"Нет, мы легких путей не искали! Мчали нас по стране поезда..."
0
5858
Нынешний 2024 год в стране объявлен Годом семьи. Такое решение принято для того, чтобы сохранить и защитить традиционные семейные ценности, поднять престиж и значение основной ячейки нашего общества. В одном из предыдущих номеров «БН» мы уже рассказывали нашим читателям о Всероссийской акции «История семьи — история эпохи». В рамках этой акции её участники рассказывают о своих родных и близких, ставших в прошлом веке активными участниками великих событий. Сегодня на примере самой обычной бронницкой семьи ЛАХВИЧ, мы продолжаем начатый цикл. Когда смотришь на фотоснимки членов этой простой советской семьи, когда читаешь страницы с этапами их жизненного пути, невольно размышляешь о непростой, противоречивой и в чём-то трагической истории огромной страны, откуда родом все эти люди. Словно кадры старой кинохроники встают перед глазами картины сельского быта советской Белоруссии, трудовые лагеря ГУЛАГа и грандиозные стройки сталинских пятилеток, германское нападение на Советский Союз и тяжелые бои на Северо-Кавказском фронте, послевоенная борьба с непримиримыми «лесными братьями» в Прибалтике и создание центра цветной металлургии в Узбекской ССР...

От сохи, от нелегкого земледельческого труда берет своё начало непростая биография главы этого белорусского рода - Ивана Борисовича Лахвича. Он родился в далеком 1898 году в селе Грабово тогдашней Минской губернии. Сложившийся в течение многих десятилетий размеренный быт крестьянской семьи, свой участок земли и личное придомовое хозяйство определили привычный род занятий и дальнейшую судьбу обычного сельского парня с начальным образованием. Вот только время взросления и самостоятельная жизнь Ивана совпали с эпохальными событиями в истории государства: свершилась историческая октябрьская революция, на смену царизму пришла новая советская власть. С её приходом началась непримиримая гражданская война, яростное противоборство «белых» и «красных», а затем — жесточайшие политрепрессии.

Так уж вышло, что ни в чем не повинный 30-летний сельчанин Иван Лахвич, как и многие тысячи простых советских граждан, был арестован по ложному доносу 8 мая 1929 года и без всякой вины насильственно сослан на строительство Беломорско-Балтийского канала. К слову, стратегически важный для СССР Беломорканал, соединивший Белое море с Онежским озером, прорыли в рекордно короткие сроки. Это лагерное строительство велось исключительно силами заключённых, которых в духе того времени называли «каналоармейцами». Условиях их труда и быта были ужасными, как на фронте, а лагерный распорядок — беспощадным. Пострадала от политических репрессий и жена Ивана Борисовича Федора Антиповна. Молодую женщину в состоянии беременности и с двумя малолетними сыновьями сослали в Сибирь на целых 3 года.

Прошедшему лагерный быт и ссылку Ивану Борисовичу позже был предоставлен очень узкий выбор на дальнейшее принудительное поселение: Средняя Азия или Кавказ. Он выбрал второе, и его отправили в город Нальчик. Именно там, в далеком 1936 году, белорусская семья Лахвич и обосновалась на постоянное местожительства. Однако, период спокойной трудовой деятельности и относительного семейного благополучия был очень недолгим. В июне 1941 года гитлеровская Германия вероломно напала на СССР. А осенью этого же года Нальчинский городской военкомат призвал Ивана Борисовича в ряды действующей Красной Армии. Учитывая его немалый практический опыт, приобретенный в период участия в сооружении Беломорско-Балтийского канала, призывник был направлен в строительные войска.

Уже немолодой, немало к тому времени повидавший в своей жизни 43-летний новобранец, в августе 1941 года попал на быст­ро формирующийся Кавказский фронт. Именно там началась ратная армейская служба Ивана Борисовича и продолжалась, когда он следовал по трудным дорогам войны до самого окончания боевых действий. Отметим, что в мае 1945 года красноармеец Лахвич стал одним из участников кровопролитных боев за взятие Дрездена. У этого города, сильно пострадавшего от беспрерывных бомбардировок английской и американской авиации, наступающие советские войска встретили ожесточенное сопротивление крупной немецкой группировки. Но разгром врага был неминуем: уже 7 мая наша армия полностью завладела городом, и Дрезден вошел в зону советской оккупации Германии. Свой скромный солдатский вклад в это решающее наступление внёс и герой нашей статьи.

Вместе с майскими победными сражениями для Ивана Борисовича завершилась и Великая Отечественная война. За участие в боевых действиях, проявленные при этом мужество и доблесть, опытный красноармеец был отмечен государственными наградами - медалями «За оборону Кавказа» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Так же достойно выполнили свой долг перед Родиной в годину испытаний и два сына Ивана Борисовича, призванные в Красную Армию Нальчинским горвоенкоматом. Старший – Антон Иванович – с начала войны до 1948 года, принимая участие в боях с фашистами, а после — с их пособниками, получил ранение. После лечения и возвращения из госпиталя он продолжал армейскую службу до окончания своего срока.

Надо сказать, что для советской Прибалтики, где после победных майских залпов пришлось служить Антону Ивановичу, вторая половина сороковых была очень неспокойным временем. Там сформировались настоящие вооруженные банды, вдохновителями и руководителями которых были радикальные националистические организации. «Лесные братья», а на деле — оголтелые бандиты и предатели. Жестокими убийствами и грабежами они жестко препятст­вовали установлению советской власти в тех краях. Для борьбы с этим опасным и безжалостным злом многим красноармейцам, прошедшим войну, пришлось продолжить свою солдатскую службу. В их числе оказался и Антон Иванович, который почти три послевоенных года участвовал в жестоких боевых столкновениях с бандами литовских националистов.

Досыта хлебнул военного лиха и второй сын Борис Иванович. Он родился в 1922 году, успешно окончил школьную девятилетку, курсы водителей, и в апреле 1942 года тоже был призван в ряды действующей Красной Армии Нальчинским городским военкоматом. Парня направили в 446-й отдел батальонной связи в звании красноармейца в должности связиста. Боевой путь Борис Иванович прошел от Сталинграда до Праги. За время боевых действий он получил два ранения. Одно из них – принимая участие в Сталинградской битве. Именно в этом сражении Борис в декабре 1942 года был тяжело ранен в ногу. После выписки из госпиталя в июле 1943 года его направили автоматчиком в 373-й стрелковый дивизион, действующий на Украинском фронте. Во время форсирования Днепра 20 января 1944 года Борис Иванович получил тяжелое ранение в грудь навылет.

После лечения в госпитале, красноармеец еще целый год проходил службу водителем трофейного автомобиля «Виллис». В этот период советские войска в ожесточенных боях освобождали Румынию и Венгрию. После Борис Иванович вместе с однополчанами добивал остатки германских войск на территории Чехословакии и Северной Австрии. За доблесть и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Борис Иванович был награжден орденом Отечественной войны II степени; медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», За освобождение Праги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.». После демобилизации из рядов Красной Армии, с ноября 1946 года, Борис Иванович работал водителем в правоохранительных органах города Нальчика.

Это тоже был сложный период в послевоенной истории страны и в жизни героев этой статьи. Многие города еще лежали в руинах, а победителям германского фашизма не хватало самого необходимого для нормального быта. Набрали прежний размах и послевоенные политрепрессии. Как и прежде, людей, в основном, забирали по ночам. А Борису Ивановичу, в числе других водителей органов городской правоохраны, часто приходилось приезжать за теми, кто подлежал аресту, на снискавшем дурную славу «черном воронке». Такая работа сильно отражались на его душевном состоянии, он очень переживал… Позже принял решение о смене места своей трудовой деятельности,а в дальнейшем даже перемене места жительства. И вскоре такая возможность у него появилась...

В 50-е годы в Советском Союзе повсеместно восстанавливалась и быстро развивалась промышленность. В 1951 году в Ташкентской области Узбекской ССР стал создаваться южный центр отечественной цветной металлургии. Началось строительство крупнейшего в Средней Азии Алмалыкского горно-металлургического комбината и параллельно – молодого города металлургов – Алмалыка. Там требовалось много рабочей силы. И Борис Иванович, будучи еще холостяком, без всяких колебаний поменял город Нальчик на Ташкентскую область. Об этом своем решении молодой мужчина в дальнейшем не пожалел: именно там он встретил свою надежную вторую половину - девушку из прос­той трудовой семьи - Екатерину Друщенко, которая приехала в Узбекистан на заработки из Оренбуржья. Так на одной из всесоюзных строек послевоенных пятилеток сложилась еще одна семья Лахвич.

Добавим, что Екатерина Григорьевна, как и её супруг, пережила немало испытаний. С мая 1944 по май 1945 годов девушка проходила службу в железнодорожных войсках страны. Она была зачислена в состав военнослужащих колонны паровозов особого резерва №2. Это ж/д подразделение относилось к специальным формированиям Наркомата путей сообщения СССР. Колонна выполняла задачи в пределах тыловых границ действующих фронтов, и её работники были переведены на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии. Екатерина целый год следовала по дорогам войны в должности старшего кондуктора. Как известно, военные железнодорожники принимали участие в обеспечении войск фронтов боевой техникой, боеприпасами, военно-техническим имуществом, продовольствием, а также в передислокации частей и соединений в прифронтовой и фронтовой зонах. На обратном пути перевозили военнопленных. Как и её муж, Екатерина Григорьевна заслужила государственные награды.

В браке у супругов Лахвич родилась дочь Ирина, которой было суждено сыграть важную роль в дальнейшей судьбе Бориса Ивановича и Екатерины Григорьевны. Спустя многие годы, окончив в 1985 году престижный столичный Институт стали и сплавов, Ирина получила распределение в подмосковные Бронницы, в геохимическую организацию при ИМГРЭ (Институт минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов), действующую в Бронницах. Здесь молодой специалист прочно утвердилась в своей профессии и осталась на постоянное местожительство. А родители Ирины, прежде проживавшие в Узбекистане, в 1990 году приняли решение переехать на постоянное место жительства в подмосковные Бронницы к дочери. Здесь, в нашем городе ,они достойно прожили оставшиеся годы своей жизни.

Давно остались в прошлом советские страницы истории нашей Родины, сменилось уже не одно поколение россиян, не знавших драматического гражданского противоборства, не испытавших массовых политических репрессий, не слышавших грохота орудийных залпов, не видевших вражеских самолетов, пикирующих на мирные города, не переживших ужасов плена и нацистских концлагерей… Но сколько бы ни прошло десятилетий мы, жители XXI века, должны помнить о наших предшественниках, жизнь которых пришлась на то давнее и нелегкое время. Ведь из их обычных, подчас, драматических судеб, простых семейных историй и складывалась огромная общечеловеческая биография страны, формировалась сегодняшняя российская действительность.
Материалы статьи обработал Валерий НИКОЛАЕВ
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий