"ПАЛЬЦЫ ВЕТРОМ ПО КНОПОЧКАМ ВРАЗ ПРОЛЕТЯТ..."
0
19.05.2011
1608
В Бронницах немало хороших баянистов: и опытных, и совсем юных. Одни играют на баяне профессионально, другие – только для души. Но при этом все наши городские музыканты одинаково любят и ценят свой чудо-инструмент, над которым не властно время. Бронничанин Вадим ПРЕСНЯКОВ взял в руки баян мальчишкой еще в довоенные 30-е годы прошлого века. А после войны без его участия не обходился ни один концерт в городе и окрестных хозяйствах. И поныне 87-летний пенсионер, ветеран ВОВ, несмотря на пережитое, возрастные проблемы со слухом, не расстается с баяном. Он может исполнить не только любимые всеми, душевные мелодии советских лет, но даже собственные музыкальные импровизации.
Музыку в их семье, как вспоминает мой собеседник, любили все – и старики, и молодежь. И даже сами владели простыми инструментами. Дед неплохо играл на гармошке, а отец – на фисгармонии. Сам Вадим с детских лет приобщился к балалайке. Конечно, такого серьезного инструмента, как баян у сельского мальчишки тогда не было. И когда он видел такое чудо, смотрел на обладателя с завистью. А, если где-то слышал хорошую игру, его, как магнитом, тянуло увидеть исполнителя, самому взглянуть как порхают по кнопочкам умелые пальцы...
– В 30-е годы начались гонения на духовенство и наша семья была вынуждена покинуть родное село и уехать в Москву, – рассказывает Вадим Михайлович. – Отец стал работать в столице столяром и учиться на курсах шоферов. Когда он закончил курсы, мы перебрались на жительство в Бронницы. Ютились, как и многие, в общежитии. И жилось нам, как и всем, нелегко. Понимая, как трудно отцу с матерью нас прокормить, я никогда не просил у них каких-то дорогих подарков. Но узнав о моем увлечении гармонью и балалайкой, они долго откладывали деньги мне на подарок. А в декабре 1939-го вручили мне, 15-летнему, баян. До сих пор помню, как обрадовался. И хотел поскорее научиться играть на нем...
Музыкальной школы в Бронницах тогда не было. Вадим приобрел самоучитель игры на баяне и стал осваивать инструмент самостоятельно. Помощь (хотя и заочную) его обучению оказало замечательное трио известных баянистов – Кузнецова, Попкова и Данилова. Это были прекрасные музыканты-самородки, которые радовали людей своими выступлениями. Еще до войны в городе были везде установлены радиоточки – подвесные черные бумажные тарелки. Когда его кумиры выступали по радио, парень буквально “прилипал” к репродуктору. На этих самодеятельных “дрожжах”, на стремлении подражать мастерам, он год за годом осваивал возможности баяна... Только начавшаяся война наложила свою “печать” на его жизнь и увлечение...
– Весной 1942-го по решению Бронницкого РК компартии у нас организовали агитбригаду, – продолжает рассказ В.Пресняков. – Туда вошли лучшие исполнители. Меня пригласили как баяниста, хотя опыта у меня было мало. В первый раз выступал в школе. Помню, сильно волновался, но мое исполнение, судя по аплодисментам, понравилось. Нашу агитбригаду консультировали из Центрального Дома работников искусства. Оттуда часто приезжали, привозили ноты для музыкальных инструментов и слова новых песен. Они были написаны для одного голоса, и басовую партию не составляло большого труда подобрать. А еще на репетициях мне говорили, что ты, мол, сам по себе для зала не существуешь. И должен всегда находиться в подчинении у певца. Но я тоже считал себя исполнителем...
Впрочем, репетируя и выступая, агитбригадовцы, как и все в то тяжелое время, постоянно помогали фронту, участвовали в оборонных делах. Копали противотанковые рвы на подступах к Бронницам и Москве, регулярно дежурили на крышах домов в то время, когда немецкие самолеты летели над городом бомбить столицу. Наблюдательный пост, где обычно дежурил 17-летний Вадим, находился на крыше городской школы (там до недавнего времени располагался Дом детского творчества). Были еще и другие обязанности. Словом, дел у парня всегда находилось много и свободного времени практически не оставалось.
Последний концерт Преснякова в составе агитбригады прошел в с.Большом Алексеевском. Когда на следующий вечер они приехали в Заворово, секретарь правления колхоза открыла окно во двор (где они ждали, куда определят на ночлег) и спросила: “Кто тут баянист?” Вадим назвался. Думал, что женщина хочет или спеть что-то, или сплясать, а его попросит сыграть. Но она сказала, что звонили из военкомата: ему нужно явиться за призывной повесткой. Это было 18 августа 1942-го...
– А 20 августа я был уже в г.Шуя Ивановской области, – продолжает мой собеседник. – Там меня включили в армейскую самодеятельность – в батальоне как раз не было баяниста. А 5 ноября по случаю годовщины Великого Октября я уже участвовал в концерте для фронтовиков... Могу утверждать, что баян внес свою лепту в Победу. На передовой всегда ждали наших выступлений. Мы били гитлеровцев песнями, частушками... У солдат сразу поднималось настроение, росла вера в разгром врага... Как музыкант со стажем не могу назвать другого такого инструмента, как баян. С ним можно выступать хоть у солдатских окопов, хоть на полевом стане, хоть на свадьбе, хоть на юбилее... Только расчехли его да ремни на плечи накинь и весели сколько душе угодно...
Ветеран не стал рассказывать мне о своих военных испытаниях, о тяготах плена в Германии. Вспомнил уже послепобедные события, когда они, солдаты, возвращались маршем домой, как тяжело было шагать из-за жары. Чтобы облегчить путь колонне, комполка доставлял на грузовике духовой оркестр в то место, куда они должны прибыть. И когда колонна приближалась, оркестр начинал играть военные марши. За ночь, пройдя 40–50 км, солдаты страшно уставали. Но услышав оркестр, начинали шагать бодрее, строй выравнивался без команды. И даже усталость проходила. Особенно нравились солдатам мелодии песен лучших советских композиторов. Пресняков все их может играть без нот, в любое время дня и ночи. Он считает это классикой для любого баяниста.
После демобилизации Пресняков стал выступать еще больше. Тогда без баяниста не обходился ни один вечер и, тем более, танцы. Так, у 195-го завода даже имелось свое место, где обычно под баян танцевала молодежь. Его называли по-народному – “пятачок”. Там даже трава была всегда вытоптана... К тому же после войны Бронницкий РК снова решил организовать агитбригаду для поездок по деревням. И вновь бронницкий баянист сопровождал своей игрой выступления артистов. Принимали их везде очень радушно. И зачастую после концерта приходилось играть для сельчан допоздна. Спали почти всегда гденибудь на сеновале. Мысленно листая свою биографию, он до сих пор вспоминает эти поездки по окрестным селам и... запах сена.
Однажды именно на сеновале в голову самодеятельному баянисту пришла мысль – создать свою музыкальную композицию “День в деревне” – на тему русских народных песен. Он даже “выстроил” ее в голове... Сначала – “прелюдия” о том, как спозаранку поет петух, жители деревни встают, идут с песнями в поле на работу, потом возвращаются домой – тоже с песнями. А после – наигрыши о том как парни с девчатами собираются на вечерку, выходит гармонист, растягивает меха у гармошки ,и все начинают петь страдания. Потом гуляние заканчивается, народ расходится по домам... Вот пропели вечерние петухи, деревня после трудового дня погрузилась в сон... С этой композицией Пресняков выступал не один раз, и она всегда пользовалась успехом у слушателей.
– Так вышло, что наша агитбригада действовала только 2 послевоенных года, – говорит Вадим Михайлович. – Но и потом мне приходилось много играть на свадьбах, юбилеях, проводах в армию, на выборах. А в “Сельхозтехнике”, где трудился, без меня не проходило ни одного торжества. В 1988м я был приглашен играть в созданном в Бронницах хоре ветеранов “Рябинушка”. Мы выступали повсеместно. Аккомпанировал я в хоре около 5 лет, потом пришлось уйти – возраст... Но без баяна я себя уже не мыслю: часто играю для родных. Пролетят пальцы по кнопочкам – настроение сразу поднимается... Жаль, что мало молодежи нынче приобщается к этому инструменту. Но я почему-то уверен: несмотря ни на что, баян все равно будет жить и радовать многих своей игрой! С ним простому русскому человеку веселее праздновать и легче переносить невзгоды.
Валерий ДЕМИН
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий