КРУШЕНИЕ УСТОЕВ И РАЗРУХА, МЕДИКИ И НОВАЯ ВЛАСТЬ
0
25.10.2024
726
В предыдущих номерах «Бронницких новостей» мы публиковали историческую подборку тематических материалов, посвященных 110-летию Бронницкой городской больницы. В этом номере газеты продолжаем начатую тему.
Губительно тяжелыми стали для всех жителей России первые десятилетия XX века. Потерпев сокрушительное поражение в Первой мировой, безвозвратно ушла в небытие ослабевшая царская империя. Революции и войны начала столетия, казалось, до основания разрушили российскую провинцию. Но бронницкие земские врачи сумели вместе со всеми пережить и разруху, и голод, и частые, смертоносные эпидемии. И, выполняя свой профессиональный долг, случалось, спасали больных даже ценой собственной жизни. По статистике тех лет, смертность от тифа у наших городских докторов была вдвое выше, чем у их пациентов. Вот конкретные цифры из больничных отчетов: общая смертность среди местного населения достигла 4,5 %, среди медработников – 10,8 %.
Февральская революция расшатала не только сами устои прежней государственной системы России, но и порядок хозяйствования. В дальнейшем наступил экономический крах, который стал закономерным результатом измотавших страну потрясений и многолетней гражданской войны. Словно тяжелый, разрушительный каток прошелся по всем российским губерниям. Наступил мрачный период разрухи, голода, массовых заболеваний. В Подмосковье, как и во многих других регионах, свирепствовали эпидемии сыпного и возвратного тифа. Тогда медикам Бронницкого уезда очень пригодились инфекционные бараки, которые были заполнены до предела... Впрочем, болезнь часто убивала людей и в больничных палатах. Медики в то время были почти бессильны справиться со смертельным недугом.
Для оперативного размещения всех инфекционных больных руководству больницы пришлось организовать специальное отделение. Врачи и сестры сыпнотифозных палат самоотверженно боролись за жизнь больных. Сам С.Н.Африканов в 1919 г. заразился сыпным тифом и очень тяжело его перенес. Выхаживала его и спасала в эти тяжелые дни медсестра А.А.Арапова (Панчулидзева), которая и стала в дальнейшем очень близким для главного врача человеком. Вспоминая те тревожные и трудные для медиков дни, она писала в своем дневнике: «О болезни главного врача вскоре узнали в городе и селах. Множество людей были встревожены его тяжелым состоянием. Хотели хоть чем-то помочь тому, кто сам всегда приходил людям на помощь. Неизвестные почитатели Сергея Николаевича приносили и оставляли на крыльце его служебной квартиры масло, творог, яйца. Отказаться от этих приношений было невозможно...»
С утверждением в уезде новой советской власти, прежняя земская медицина, как и многое другое, перешла в ведение Совета рабоче-крестьянских и солдатских депутатов, организовался уездный отдел здравоохранения г.Бронницы. Он был образован в 1918 г. при исполкоме Бронницкого уездного Совета. Здравотдел состоял из следующих подотделов: лечебно-санитарного, фармацевтического, охраны материнства и младенчества, снабжения и хозяйственной части. Во главе отдела стоял заведующий, при котором образовывалась коллегия из двух человек. При уездном здравотделе создавался медико-санитарный совет. В 1923 г. уездные здравотделы были преобразованы в отделения общих отделов исполнительных комитетов. В их ведении и подчинении находились все местные медицинские и санитарные учреждения.
В тяжелые годы революции и гражданской войны, коллектив городской больницы, как и вся страна, пережил немало лишений и тягот: нехватку продовольствия, медикаментов, перевязочного материала, белья... По всей новой советской России тогда прокатились опустошительные эпидемии брюшного и сыпного тифа, начался голод. Для решения острой продовольственной проблемы в медколлективе, С.Н.Африканов всячески развивал своё подсобное хозяйство. Оно не один год исправно обеспечивало больницу картофелем, овощами, гречневой крупой, овсом.
По дошедшим до наших дней воспоминаниям, больничные дворники летом постоянно выходили косить сено, овес или гречиху. Нередко им помогали и сами медики, привыкшие к нелегкому земледельческому труду. Охотно занимался им и главный врач больницы. Как рассказывали старожилы, он, бывало, шел с косой впереди всех, работал размашисто, захватывая даже более широкую полосу, чем любой из опытных косцов. Правда, оберегая свои хирургические руки, он делал всю тяжелую сельскохозяйственную работу в легких трикотажных перчатках…
И еще один важный штрих тогдашней поры. Несмотря на все тяготы жизни, медколлектив никогда не стоял на месте. Особое место в работе главврача Африканова занимала подготовка кадров. Для обеспечения больницы средним персоналом, им были организованы уже упомянутые «Курсы сестер милосердия». Он всегда очень внимательно и заинтересованно следил за профессиональным ростом сотрудников. Так, очень способный фельдшер Н.М.Егорова была им направлена на учебу в мединститут. О ней сохранилось немало добрых воспоминаний врачей и горожан. Нина Михайловна родилась в 1891 г. в г.Новосильце Тульской губернии, в семье сельского учителя. Закончив гимназию, она в 1911 г. поступила на медицинский факультет Московского университета. Начавшаяся Первая мировая война прервала ее учебу.
Как давняя и добрая знакомая Африканова Нина Михайловна с его помощью устроилась на работу в качестве фельдшера в Новобронницкую больницу. Рано лишившись родителей, она с первых дней появления в городе стала членом дружной африкановской семьи. А три года учебы в университете дали молодой студентке прочную теоретическую основу медицинских знаний. Поэтом, у с первых дней работы в больнице, она заметно выделялась среди персонала своей подготовленностью.
Благодаря активной помощи и наставничеству Африканова опытным, знающим хирургом стал и молодой бронницкий врач С.В.Афанасьев. И не только его, многих поступавших в больницу начинающих медиков Сергей Николаевич направлял на дальнейшую специализацию в лучшие столичные медучреждения. Таким образом, он подготовил для больницы специалистов по туберкулезу, онкологическим и венерическим болезням. А сам главный врач для того, чтобы оказывать помощь больным с заболеваниями органов зрения и слуха, прошел курсы в специализированных клиниках Москвы.
Бронницкий главврач всячески поощрял стремление врачей повышать свою теоретическую подготовку. Как уже отмечалось, действовавшее при больнице научное общество оказывало заметное влияние на профессиональный уровень бронницких врачей. На его регулярные заседания съезжались медики из всех сельских и поселковых больниц. Часто приглашались ведущие специалисты из Москвы. Проводились интересные лекции, семинары. На многих из них присутствовал и средний медицинский персонал. К повседневной работе главврача в больнице и приему в поликлинике добавлялись его частые выезды к пациентам.
Принципиально отвергая платную частную практику, Африканов никогда не отказывал своим пациентам в медицинской помощи на дому в экстренных случаях. Он по собственной инициативе выезжал в дальние села к тяжелым больным, бесплатно лечил их на месте и даже делал операции. По первому звонку в дождь или снег, добрый доктор спешил на помощь людям. Для таких срочных выездов к пациентам в конюшне больницы всегда держали наготове лошадь. Многие годы ему исправно служил рысак, названный «Африканцем».
Организаторские и преподавательские способности руководителя больницы гармонично сочетались с его мастерством опытного земского врача-универсала. За более чем 25-летнюю работу в Бронницах он оказал медицинскую помощь, вылечил, а иногда и спас здоровье и жизнь огромному числу бронничан и жителей района. Нашему городу Сергей Николаевич посвятил лучшие и самые плодотворные годы его жизни. Эта четверть века принесла Африканову огромный и беспрекословный авторитет врача, уважение и признательность населения.
С именем главврача связаны сегодняшние воспоминания старожилов о своеобразной реликвии Новобронницкой больницы – знаменитом африкановском тулупе. Судя по переходящим из поколения в поколения преданиям, он принадлежал поначалу самому Сергею Николаевичу, который часто ездил к своим больным даже в самые суровые морозы. А в дальнейшем отдал его на общее пользование, и теплая овчина согревала во время зимних выездов многих бронницких врачей. Согласно архивным документам, вместе С.Н.Африкановым в городской больнице в 20-30-е г.г. работали такие известные в городе и сельской округе врачи, как М.М.Николаев, С.Е.Иванов, А.И.Добровольская и отличный зубной доктор В.В.Морберг. Слаженно трудился в медколлективе и сплоченный фельдшерско-акушерский персонал: Н.С.Камбулова, А.В.Куликова, Л.А.Шлеровская, С.А.Иванова, В.А.Курина. Не один год добросовестно выполняли свои обязанности заместитель главного врача больницы М.Сафирь и сестры милосердия – М.Леук и С.Серебровская.
Именно в этот период начал свою плодотворную деятельность в африкановской больнице и знаменитый в наших краях доктор-универсал М.М.Николаев. Михаил Матвеевич начинал работать здесь обычным фельдшером. А позже, в 1931 г., после успешного окончания медицинского факультета Первого Московского госуниверситета молодой дипломированный врач попросил распределить его в Бронницкую больницу. Здесь он успешно трудился на ответственных должностях заведующего диспансерной службой, затем – заместителя главного врача по лечебной части... Как вспоминали старожилы, как отличный врач Николаев очень быстро завоевал расположение и доверие многих пациентов. Он смело брался за лечение самых тяжелых больных и, как правило, добивался их выздоровления...
Талантливый доктор с широкой палитрой знаний и способностей, уникальным опытом лечения раненых солдат на фронтах Первой мировой войны и с достоинствами настоящего земского врача-подвижника, скромный и работящий, Михаил Матвеевич стал настоящим соратником главврача С.Н.Африканова. Однако, его принципиальность и прямолинейность во многих общественных вопросах, упорное нежелание вступить в ряды ВКП(б) в дальнейшем негативно повлияли на его врачебную деятельность. После доноса, обыска в доме начмеда больницы и последующих гонениях со стороны районного отдела здравоохранения, Николаев вынужден был уволиться из Бронницкой больницы и написать заявление о переводе на работу в Никитскую сельскую больницу.
Но, как бы то ни было, опальный врач своих прочных связей с африкановским медколлективом не терял. Когда, к примеру, уходил в отпуск или надолго заболевал тот или иной бронницкий врач, мудрый главврач (вопреки воле райздравотдела) с радостью приглашал своего бывшего начмеда временно поработать то терапевтом, то хирургом, то гинекологом, то стоматологом, то инфекционистом... Благо, Михаил Матвеевич превосходно владел всеми этими специальностями, сам всё это время проживал с семьей в Бронницах, население его хорошо знало и всегда охотно шло на прием к «чудо-доктору». А рядовую сельскую Никитскую больницу он превратил в солидное медучреждение с отделениями терапии, хирургии, родильным, со своей лабораторией и аптекой.
Одновременно М.М.Николаев вел большую работу как районный психиатр, председатель районной врачебно-трудовой экспертной комиссии, председатель медицинской комиссии при райвоенкомате, судебно-медицинский эксперт. Его способности трудиться, не жалея себя, уникальный талант врачевателя, диагноста и аналитика снискали ему любовь, уважение и доверие земляков. После себя он оставил не только память и благодарность в сердцах знавших его людей, но и уникальную картотеку наследственных и потомственных патологий у психических больных в Бронницком районе.
Судя по отзывам, дошедшим до нас с того давнего времени, С.Н.Африканова и М.М.Николаева всегда связывали добрые приятельские отношения. Можно сказать, что не только врачебный талант, но и расположение и защита главврача Бронницкой больницы помогли нелюбимому властями доктору удержаться на своей должности и занимать другие ответственные посты в военные и послевоенные годы. И то, что в медколлективе плодотворно трудились такие замечательные доктора, как Николаев – тоже реальная заслуга руководителя бронницких медиков, его способность вести мудрую и независимую кадровую политику.
Поэтому вполне закономерно, что в предвоенный период, за многолетний подвижнический труд и большие заслуги на ниве городского здравоохранения неутомимому бронницкому доктору С.Н.Африканову была вручена самая высокая в советское время государственная награда – орден Ленина.
(Продолжение следует)
Валерий НИКОЛАЕВ
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий