"БЫЛА ВОЙНА ДАВНЫМ-ДАВНО…"
0
888

Перед самым германским нападением, 21 июня 1941-го, бронничанке Александре САЛТАНОВОЙ исполнилось ровно 20 лет. А в 1942м ее призвали в ряды РККА… Нынешний июнь — 90й в биографии штабной телеграфистки на войне и ветерана бухгалтерского дела — в последующей мирной жизни. Позади долгийдолгий век, но она не забывает события 70летней давности: собравшихся у репродуктора горожан, тревогу на их лицах и страшную весть о войне, разломившей жизнь девушки, как и всех россиян, на две части до и после. Накануне юбилея пенсионерки корреспондент «БН» побывал у нее в гостях. Вот что рассказала Александра Андреевна о своей военной молодости…

В семье бронничан Салтановых, живших в то время на ул.Кожурновской, было четверо детей: Саша — самая старшая из двух своих братьев и сестры. Отец всю недолгую трудовую жизнь до самой смерти проработал на извозе. Доставлял на лошадях в ближние от Бронниц города, в столицу и обратно все, что ему приказывали. В свое время они возили в Москву тяжеленные куски гранита на облицовку строящегося ленинского мавзолея. Мать, как и многие сельские женщины, хозяйничала дома, заботилась о муже и потомстве. Их довоенное детство, пожалуй, мало чем отличалось от судеб большинства бронницких сверстников. Такой же спартанский быт, учеба в семилетке на ул.Советской и ежедневная помощь матери по хозяйству.

— После школы я устроилась ученицей бухгалтера в райсельпо, — вспоминает моя собеседница. — И проработала там до призыва в Красную Армию в августе 1942-го. Меня сразу направили на курсы армейских телеграфисток. Нас готовили в учебном полку связи, который располагался в Москве неподалеку от стадиона «Динамо». Обучали всех азам работы на различных аппаратах. Мы учились быстроте и точности передачи. Часами отстукивали «морзянку»: точкаточкатире… Сначала ходили в рядовых, а все успешно окончившие курсы — в сержантских званиях. Мне, как отличнице, сразу присвоили старшего сержанта. И ближе к концу года нас всех направили в действующую армию. Я попала в 3й отдельный полк связи 1го Белорусского фронта…

Свою военную профессию Александре день за днем приходилось осваивать уже в ходе фронтовой службы. Каждое 12часовое дежурство выматывало так, что девушкиновички после него буквально валились с ног. Запаса знаний и навыков, полученных в учебке, не хватало. Новобранцы все время доучивались у опытных полковых телеграфисток. Будни военных связистов, посвоему размеренные, хоть и не предполагали участия в боях, но были совсем нелегкими. Требовали постоянной сосредоточенности, выдержки и четкого выполнения приказов. И, конечно, умелого владения аппаратами, поддержания их в надлежащем состоянии. К слову сказать, Александра до сих пор подоброму отзывается о знаменитом отечественном СТ-35. Этот аппарат, созданный еще до войны, не раз подтверждал свои высокие технические качества в экстремальных фронтовых условиях.

Вместе с другими телеграфистками ст.сержант Салтанова обеспечивала связь командования штаба со всеми подразделениями на своем участке передовой. Их отдельный полк в ходе наступлений всегда следовал вместе со штабом за строевыми частями. И размещали телеграфисток на постой вместе со всеми штабными работниками. В атаку они, конечно, не ходили и окопы на передовой не рыли. Но зато круглыми сутками дежурили на радиостанциях, телеграфных аппаратах и телефонных коммутаторах. Никаких привилегий, никаких скидок не было. Они не только обслуживали все фронтовые линии связи, но и сами охраняли себя на случай внезапных нападений врага или диверсий: стояли на постах, ходили в караулы. Службу все девушки старались нести добросовестно, сознавая, что малейшая ошибка в выполнении задания, даже минутная задержка с выходом на связь могут сорвать воинским частям выполнение боевой задачи…

— Дежурили мы посменно, по утвержденному командованием графику, — продолжает свой рассказ Александра Андреевна. — Передовая расслабляться не давала. Уставали поначалу очень сильно. Потом, когда вошли в ритм, стало немного легче. Но какой бы ни была нагрузка, всегда выполняли все свои солдатские обязанности. Служба — есть служба. При этом многие из моих фронтовых подруг не просто отрабатывали свою смену, а всякий раз проявляли завидную выдержку, находчивость, оперативность. В задачи полковых связисток входил и постоянный уход за оборудованием связи, забота об исправности и сохранности всех аппарататов. Наше хозяйство перевозилось обычно ночью в целях маскировки от возможных авианалетов. А, прибыв на место, мы сами таскали свои тяжелые телеграфные аппараты…

Следуя за наступающими войсками, их полк участвовал в освобождении Белоруссии, Прибалтийских республик, затем — Восточной Пруссии. Служила телеграфистка Салтанова до самого конца войны с Германией и Победу встретила в Кенигсберге. На своем посту ст.сержант внесла посильный вклад в освобождение страны и Европы от фашизма. Она часто вспоминает о том, какой великой радостью была для всех Победа… Но служба для них не кончилась в мае 1945го. В конце лета их погрузили в эшелон и через всю страну повезли на Дальний Восток. С 8 августа по 3 сентября 3й отдельный полк связи принимал участие в разгроме японской Квантунской армии и освобождении Северного Китая — Маньчжурии. За участие в боевых действиях Салтанова награждена медалями «За победу над Германией», позже — «За победу над Японией», а после войны — орденом Отечественной войны II степени.

Многое из фронтового быта давно забылось за послевоенной чередой трудовых десятилетий. В сознании моей 90-летней собеседницы остались лишь бесконечная дробь морзянки, близкая орудийная канонада да имена подруг. Совсем юных и таких же, как она, едва перешагнувших тогда свое 20летие. Они выдержали неженскую тяжесть войны, наравне со всеми прошли по ее ухабистым дорогам, сами осознали горечь потерь и тяготы быта. Зато дни и ночи, проведенные на фронте, закалили девушек, сплотили в общую военную семью. И Александра Андреевна, несмотря ни на что, благодарна судьбе за нелегкую армейскую службу. За то, что укоренившаяся с тех лет привычка все делать четко, продуманно и всегда отвечать за свои действия, помогала ей многие мирные годы на ответственной бухгалтерской работе в Бронницком горпо.

Домой, в Бронницы Александра Андреевна вернулась в конце 1945го и началась ее мирная послевоенная жизнь. Трудилась на гражданке, как и до войны, добросовестно: без нареканий вела свой участок в бухгалтерии. В Бронницком горпо ветеран беспрерывно проработала более 30 лет. Всегда была на хорошем счету, грамоты за свой труд часто получала… Вот только личная жизнь, к сожалению, у бывшей телеграфисткифронтовика не сложилась: так и прожила всю жизнь без мужа и семьи. Да еще страшный пожар, когда сгорел дотла родительский дом вместе с имуществом и многими документами, стал для нее очень тяжелым жизненным ударом. До сих она жалеет, что не осталось ни одного семейного альбома, ни одного дорогого ей фотоснимка 30-х, 40-х, 50-х годов — все разом погибло в безжалостном огне…

Сейчас в доме на ул.Рабочей пенсионерка просто доживает свой долгий век. Судьба напоследок обрушила на нее самые тяжелые испытания. Уже более 6 лет она изза болезни лишилась зрения. Да вдобавок потеряла способность самостоятельно передвигаться даже по дому. Хорошо, что все заботы о ней взяла на себя сводная сестра (от второго материнского брака) Нина Сергеевна. Именно на ней лежит сегодня весь груз нелегких хлопот о домашнем хозяйстве и полный уход за неходячим инвалидом. Радует, что у сестры есть свои дети и внуки, которые помогают им во всем…

В 90 лет трудно вспоминать о своей молодости. Но фронтовые 40е не уходят из ее памяти. Как в полюбившейся песне из советского кинофильма: «За годом год стучит в окно… Была война давнымдавно, давнымдавно в запас ушли солдаты. Но быль о ней всегда нужна, о том, какой была война когдато, когдато, когдато…»

Валерий ДЕМИН

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий