УЧУСЬ СНИМАТЬ ЖИЗНЬ!
0
217
 В июле россияне отмечают День фотографа. Ныне это одна из самых востребованных профессий, несмотря на то, что сам фотоаппарат появился сравнительно недавно: всего­-то двести лет назад. Причем многое из того, что веками использовалось в живописи, плавно перетекло в фотодело. Для многих оно – уже неотъемлемый атрибут современного мира, сопровождающий нас повсюду. Конечно, технологический скачок позволяет взять в руки камеру и “нащелкать” сколько угодно снимков. Но не каждое фото можно назвать искусством. Молодая бронницкая фотохудожница Анна ДЕМИНА, знакомая кому­ то из горожан по свадебным снимкам и по своей основной работе (она – оператор и монтажер “БНТВ”), занимается фотографией серьезно. Мы трудимся с ней в соседних кабинетах, и мне, корреспонденту, показалось, что наша беседа о ее давнем увлечении будет интересна людям, для которых фотосъемка – любимое занятие.
– Кто или что привело тебя в фотомир: люди, случай или это было чем­ то предопределено?
– На первый взгляд – случай. Но, судя по этой детсадовской фотографии с “Зенитом”, случайность предопределенная. Родилась я в Ташкенте, там училась, после работала в юношеской киностудии, спонсируемой фондом “Юнисеф”. Снимали и монтировали вместе с другими ребятами видеоролики и коллажи на социально значимые темы. Но это была съемка видеокамерой, а не фотоаппаратом. Когда перебралась с родителями в Бронницы, стала готовиться к поступлению в столичный институт телевидения и радиовещания (ГИТР) на операторский факультет. Вот тогда к моему удивлению при поступлении в вуз понадобились фотоснимки, а не видео. К тому же, нам сразу сообщили, что первые два курса будем заниматься именно фотографией. Пришлось купить себе первую “зеркалку”. Процесс понравился, и я в него быстро втянулась. Начинала, как и многие фотолюбители, со снимков разных букашек­ кошечек­ собачек­ цветочков... Мой вузовский педагог Феликс Кефчиян, оператор многих известных советских фильмов (“Любовь с привилегиями”, “Почти смешная история” и др.), от этого дилетантства нас отучил быстро. За два года он привил нам вкус, научил отличать плохие фотографии от хороших и относиться к себе максимально строго и требовательно. На мой взгляд, это  – самое важное, что мог дать и дал мастер по спецпредмету. Уже три года, как его нет в живых, и я, как и многие из выпускников, вспоминаю его с особой теплотой и благодарностью.
– В твоем портфолио – работы разных жанров. А что  – главное и почему?
– Свадебное направление  – основное. Ведь свадьба – это... сказка. Нежная, светлая, романтичная, с очень доброй энергетикой. Двое людей влюблены друг в друга. Они волнуются, пытаются осознать важность зарождения собственной семьи. Они готовы поделиться своим счастьем с близкими и родными, со всем белым светом. Их мамы не спят ночами, выглаживая каждую складочку свадебного платья полутеплым утюгом, чтобы, не дай Бог, не расплавить. А папы деловито похаживают с караваем и иконами и тщетно пытаются скрыть сильную дрожь в руках. Связь между поколениями выражена так трогательно в искренних слезах бабушек и дедушек. Рассвет и закат. Весна и осень. Цветение и увядание. Я сама не могу наблюдать без слез такие моменты. Наверное, потому, что у меня ни бабушек, ни дедушек в живых уже нет... Главная задача свадебной съемки – запечатлеть фотоисторию события так, чтобы через годы люди брали в руки альбом, и фотокарточки уносили их в прошлое. Позволяли вновь испытать уже подзабытые от времени эмоции свадебного дня в первозданном виде. Если так будет – я не зря живу и занимаюсь своим делом. Впрочем, стараюсь не зацикливаться только на этом. Снимаю то, что интересно ,к чему лежит душа. Постановочную портретную съемку тоже очень люблю. Но периодами – из­ за ее наигранности. Очень трудно настроить людей расслабиться: телом, мыслями. Вести себя на фотосессии естественно, быть самими собой.
– Что тебя вдохновляет в жизни и в творчестве?
– Книги, кино, прогулки, поездки, путешествия. Сама окружающая жизнь. Не так давно я побывала в Израиле. Даже там, куда обычных туристов не пускают. Удалось сделать немало снимков военных и мирных жителей на улицах Хеврона и Яффо. А вообще вдохновить могут самые неожиданные вещи и моменты. Недавно в вагоне метро напротив меня стояла совсем юная влюбленная пара. Худенькая, глазастая девчушка положила рыжую, кудрявую головку на плечо парню, крепко обняла и вдруг... из ее глаз покатились слезы. Я смутилась, наблюдая этот процесс взаимоотношений двух близких людей. Но это мог бы быть шикарный кадр. А в другой раз на выходе из метро увидела: солидный лысый мужчина, пытаясь сохранить деловой вид, отмахивался от назойливого голубя, совершавшего настойчивые попытки присесть ему на голову. В такие моменты очень жалеешь, что в руках нет фотоаппарата... Но в то же время понимаешь, во многих случаях, чтобы спустить затвор, нужно забыть про этику. У меня такое получается редко. И, скорее это плохо, чем хорошо. Как сказал классик фотоискусства Анри Картье­ Брессон: “Удел фотографа  – непрерывно исчезающие вещи. И, когда они уходят, никакая изобретательность, ничто на свете не заставит их вернуться”.
– “Удачная” фотография: каковы ее критерии у тебя?
– Это снимок с настроением. Он надолго задержит взгляд, заставит задуматься. Такое фото может создать даже начинающий. Стоит лишь оказаться с камерой в нужное время в нужном месте. И, конечно, не упустить момент. Опытный фотомастер от новичка отличается тем, что он способен предугадать примерное развитие событий, выбрать более удачный ракурс и… быть терпеливым. Потому что того самого “решающего момента” порой нужно уметь дождаться. Когда в ГИТРе Ф.Кефчиян принимал зачеты по нашим снимкам, он брал стопку фотографий каждого студента, небрежно и быстро раскидывал ее на две части: “плохую” и “хорошую”. Замедлялся лишь изредка. Мы поначалу обижались. Столько труда в каждый снимок вложено, а он их как карты тусует. Со временем сами поняли “фокус” учителя. Слишком быстро глаз передает визуальный сигнал мозгу – полсекунды достаточно, чтобы фотография успела зацепить... А еще, на мой взгляд, фотохудожник никогда не должен быть самоуверенным и самодовольным. Йозеф Судек, знаменитый чешский фотограф, живший на рубеже 19­ 20 веков, как­ то заметил: “Я фотографирую потому, что еще не умею этого делать. Если бы умел, то перестал бы.” Эти слова, на мой взгляд, должен осмыслить каждый, кто решил серьезно заниматься фотографией. И каждый день учиться снимать жизнь.
Беседовала Лилия РОМАШКИНА
На снимках: фотограф А.Демина в детстве; улочки и жители израильских городов Хеврон и Яффо 
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий