Иван Семёнович Малинин – художник из Бронницкого уезда и его потомки
0
18.07.2025
1078
Есть немало имен известных в России людей чьи биографии, многолетнее творчество и жизнь их потомства очень тесно сопряжены с нашим старинным городом. Один из таких уроженцев тогдашнего Бронницкого уезда, ставший знаменитым русским художником начала прошлого столетия, одним из активных деятелей Товарищества передвижных выставок художественных картин, автором целого ряда замечательных произведений - Иван Семёнович МАЛИНИН. Основной период его изобразительного творчества приходится на конец 1890-х – начало 1900-х годов. Это, как известно, период серьёзных политических и социальных потрясений, а для художников – время активного поиска и утверждения новых форм в изобразительном искусстве. Именно таким самобытным мастером и в чём-то новатором является главный герой этой памятной статьи. В следующем году исполнится ровно 160 лет со дня рождения этого российского живописца. Впрочем, наш рассказ не только о самом Иване Семеновиче, но и о его родных, которые тоже оставили свой след в богатой истории нашего городского округа.
Будущий художник-передвижник появился на свет 29 февраля 1866 года в д.Митьково Бронницкого уезда в крестьянской семье среднего достатка. Как и многие выходцы из этого сословия, десятилетним подростком Ваня был отправлен в столицу и определен учеником в модельный цех завода «Гоппер» (после революции завод Михельсона, позже – Московский электромеханический завод имени В.И.Ленина). В этом большом трудовом коллективе сельский парнишка работал более двух десятилетий и многому научился.
Повзрослев, Иван Малинин, как его характеризовали заводчане: «благодаря редкой способности к обработке дерева верности глаза и рук, природной смекалке, стал вторым мастером модельного цеха». При этом, обладая талантом краснодеревщика и художественным вкусом, он и в своем доме многие предметы мебели сделал собственными руками. К тому же, парень оказался на редкость способным агитатором и пропагандистом в рабочей среде. И когда, в 1891 году, на заводе образовался один из первых в Москве кружков социал-демократов, сын митьковского крестьянина вошел даже в число его руководителей. Какое-то время Иван активно участвовал в организации сходок, проведении рабочих маёвок, в распространении революционных изданий.
Но всё же, самым главным делом жизни героя нашей памятной статьи стало изобразительное творчество. С самых юных лет Ваня очень любил рисовать сначала карандашами, а после – красками. В юношеском возрасте, в свободное от работы время, даже брал частные уроки у московских художников. Парень очень хотел учиться и стать настоящим образованным мастером живописи. Настойчиво пытался поступить в российскую Академию художеств, но так как он был крестьянского происхождения, ему всякий раз отказывали.
Чтобы восполнить недостаток образования, целеустремленный юноша часто ходил на выставки, был постоянным посетителем Третьяковской галереи. Там однажды и произошло его знакомство со знаменитым российским художником И.Е.Репиным. Во время своей работы в Третьяковке живописец обратил внимание на то, что около него стоит юноша с папкой в руках. Поборов робость, он попросил Репина посмотреть его рисунки. Илья Ефимович внимательно рассмотрел их, похвалил юношу и дал ему совет – обязательно учиться самым серьезным образом. Причем не просто посоветовал, а предложил: «Скапливай-ка, дружок, деньги и приезжай в Париж, а там мы тебя встретим и подскажем к кому пойти на учёбу».
Накопив нужную для учёбы сумму, настойчивый рабочий парень отправился в Париж, где его рекомендовали в частную художественную студию профессора Фернана Кормона. О своей учебе и о том, чем поразила его французская столица Иван Малинин немного позже изложил в своём письме домашним: «Вот уже два месяца как я в Париже и за это время успел кое к чему приглядеться и уяснить себе… как обучаются живописцы… Рисуют тут также, как и у нас, с небольшой разницею, которую скоро можно усвоить. Пишут много хуже нашего, каждый из здешних учащихся старается придавать своей живописи красоту, благодаря которой и теряется правда. Французы все любят, что было красивее. Это и идеал, ну и Бог с ними, пусть утешают себя. В общем, на мой взгляд, французы – пустой народ. Но это не мешает нам кое-чему у них позаимствоваться, и признаться, сказать, очень немногому…». О том, сколько лет обучался Иван Семенович в Париже, у исследователей его биографии разные мнения. Кто-то считает, что около трех лет, а кто-то утверждает, что, мол, не больше года. К слову, в этой же школе занимались в своё время известные российские художники: Н.К.Рерих, К.П.Кузнецов, В.И.Альбицкий, А.А.Лушников, Н.Ф.Холявин, А.К.Шервашидзе и В.Борисов-Мусатов.
Возвратившись из Франции, Малинин в дальнейшем жил и работал в Бронницах, стал членом Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Вначале был там казначеем, а потом 1896 по 1906 годы и устроителем выставок. Причем уже через год работы в вышеназванном товариществе Малинин обращается с просьбой в Московское общество любителей художеств о принятии его в члены оного, представляя свою картину «Пастушок».
За период своей творческой деятельности Иван Семенович создал немало интересных и содержательных полотен, среди которых такие известные, как «Старик», «Ожидание», «Сенокос», «Дорога к дому», «Автопортрет» и многие другие. Так, портреты старика и крестьянина, судя по всему, списаны с митьковских сельчан. Три его картины стали участниками выставок передвижников, одна из них называется: «Предложение» (1898 г., 26-я выставка ТПХВ в Петербурге и Москве). Некоторые из малининских полотен можно было увидеть в экспозициях наших подмосковных музеев.
К примеру, по-своему впечатляет его небольшая картина «Рассчитали». На ней изображен подросток, получивший серьезную травму на фабрике и выброшенный её управляющим за ворота. Когда смотришь на это полотно, в памяти сразу возникает чеховский Ванька Жуков и сотни его сверстников, на долю которых выпало тяжелое, безрадостное детство.
Впрочем, творчество Малинина явно неоднозначно. Как художник, по стилю и тематике, он оказался на стыке двух течений: критического реализма и импрессионизма. И поэтому из-под его кисти выходили как картины остросоциального содержания, так и эстетские полотна. Особенностям творчества нашего земляка посвятила свои научные исследования аспирант Московского государственного академического художественного института (МГАХИ) имени В.И.Сурикова - Елизавета Романовна Чуприкова-Крынская.
Одна из работ столичной аспирантки под названием «Вектор творческого пути Ивана Малинина в контексте эпохи и стиля модерн» была в своё время была опубликована в «Бронницких новостях». Вот как, к примеру, Е.Р.Чуприкова-Крынская охарактеризовала одну из известных картин бронницкого художника «В ученье у трактирщицы» (1899 г., 28-я выставка ТПХВ, 1900 г.). «Первое, что бросается в глаза на этом полотне – изумительная красота цветовой палитры, искусные колористические сочетания, привлекают внимание блики на чайниках. Пастозность мазка не мешает игре цветовых рефлексов. Изображённая сценка явно не содержит каких-либо литературных аллюзий. Более того, при создании картины могли использоваться натурные зарисовки – в Митьково, родной деревне художника, или неподалёку примерно в это же время был открыт трактир-чайная крестьянской семьёй Хохриных. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что незамысловатый сюжет отвечал задачам искусства передвижников и импонировал вкусу простого народа, чьи будни были связаны с подобными заведениями. Кроме того, почти психологический приём «срезания» первого плана, благодаря чему пространство расширялось и углублялось, а герои становились ближе к зрителю, часто использовался членами ТПХВ … ».
Безусловно, одной из лучших работ И.С.Малинина многие исследователи его художественного творчества уверенно называют картину «Ожидание» (1902 г.). Это полотно было впервые показано на 31-й выставке ТПХВ, размещенной в Петербурге и получило самые положительные отзывы зрителей. На переднем плане картины изображена миловидная девушка в нарядной крестьянской одежде. Она смотрится в знакомой всем российской традиции сказочных героинь В.М.Васнецова на фоне живописного берёзового леса. Здесь, как отметила в своём исследовании Е.Р.Чуприкова-Крынская, «соединились традиции передвижнического реализма в его лучших проявлениях и индивидуальное мастерство самого художника, способного виртуозно играть на контрастах, придавая тем самым разнообразное эмоциональное звучание работе. На наш взгляд, эффект «вхождения» персонажа картины в пространство зрителя здесь достигается свойственными модерну приёмами: слияние планов в единую живописную поверхность, мотив женщины в окружении природы, где фигура почти физически соединяется с материей».
Со временем, благодаря активной выставочной деятельности, материальное положение художника-передвижника заметно улучшилось и стало стабильно благополучным. У него появилась возможность купить небольшой участок земли между деревнями Митьково и Денисово у помещика Нагеля. Там был возведен большой двухэтажный дом с верандой, обустроен фруктовый сад, даже посажен небольшой лесок с аллеями. Все комнаты в этом жилище Малинина были увешаны картинами самого художника и его друзей. «Дом был большой, просторный, высокий, – позднее вспоминала жена его сына Екатерина Ивановна Малинина, – на втором этаже располагалась мастерская». Именно в этом доме и были написаны замечательные картины: «Портрет женщины в шляпе» и «Портрет Александры». Интересные воспоминания об этом периоде жизни бронницкого художника оставил друг его сына Владимира Леонид Козлов, часто бывавший в доме Малининых: «Строгий по внешности, но ласковый и душевный, Иван Семенович нередко беседовал с нами, с другими нашими сверстниками – мальчишками. Он всегда повторял: «Для того, чтобы хорошо жизнь прожить, надо усердно учиться, уметь видеть жизнь, правильно оценивать её и не менее усердно работать…».
Если говорить о личной жизни художника, то здесь, пожалуй, необходимо отметить и то, что Иван Семенович был женат дважды. Причем на двух родных сестрах. Первый брак с Марией Рудневой состоялся, когда ей было 18 лет и она только закончила учительские курсы в Москве. В скором времени у супругов родилось две дочери Ольга (1904 г.) и Татьяна (1906 г.). Однако, впоследствии случилась семейная трагедия: в 1908 году Малинин и его дочери осиротели, так как Мария Митрофановна умерла от болезни. Когда Иван Семенович остался один с двумя малолетними девочками, на помощь ему пришла родная сестра жены Александра Митрофановна, которая преподавала в школе. К слову, Александра была частым гостем в семье Малининых, и дети её любили. Причем сестры были внешне очень похожи между собой И, надо сказать, их образы, безусловно, находили отражение в живописных работах Ивана Семеновича. Вот как отмечала это сходство уже упомянутая нами исследовательница творчества художника: «Как фотографии, так и картины оставляют некоторое обманчивое впечатление, будто изображён один и тот же человек, красивая женщина, чей образ немного трансформируется от портрета к портрету за счёт творческого видения художника».
Работа Малинина секретарем ТПХВ требовала частого присутствия в Москве. Поэтому Малинины, даже имея собственный дом в Подмосковье, подолгу жили на съемной квартире в столичном Замоскворечье. Но сложившийся домашний быт семьи Малининых, как отмечали биографы художника, сильно изменился в 1919 году. Это случилось после того, когда находясь в Раменском, на учительской конференции, Александра, неожиданно узнала о том, что Ивана Семеновича хотят «раскулачить» и выслать вместе с другими «враждебными элементами». К счастью, художник вовремя уехал в Москву, и некоторый период своей жизни работал в 1-м Инвалидном доме имени В.И.Ленина в качестве сельскохозяйственного инструктора. За это время дом художника вместе с земельным участком конфисковали. Часть картин и мебели после этого оказались в тогдашнем Бронницком музее. При этом, сама семья гонениям не подвергалась и не пострадала. В этом, как считают исслелователи, помогло революционное прошлое Ивана Семеновича на столичном заводе Михельсона. Вскоре семья художника переехала в родное Митьково. Там был образован колхоз имени К.Ворошилова и Малинин, будучи специалистом по сельскому хозяйству, привлекался и на пасеку, и по уходу за садом. А вот писал он тогда мало, всё чаще стали подводить глаза. Кстати, в широко известном краеведческом труде М.Г. Аверьяновой «Край Раменский» в описании деревни Митьково Бронницкого уезда художнику Ивану Семёновичу Малинину как уроженцу тех мест посвящены целых два абзаца текста.
А в 1934 году врачи поставили 68-летнему художнику окончательный и очень жестокий в своей безысходности диагноз полная слепота. Это стало сильнейшим жизненным ударом для него и близких ему людей. Так что, последние 20 лет своей жизни Малинин провел в полной темноте. Но, как вспоминают его родные, Иван Семенович даже в таком положении не терял радости жизни, он всегда был бодр и весел, аккуратен. Его глазами стала любимая Александра Митрофановна. А слух ослепшего художника, довольно тонкий (так как Малинин играл на скрипке) позволял слышать то, что не могли видеть глаза. На склоне лет, он диктует домашним полную историю своей жизни, но она, к сожалению, не сохранилась и до наших дней не дошла. Скончался художник от болезни в 1952 году в возрасте 86 лет и был похоронен в селе Амирово Раменского района. Александра Митрофановна пережила мужа на два года и была похоронена рядом. Но, как бы то ни было, фамилия Малининых и дальнейшем оставалась на слуху у бронничан. Именно дети и близкие родственники Ивана Семеновича после его кончины передали в дар нашему музею некоторые вещи, принадлежащие семье художника. Важно добавить и то, что многие из его потомков тоже оставили свой заметный след в памяти бронничан.
Например, родного сына Ивана Семеновича, школьного учителя - Владимира Ивановича Малинина называют не только замечательным педагогом, но и зачинателем большого яблоневого сада на территории бронницкой школы №3 (ныне – Лицей). Сын художника, судя по этапам его биографии, тоже прошел по-своему яркий и содержательный жизненный путь. Родился Володя 1 февраля 1919 года в д.Митьково. С детства способный к наукам, успешно завершил там же семилетнюю школу. А впоследствии, уже в 8-9-х классах, учился в одной из московских школ. Это стало возможным благодаря тому, что в столице в это время жила и работала его старшая сестра Татьяна Ивановна Малинина, которая окончила Московский государственный университет. После того, как Владимир Иванович завершил школьную девятилетку, он вернулся в Митьково и пошёл работать учителем начальных классов (в то время так было можно). Вскоре парень успешно сдал вступительные экзамены и поступил на заочное отделение в Коломенский педагогический институт. Обучался там по специальности учитель географии и биологии. А в 1939 году 20-летний Владимир был призван на срочную военную службу в Красную Армию. Там и встретил начало Великой Отечественной войны. В боевых действиях участвовал с 22 июня 1941 по 23 сентября 1945 года. Закончил войну ст.сержантом, командиром артиллерийского орудия. Сразу после возвращения домой бывший фронтовик стал преподавать военное дело и физическую культуру в Митьковской семилетней школе.
А с 1961 года Владимир Иванович не одно десятилетие работал учителем биологии и географии в бронницкой школе №3 (ныне – Лицей). К его боевым наградам – медалям «За оборону Москвы» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» прибавились гражданские – медали «За трудовое отличие» и «В память 800-летия Москвы». Сын художника-передвижника, как мне в своё время рассказали его родные, работал в этой школе в кабинете №40. И самое интересное, что после него там же стала преподавать историю и обществознание правнучка И.С.Малинина Елена Владимировна (по мужу – Каштанова). Она в своё время очень подробно рассказала автору этих строк о своей родословной. И хоть известных художников после Ивана Семеновича среди потомков уже не было, зато сформировалась целая учительская династия. Она пошла от супруги передвижника – прабабушки нашей рассказчицы Александры Митрофановны Рудневой – которая была многие годы директором образовательных учреждений – подняла три школы от разрухи начала XX века. За свои заслуги она была удостоена высшей награды советского государства – ордена Ленина. А бабушка Елены Владимировны (жена сына художника) Екатерина Ивановна Малинина многие годы добросовестно работала учителем самых младших школьников и подготовила к учебе в старших классах не одно поколение своих учеников.
…Уже семь с лишним десятилетий прошло с того времени, как не стало Ивана Семеновича. Но его самобытные и содержательные полотна продолжают жить и радовать многих ценителей живописи прошлых веков. Картины кисти Малинина можно увидеть на представительных российских и зарубежных выставках, их по достоинству оценивают отечественные и иностранные искусствоведы, их знают сотрудники многих выставочных залов. И что совсем немаловажно: помнят и воздают должное своему талантливому земляку-художнику и у нас, в Бронницах.
Свидетельство тому – тематические экспозиции, посвященные его жизни и творчеству в городском Музее истории, в Раменском краеведческом музее, публикации о нём в местных СМИ, обнародованные там старинные семейные фотографии, бережно сохраненные родственниками. А еще о знаменитом представителе их рода, авторе целого ряда замечательных картин, наверняка, рассказывали и поныне рассказывают своим ученикам, ставшие педагогами потомки художника-передвижника. Так что, глядя на самобытные полотна Ивана Семеновича Малинина, многие юные бронничане будут точно знать о том, что автор был их земляком.
Материалы памятной статьи подготовил Валерий НИКОЛАЕВ
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

