Светлана ПШЕНИЧНАЯ — УЧИТЕЛЬ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ И ХРАНИТЕЛЬ ТРАДИЦИЙ
0
2115
Накануне Дня учителя хочется воздать должное всем бронницким педагогам и в первую очередь, ветеранам этой очень нужной и благородной профессии. Многие, несмотря на солидный возраст, достойно продолжают свою трудовую и общественную деятельность. Одна из них - заслуженный учитель Российской Федерации, почётный гражданин городского округа Бронницы Светлана Васильевна ПШЕНИЧНАЯ. Она, по общему мнению хорошо знающих её людей, относится к той замечательной плеяде преподавателей-энтузиастов, которые обучили и обучают русскому и литературе многие поколения бронничан, которые бережно хранили и приумножали лучшие традиции и более чем 110-летнюю историю «красной» школы. Именно такими педагогами по призванию наш город всегда славился, гордился и будет гордиться. В этом году педагог-ветеран отметила свой некруглый юбилей и «БН» подготовили к её дню рождения телефильм с воспоминаниями и высказываниями её коллег. А к учительскому празднику публикуем газетную версию этого фильма.

Начнем с того, что Светлана Васильевна — коренная бронничанка. Она родилась в нашем городе 28 апреля 1949 года. Здесь выросла, здесь же получила начальное и среднее образование. Как и у каждого из нас, у неё был свой осмысленный с ученических лет путь к призванию. В детст­ве любознательная и во всём активная Света мечтала стать сначала, как и многие девочки, - доктором, затем — геологом… И только когда подросла и окончательно определилась в своём в выборе, решила, что её настоящее жизненное призвание — это школьная педагогика. Сама Светлана Васильевна рассказывает о своём решении так:

- У меня такое желание появилось и крепло, когда училась в нашей старой одиннадцатой школе - там где сейчас располагается городской Молодёжный центр «Алиби». В то время я очень восхищалась нашей учительницей по русскому языку и литературе Валентиной Константиновной Лебедевой, её необыкновенными и очень интересными уроками. Наверное, именно тогда и решила стать учителем. Причем именно словесником. А наш школьный педагог была для меня примером на многие годы. Нас многие годы словно связывала крепкая незримая нить: даже, когда уже после окончания вуза, я уехала по распределению в Казахстан и стала работать там учителем. Помню, когда приезжала домой на каникулах, обязательно приходила в нашу школу, именно к ней. И она мне всегда помогала, давала то, чего у меня не было: нужную методичку или даже свои учительские конспекты.

Итак, если говорить об истоках вхождения в учительскую профессию, то определяющим для Светланы Пшеничной стал далекий 1966-й год. Именно тогда юная выпускница «красной» школы поступила в областной педагогический университет в Коломне. А в 1970-м году, успешно окончив его и получив вузовский диплом, она была направлена в Карагандинскую область. Там, на степных казахстанских просторах, молодой педагог преподавала детям бывших политзаключенных Карлага, ставших в дальнейшем тружениками новых целинных хозяйств и промышленных предприятий.

В Карагандинской области Светлана проработала три долгих, насыщенных года. Это был период приобретения первых практических навыков, первых учеников и первых достижений в избранной профессии. Именно в казахстанской глубинке она убедилась в жизненной правоте тех педагогических истин, которым её учили школьные педагоги и требовательные институтские преподаватели.

Вернувшись в родной город, молодой педагог посвятила всю свою жизнь обучению юных бронничан, их приобщению к богатствам русского языка и литературы. Немало жителей нашего города давно уже стали взрослыми, самостоятельными людьми, а кто-то - даже руководителями производственных и учебных коллективов. Но они до сих пор по-настоящему благодарны учителю-ветерану.

Многие с большой теплотой вспоминают и её школьные уроки, и тот советский период, когда Пшеничная была руководителем городского Дома пионеров, нынешнего Дома творчества. Именно тогда сегодняшний директор Гимназии имени А.А.Пушкина Елена Вячеславовна Ильичёва впервые увидела педагога Пшеничную. Вот как вспоминает то время:

- Светлану Васильевну я узнала задолго до начала своей педагогической деятельности. Ведь, как и многие учащиеся, я посещала наш Дом пионеров, которым она руководила, и была для нас достаточно строгим педагогом. Она нередко сама посещала наши занятия, радовалась достижениям и отмечала отличившихся детей. К примеру, когда в День пионерии на центральном городском стадионе собирались многие школьники, было очень почётно слышать свою фамилию и получать из рук директора Дома пионеров Почетную грамоту. Я до сих пор храню эти награды и рассказываю своему потомству о том, как это всё было… В дальнейшем, когда я возглавила первую школу, а после - Гимназию, Светлана Васильевна стала для меня опорой и надёжным другом. Она — не просто педагог, который отлично знает свой предмет и которого очень благодарят родители учеников. Она умеет обучать своим дисциплинам так, что каждый ребёнок по-настоящему увлекается ими. Как известно, у нашей школы — вековые традиции, и для того, чтобы сохранить их и приумножить, нужен был человек, который прочно свяжет далекое прошлое с настоящим. Этим человеком является Светлана Васильевна, и я очень благодарна ей за это…

За многие десятилетия своей педагогической деятельности преподаватель-словесник Пшеничная поработала и учителем, и завучем, была она и многолетним классным руководителем. Но, как бы ни менялись её должности, учебные программы, нравственные ориентиры и ценности нашего общества, своего требовательного отношения к преподаванию она не изменила. И как прежде считает, что и советская, и российская школа педагогики требовала и требует от любого словесника максимальной самоотдачи.

Целенаправленная каждодневная работа с детьми, преподавание предметов, по её мнению, должны стать главным делом всей жизни учителя. А ученики - не просто получателями нужной информации, а мыслящими, всесторонне развитыми людьми, патриотами родной страны со своим богатым внутренним миром и интересами. Именно такой, очень ответственный подход, к своей профессии главная героиня нашего видеоматериала сумела сформировать, сохранить и пронести через всю жизнь.

- Как известно, ничто не остаётся неизменным: по сравнению со школьниками прошлого советского периода наши теперешние ученики, конечно, очень сильно изменились, - считает Светлана Васильевна. — Но ведь другими стали и сегодняшние реалии и многие взрослые люди, их родители. Так что, здесь уже ничего не поделаешь: школа всегда должна оставаться школой. Поэтому мы, педагоги, принимаем сегодняшних гимназистов такими, какие они есть. Но при этом, всё равно стараемся обучать их так, чтобы наши ученики становились не просто образованными, а правильными, хорошими людьми. Чтобы и занимались старательно, как следует, и чтобы они были убежденными патриотами, чтобы любили свою Гимназию, свой город, свою Родину.

От самых разных людей, её бывших и настоящих учеников можно услышать слова благодарности: «Светлана Васильевна - великолепный педагог, прекрасно знающий отечественную словесность». Многие считают, что именно она, как никто другой, умеет передать свои глубокие знания молодому поколению.

Сегодня у неё учатся внуки тех, кого педагог с многолетним стажем обучала ещё в начале своего учительского стажа .в старом здании «красной» школы. И, что показательно, очень многие из нынешних её учеников, как и их бабушки, дедушки, также искренне обожают своего учителя и всегда с интересом приходят на её уроки. Когда мы снимали видеофильм, о ней как об учителе-юбиляре, можно было услышать массу самых позитивных отзывов из уст гимназистов ХХI века. Казалось бы, совсем иное время, другие дети, но настоящих профессионалов, Учителей с большой буквы, выделяют и ценят всегда.

Раскрывая грани личности педагога Пшеничной, важно отметить и то, что она год за годом обучает не только юное поколение бронничан. Своим наставником в профессиональном росте её называют и немало нынешних учителей городской Гимназии. По-доброму опекая своих молодых коллег, она помогает им приобщиться к проверенным десятилетиями ценностям российской педагогики, к тому разумному, доброму и вечному, чему её саму учили в молодости настоящие профессионалы советской «красной школы».

Часто посещая уроки русского языка и литературы, которые проводят учителя-новички, она помогает им не только совершенствовать саму методику преподавания предметов, но и находить общий язык даже с трудными учениками. Уважаема и авторитетна наша собеседница и среди уже зрелых и опытных педагогов с большим стажем. Давно и хорошо знает героиню нашего фильма одна из уважаемых учителей-словесников городской Гимназии Ольга Владимировна Ксенофонтова, и вот, что говорит о своей коллеге:

- Я знакома со Светланой Васильевной уже более 30 лет. Мы начали работу в первой школе, которую и она, и я заканчивали. Мы, можно сказать, во многом родные люди, потому, что нас навсегда породнила «красная» школа. Когда Светлана Васильевна пришла к нам в школу, она была назначена завучем. Мы, учителя, конечно же, немного побаивались её, как и всякого администратора… Но она сразу же многих расположила к себе тем, что всегда и во всём шла навстречу учителям. А ещё она — необыкновенный и очень знающий методист. Она умеет учить и старшеклассников, и малышей. Помню, как только звенел звонок, а её класс находился тогда на втором этаже, ребята пулей летели к кабинет завуча. Светлана Васильевна их с радостью встречала, а они её трогательно обнимали. Относились, как будто к своей маме... А когда эти детки выросли и закончили школу, они стали часто ходить к ней в гости. Двери дома Светланы Васильевны открыты всегда. Мне хочется, чтобы сама атмосфера нашей школы, её душа оставалась такой, как сейчас, при Светлане Васильевне. Дай Бог ей здоровья, чтобы она ещё долго-долго работала. И если ей, как мне кажется, не дали всех заслуженных наград, то пускай компенсацией будет наша огромная любовь к ней.

Говорят, личный пример школьного учителя, его отношение к своему делу, к ученикам, имеет для его учеников очень важное значение. Оно, подчас, даже становится определяющим при выборе своего дальнейшего жизненного пути. Более того, кто-то из старшеклассников, под влиянием своего любимого преподавателя, уверенно выбирает профессию учителя-словесника. Совсем не удивительно, что среди прежних выпускников, обучавшихся у Светланы Васильевны, есть нынешние молодые педагоги Гимназии. Одна из них — преподаватель русского языка и литературы Мария Юрьевна Чекалдина, которая с особенным уважением относиться к своей наставнице:

- Я думаю, каждый человек, вспоминая школьные годы, может назвать учителя, чьё имя вызывает особую теплоту в душе и блеск в глазах. Для меня таким учителем стала Светлана Васильевна. Я познакомилась с ней, когда была ученицей седьмого класса в 1994 году. И это была любовь с первого взгляда, с первой её фразы. Наверное сложно не попасть под обаяние человека, настолько увлечённого своим предметом. На её занятиях всегда было живо и интересно. Для нас, её учеников, это были даже не столько уроки литературы, сколько уроки жизни. Для меня она не только открыла дверь в мир литературы, но и помогла с выбором профессии. Ведь благодаря ей, я сама стала словесником. Теперь она моя коллега и наставник. Я многому научилась у нее и продолжаю учиться. Это человек, который всегда придёт на помощь, даст совет как в профессиональном плане, так и в житейском. А еще она - хранительница традиций «красной» школы, она основала здесь музей, проводит колоссальную краеведческую работу. А наши юные дарования чувствуют поддержку Светланы Васильевны, потому что уже несколько лет подряд в стенах нашей Гимназии проходит литературный фестиваль «Проба пера». Участвуя в нём, юные поэты и прозаики могут представить на суд публики свои произведения. Как педагог я знаю, что для нас особенно важно ощущать благодарность со стороны учеников и родителей. Поэтому безмерно благодарна Светлане Васильевне за полученные знания, за опыт, за мудрость, за то, что она всегда рядом. Я желаю ей вдохновения, душевных сил, семейного благополучия и, конечно же, долгих лет жизни!

Для каждого человека очень важна и значима объективная оценка его работы и личности, идущая от людей людей с большим жизненным опытом и статусом школьного директора. От тех, кто многое годы трудится рядом, кто, как никто другой, понимает, кто ты есть и на что способен. Пожалуй, как никто другой, знает и по-достоинству ценит главную героиню нашего видеофильма одна из самых авторитетных бронницких педагогов и руководителей городских педагогических коллективов - Нина Сергеевна Моторина, которая прежде возглавляла школу №1 без малого четверть века.

- Большая и многоплановая работа, которую многие годы выполняла и выполняет Светлана Васильевна, конечно же, достойна всяческого уважения. Ведь ко всему, что она делала по своему основному профилю, и что ей поручалось по общественной линии, она всегда относилась очень добросовестно и ответственно. И все награды, которые ей вручались за такой подход к работе, к общественным делам, были по-настоящему заслуженными. Как очень активный и деятельный директор нашего городского Дома пионеров Светлана Васильевна была награждена орденом Трудовой Славы. За свои многолетние трудовые заслуги она была удостоена престижных званий «Отличник просвещения», а также - «Заслуженный учитель Российской Федерации». За плодотворный труд и общественную деятельность ей было присвоено звание «Почётный гражданин городского округа Бронницы». А ещё Светлана Васильевна - надежный и бескорыстный друг, она готова всегда прийти на помощь, протянуть руку в трудной жизненной ситуации. И что самое важное, несмотря на возраст и прежние заслуги, она не останавливается на достигнутом. У неё много планов и намерений. Так что хочется пожелать ей только здоровья и творческих сил, которые очень нужны коллективу, где она трудится.

Как нам рассказали, Светлана Васильевна — очень общительный, располагающий к себе человек и приятный, много знающий собеседник. С ней постоянно общаются и близкие друзья, и просто знакомые. Все её уважают и ценят за компетентность и доброжелательность. Причем, не только в городской Гимназии, но и в других учреждениях нашего города. Хорошо знают героиню нашего материала и в Музее истории города Бронницы. Одну из его научных сотрудниц, а в прошлом — директора этого учреждения Ирину Александровну Сливку связывают с педагогом Пшеничной многолетняя дружба и плодотворное взаимодействие.

- Мы со Светланой Васильевной знакомы со студенческих лет. Учились на одном факультете Коломенского пединститута. Разница у нас была в два курса. Помню, когда первый раз я с ней познакомилась, мы ездили в Ленинград и пробыли там три дня. За это время и раскрылся для меня этот замечательный человек. Потом нас судьба раскидала: по распределению попали в разные места. Наше знакомство продолжилось, когда она работала в Доме Пионеров, а потом - в школе завучем. Нам часто приходилось с ней встречаться по работе. Особо хочу отметить такие черты Светланы Васильевны, как пытливый ум и целеустремлённость. Это человек, который любит точность, правильность, правдивость. Я преклоняюсь перед нею, потому что музей в Гимназии - дело её рук, результат огромной работы. Конечно, ей помогали, у неё есть помощники-дети и помощники-взрослые. Но в любом деле нужен двигатель. Она, как раз, таковым и является. За что бы Светлана Васильевна ни бралась, она доводит любой свой проект до конца. Хочется пожелать ей сил, благополучия, здоровья. Посвятить ей такие поэтические строки: «Пусть жизнь идёт обычным чередом, пусть что-то в ней всегда меняться будет. Но будет неизменным милый дом и рядом дорогие сердцу люди».

Как известно, бронницкая Гимназия — старейшее в нашем городе образовательное учреждение. Её история уходит в начало прошлого ХХ века. И Светлана Пшеничная - одна из тех, кто эту более чем столетнюю историю лучше всех знает и больше всех ею дорожит. К слову, именно она стала основным инициатором подготовки и издания очень значимой для всех бронничан книги «История Красной школы». Она охватывает период с 1914 по 2014 годы и вышла в свет к 100-летию этого учебного заведения.

А ещё Светлана Васильевна стремится делать всё для того, чтобы славное прошлое городской Гимназии, её основателей и всех лучших педагогов знали как можно больше нынешних учащихся. Она — не только одна из самых опытных организаторов исследовательской работы, но и главный создатель, а также многолетний руководитель школьного общественного музея, внёсший огромный вклад в сохранение и приумножение традиций, а также в изучение богатой истории учебного заведения.

- Когда мы переехали в новое здание, сразу начали предметно разрабатывать пушкинскую тему, - вспоминает Светлана Васильевна. — В этой связи каждый год мы проводим соответствующие тематические мероприятия, в том числе, в школьном музее. Все мы гордимся тем, что Бронницкая Гимназия носит имя известного общественного деятеля, внука великого русского поэта, председателя Бронницкой земской управы Александ­ра Александровича Пушкина. Но, к сожалению, пока ещё не все наши учащиеся знают об этом человеке. Как-то я стала свидетелем такой сцены: два ученика смотрели на портрет Александра Александровича и рассуждали о том, кого же видят перед собой? Один сказал: «Может быть, это Чайковский? Вроде, похож». Другой ответил: «Нет, наверное, это Чехов». Смотрю: постояли, подумали... Наконец первый предположил: «Ну, может быть, это Пушкин?». «Не похож. У Пушкина-то бакенбарды были, а здесь нет», - возразил другой. На том мальчишки и разошлись… А на праздничной линейке 1 сентября я их встретили и сказала: «Ребята, это наш Пушкин!». И теперь мы все так и говорим, что это «наш Пушкин»!

За десятилетия своей работы в городском школьном образовании преподаватель со стажем Пшеничная обучила своим предметам уже не одно поколение бронницкой молодёжи. В настоящее время её выпускники прежних лет успешно работают в самых разных сферах деятельности нашего города и всего Подмосковья. И пусть далеко не для всех из них отечественная словесность стала главным делом жизни. Но при этом, всех её бывших учеников объединяет главное: чувство благодарности любимому учителю.

Опытного педагога и деятельного энергичного человека хорошо знают и ценят не только в коллективе Гимназии и в бронницком учительском сообществе. Её имя на слуху и у многих коренных жителей нашего города. Её помнят, её знают, ею гордятся… А для сегодняшних учеников каждый её урок - это новая ступенька в изучении богатств русского языка и литературы, в познании «разумного, доброго, вечного». Многие с кем мы общались, говорят, что от Светланы Васильевны исходит исключительно позитивная энергия, которую она изо дня в день, из года в год передаёт не только тем, кто приходит к ней на уроки, но и многим другим людям.

- Когда идёшь по улице с работы, на работу или по иным делам, не бывает, наверное, такого, чтобы я не встретила кого-то из своих учеников разных лет, - говорит Светлана Васильевна. - А встречаясь, мы обязательно поговорим. Кстати, немало тех, кто у меня учился, приходят в гости. Во время такого доверительного общения я узнаю много интересного о судьбах многих своих учеников. И при этом, очень ценю, когда они откровенно со мной говорят о своей жизни, о достижениях. Всегда радуюсь тому, что всё у них идет в правильном русле. Наверное, именно в том, чтобы все, кого ты обучала и готовила к взрослой жизни, нашли своё место в нашем обществе, стали полноценными гражданами страны, и есть настоящее предназначение школьного учителя. Во всяком случае для меня это имеет первостепенное значение.
Текст фильма записали
Михаил БУГАЕВ и Ксения КАШИЦИНА
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий