, награжден медалью «За отвагу» — самой желанной и почитаемой первой наградой боевых офицеров. В конце сентября 1943го 1й полк 5й гвардейской воздушнодесантной дивизии с боями выдвигался по территории Полтавщины к Днепру. По пути предстояло преодолеть полноводную реку Псел…
Чтобы избежать многодневного форсирования водного препятствия, передовому отряду капитана Вдовина было приказано взять мост через реку. При этом, не допуская его разрушения немцамиподрывниками, расположившимися на противоположном берегу. Переправившись ниже по течению реки, группа штурмующих численностью в 12 человек приблизилась к блиндажу и окопу немцев и шагах в 20ти залегла в зарослях ивняка. По команде Вдовина один из бойцов группы подобрался к электропроводу, подключенному к взрывчатке на опорах моста, одним броском преодолел оставшиеся метры и финкой перерубил его.
В этот же момент в гитлеровских укреплениях стали взрываться гранаты, брошенные нашими штурмовиками. В скоротечном бою победил напор: большинство немцев были убиты, некоторые бежали. Саперы группы приступили к разминированию моста. Вдовин приказал основным силам своего передового отряда перейти через мост на западный берег реки и закрепиться на позициях. По радио доложил комполка о выполнении приказа. Путь для наступления нашим войскам был открыт! К утру 24 сентября наши войска взяли Красногоровку и Белоцерковку на другом берегу Псела и продолжили стремительное продвижение к следующему препятствию — реке Хорол.
В боях за Новогеоргиевск в октябре — ноябре 1943го первому помощнику начштаба полка много раз приходилось лично вести бойцов в атаку, показывая примеры мужества, отваги и смелости. Вдовин всегда был там, где шел бой и где рвались снаряды. 24 ноября 1943 г. гв.капитана представили к высокой награде — ордену Красного Знамени. Посуществу, достоинство награды отражало подвиги капитана за длительный период боев, включая бои за Решетиловку, взятие моста через Псел, форсирование Днепра, взятие ряда населенных пунктов, бои на подступах к Новогеоргиевску. Но, как часто бывает, в течение жизни вмешивается злой рок: спустя неделю, 3 декабря, в день взятия Новогеоргиевска, получает тяжелое ранение комполка, представивший Вдовина к награде, и выбывает на полтора года из строя. Приходит новый командир, и все начинается как будто заново, с нуля.
Только через месяц, 21 декабря
1943 г. с решением бывшего комполка соглашается, наконец, и новый командир 5й гвардейской ВДВ полковник П.И.Афонин П.И. Так уж получилось, что в дивизии почти одновременно выбыли из строя комдив, его заместитель и начальник штаба. За последний месяц выбыли также и другие опытные командиры полков дивизии. И наградной лист начинает свой далекий и долгий путь в штаб 4й гв. армии. Меж тем, война не ждет. Идут все новые и новые бои. В середине января 1944 г. немецкое командование группы армий «Юг» в стремлении вернуть освобожденный Красной Армией Кировоград предпринимало ряд попыток перехватить утраченную инициативу. Одна из них произошла у с.Ставидла: двумя по
следовательными контратаками танковая группа противника численностью до 50 танков и самоходных орудий, поддерживаемая ротой пехоты, вклинилась в боевые порядки наших войск на стыке 5й и 16й дивизий. Однако новый командир 1го полка гв.подполковник Якущенко повернул свои смятые батальоны фронтом на противника, чем сковал продвижение танков. Снятый с отдыха по боевой тревоге резерв — рота ПТР и рота автоматчиков — возглавляемый капитаном Вдовиным, успел с ходу создать оборону на новом рубеже, в короткое время организовать гибкую систему огня и достойно встретить противника: семь танков были расстреляны в упор бронебойщиками и артиллеристами. Остальные откатились на исходные позиции.
В этом тяжелом и яростном бою 14 января 1944 г. с автоматом в руках геройски погиб капитан Вдовин. На его родину в подмосковные Бронницы матери Алексея - Марии Васильевне ушла «похоронка» - извещение о геройской гибели ее сына. Потери наших войск были большими: в двух дивизиях только офицеров в этот день погибли 16 человек. 15 из них были похоронены на местном кладбище. В настоящее время их останки покоятся в числе 285 советских воинов в братской могиле, обустроенной в середине 80х годов.
Село Ставидла. «Никто не забыт, ничто не забыто!» Здесь погребены павшие на войне жители села. Капитан Вдовин был захоронен на месте своей гибели — на площади у сельского храма Иоанна Богослова. Судьба храма — бревенчатой столетней церкви, обычная для тех времен. Пережив годы царской «перестройки» крестьянства, революцию большевиков, роковые 30е, годы немецкой оккупации, потерю и освобождение села, она не устояла перед натиском атеизма и пала в середине 50х. Церковный погост был разрушен. При реконструкции центральной площади села к 40летию Победы останки героя тех далеких боев 1944го г. капитана Вдовина были перезахоронены в братскую воинскую могилу, где над одним из захоронений установлена памятная плита с именами 21го воина. В их числе имя капитана Вдовина А.И., годы жизни «1921 — 1944»: напасти не оставляют преданного земле героя, и у него устроители вторых похорон «отнимают» три года и без того короткой жизни. А было ему 25! За подвиг на Кировоградской земле капитана к награде не представляли.
Судьба наградного листа от 24 ноября 1943 г., мягко говоря, странная. 10 января 1944 г. новый командующий 4й гв.армией генералмайор Рыжов А.И. всего через неделю своего командования принял решение наградить капитана Вдовина орденом Красной Звезды (!?). Тоже, видимо, начинал с нуля! Правда, и продолжал недолго, через 45 дней в армию возвратят генераллейтенанта Галанина И.В., временно оставившего свою армию для непродолжительной замены выбывшего из строя командарма соседней армии генераллейтенанта И.М.Манагарова.
Отметка в наградном листе о вручении награды капитану Вдовину, заверенная армейской печатью, как и приказ по 4й гвардейской армии, датированы праздничной датой — 23 февраля 1944 г., на сороковой день… Этим же днем после объявления перед строем приказа о награждении героя из шеренги офицеров прозвучало: «Капитан Вдовин в бою за Советскую Родину погиб смертью храбрых». Остается добавить - неврученные героям ордена родственникам награжденных не отправлялись…
В начале мая этого года я планировал поездку в Бронницы для встречи с кемлибо из оставшихся родственников Алексея — с его сестрой, племянницами. Была надежда увидеть, может быть, сохранившееся фото А.Вдовина. Пока не получилось, но вера не ушла. Надеюсь на содействие городского Совета ветеранов войны. Небольшой опыт общения по телефону с его работниками открыл мне их чуткость и внимание. Стало спокойно, когда узнал, что воинагероя помнят и чтут на его малой родине: имя разведчика высечено на плитах памяти у Вечного огня в центре Бронниц. «Никто не забыт, ничто не забыто!» Эта фраза звучит почти одинаково: на русском языке — на Родине героя и на украинском — на месте его героической гибели!
А.Н.ДОМОРАЦКИЙ, полковник в отставке