Евгений УСОЛЬЦЕВ — РОДОНАЧАЛЬНИК ШАХМАТНОЙ ШКОЛЫ БРОННИЦ
0
944
Нынешним летом бронницкие любители «клетчатых баталий», как и весь огромный шахматный мир планеты, по-своему отметили Международный День шахмат и 100-летие со дня образования шахматной федерации (ФИДЕ). Как у мирового, так и у нашего городского сообщества есть своя собственная богатая история, свои памятные даты, события и имена. Поэтому воздали дань круглой дате в многолетней летописи этого интеллектуального вида спорта и городские шахматисты. Собравшись на традиционный блиц-турнир в клубе имени А.Алехина, они, наверняка, вспомнили добрым словом признанных мэтров и чемпионов прежних поколений. Один из них — инженер-конструктор, в дальнейшем - старший научный сотрудник 21 Научно-исследовательского испытательного института военной автомобильной техники Министерства обороны РФ Евгений Александрович УСОЛЬЦЕВ. Именно этого бронницкого жителя соратники называли в числе самых сильных шахматных игроков нашего города прошлого советского периода. Именно он стоял у самых истоков шахматного движения в Бронницах и создания у нас своего «клетчатого» сообщества.

Будущий шахматный маэстро Бронниц появился на свет через восемь с небольшим лет после основания ФИДЕ - 2 июня 1933 года в небольшом городе Чапаевск тогдашней Куйбышевской (ныне Самарской) области. В следующем году он мог бы отметить своё 90-летие. Но, к сожалению, Евгений Усольцев прожил совсем недолгую жизнь (всего 55 лет). И так уж вышло, что основная её часть пришлась на наши Бронницы. Минуло уже 36 лет, как этого очень своеобразного, при этом, незаурядного, целеустремленного и деятельного человека нет с нами. Но рано ушедший из жизни из-за тяжелой, неизлечимой болезни шахматист-энтузиаст оставил добрую и долгую память о себе не только родным и близким, но и многим своим соратникам и ученикам.

Бронничане помнят его как неподражаемого мастера шахматной игры, заботливого наставника юных дарований, участника многих шахматных первенств России по переписке, судью респуб­ликанской категории, а еще большого книголюба и книгочея. Впрочем, чаще всего об Усольцеве вспоминают как о человеке по-настоящему увлеченном, даже в чём-то одержимом самой шахматной игрой. Причем чтят Евгения Александровича не только в наших подмосковных Бронницах. Его имя и биографические сведения размещены на Интернет-сайте Чапаевска среди знаменитых людей, родившихся в этом городке.

Как всем известно, «клетчатыми баталиями» увлекались и по сей день увлекаются многие миллионы людей. И, что самое важное, интерес к этой игре у её почитателей не исчезает. Проходят столетия, сменяются поколения, уходят в небытие империи, рушатся и уходят под воду древние города… А жители Земли всё так же увлеченно и осмысленно передвигают фигуры на шахматной доске. В свое время один всемирно известный международный гроссмейстер глубокомысленно изрек следующее: «В шахматах выигрывает каждый. Если получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно».

Наш земляк-шахматист Евгений Усольцев, как вспоминают все близкие ему люди, с самого детства получал не просто радость и удовольствие от любимого занятия, а что-то неизмеримо большее. Он в настоящем смысле жил шахматами, проводил у клетчатой доски практически все свое свободное время. И при этом глубоко изучал не только саму шахматную игру, но и все, что с ней непосредственно связано: многовековую историю, различные игровые варианты, знаменитые партии многих великих гроссмейстеров нашей страны и мира. По воспоминаниям родных, склонность к аналитическому мышлению, способность выстраивать в уме успешные шахматные комбинации, Евгений, похоже, унаследовал от своего отца - Александра Усольцева.

И хоть сам его родитель, любивший в свободное время посидеть за шахматной доской, не стал в дальнейшем известным гроссмейстером, зато постоянные умственные занятия, умение сосредотачиваться на решении сложных задач, безусловно, способствовали и его успешной трудовой деятельности. Коллеги по отрасли знали его как очень толкового инженера-практика, плодотворно поработавшего не только в России, но и в самых южных регионах СССР. Например, за свои весомые трудовые заслуги Александр Усольцев был в своё время удостоен престижного звания заслуженного мелиоратора Узбекской ССР. Добавим и то, что в связи с профессиональной деятельностью своего отца Евгений вместе со всей семьей Усольцевых многие годы прожил под ослепительно белым солнцем в самой южной точке тогдашней огромной страны - в пограничном узбекском городке Термез.

Несмотря на очень суровый климат тех мест – невыносимую жару, частые пыльные бури и поистине спартанские условия жизни – герой нашей статьи сохранил об этом периоде только самые позитивные воспоминания. С младших классов Женя стал постоянно ходить в шахматный кружок в местный Дом пионеров. Он очень серьезно занимался этой умственной игрой в школьные годы, а потом - в студенческие. При этом, постоянно совершенствовался в своем раннем и не проходящем с годами увлечении. Добавим, что уже на вузовской скамье Евгений стал серьезным шахматистом-разрядником...

- Насколько я знаю, Женя рано повзрос­лел и быстро стал самостоятельным в своих поступках человеком,- вспоминает супруга шахматиста Виолетта Петровна. — С первого раза поступив в Ленинградский политехнический институт, а в 1958 году успешно его окончив, он получил распределение инженером в оборонный научно-исследовательский институт  в Петергофе. Именно там, во время его работы в конструкторском бюро мы и познакомились. В дальнейшем наше знакомство выросло в серьёзные отношения, и мы стали мужем и женой. Примерно через год наш 21 НИИИ был перебазирован в Бронницы. Вместе со всем научным коллективом перебрались в незнакомый подмосковный городок и мы. С той поры вся наша трудовая и общественная жизнь, все дела и увлечения прочно связались с Бронницами и со здешними жителями. В 21-м научно-исследовательском испытательном институте военной автомобильной техники мой муж проработал без малого 30 лет. Да и я отдала институту многие годы своей биографии и, несмотря на то, что в следующем году мне исполнится 90 лет, продолжаю трудиться здесь по сей день. Если говорить о трудовой деятельности моего мужа, то Евгений Александрович постоянно совершенствовался и как высококвалифицированный специалист военного автомобилестроения. В 1971 году он успешно защитил кандидатскую диссертацию по специальным транспортным шасси, предназначенным для тяжелого ракетного вооружения, и стал старшим научным сотрудником института.

Впрочем, несмотря на возросший объем работы, в свободное время, как рассказывает жена, её супруг почти никогда не расставался с шахматами. Его как постоянно увлеченного этим занятием человека, знали многие, склонные к такому виду интеллектуального спорта, бронничане. Усольцев принимал активное участие в «клетчатых баталиях» в 21 НИИИ, в городе и районе. Вместе с институтскими шахматистами постоянно участвовал в турнирах между управлениями Министерства обороны и видами Вооруженных Сил. Судя по отзывам, домашние просто не представляли его как-то отдельно от шахмат. Даже оставшись наедине, он мог часами, сам с собой разыгрывать наиболее интересные партии, настойчиво решать самые сложные шахматные задачи или отрабатывать на доске какие-то новые, интересные и известные только ему варианты игры.

А ещё Евгений Александрович сумел собрать довольно солидную по тем временам библиотеку из книг, посвященных шахматам и знаменитым шахматистам. К тому же, при всей своей явной увлеченности игрой, он вовсе не был ушедшим в свой внутренний мир отшельником. Дверь квартиры Усольцевых всегда была открыта для многочисленных друзей, приятелей, коллег - всех, кто, как и он сам, не представляли свой досуг без клетчатой доски. А еще, по мнению хорошо знавших героя этой статьи людей, начитанный и много знающий Усольцев был не только интересным собеседником, но при этом, настоящим пропагандистам и популяризатором  шахмат...

Со временем из числа научных работников, кадровых офицеров 21 НИИИ и специалистов других предприятий города сложился по-настоящему увлеченный и инициативный костяк. Именно групповыми усилиями таких энтузиастов шахматы в Бронницах становились все более распространенным и важным занятием для многих жителей. Действительно, если поговорить с нашими старожилами, то они уверенно скажут: различные комбинации с черно-белыми фигурами на клетчатой доске  в то советское время по-настоящему увлекали многих жителей. Бронницкие шахматисты стали встречаться уже не только уединившись в тихих местах - на скамеечках во дворах. В городе всё чаще организовывались серьезные многокруговые шахматные турниры и иные состязания на предприятиях, в учреждениях и школах.

Причем в ходе турнирных поединков наиболее опытные шахматисты проводили сеансы одновременной игры с начинающими игроками. Особенно сдружился Усольцев, как вспоминает его супруга, с другим увлеченным шахматами человеком, своим тезкой по имени - Евгением Николаевичем Петровым. А другой очень известный в городе шахматист, офицер-оборонщик, которого Усольцев в свое время по-настоящему увлек шахматной игрой,  - это нынешний глава Федерации шахмат и шашек г.Бронницы Геннадий Бархатов. Вот как вспоминал сам Геннадий Степанович тогдашнюю пору своего активного приобщения к шахматным состязаниям в нашем городе.

- Самым серьезным образом заниматься этой интеллектуальной игрой и регулярно участвовать в различных турнирах я стал именно в Бронницах, - говорит он. - Причем это произошло в тот самый жизненный период, когда я проходил свою офицерскую службу в 21 НИИИ. Здесь всех любителей такого умственного занятия сумел крепко объединить признанный родоначальник нашей городской шахматной школы, тогдашний сотрудник института, кандидат технических наук и большой энтузиаст «клетчатых баталий» Евгений Александрович Усольцев. Он, в то время уже опытный авторитетный мастер интеллектуальной игры, организовал в городе шахматный кружок, начал постоянно заниматься с молодежью.

А в самом институте стали проводиться регулярные турниры – сначала между работниками в своём коллективе, а после – на первенство города. Помню, как Усольцев, бывало, с завидной настойчивостью привлекал меня и других офицеров к участию в турнирных состязаниях, сам ходил по отделам и очень активно популяризировал шахматы. Впрочем, особо агитировать за эту игру тогда в общем-то и особенно и не требовалось. В советский период шахматы у нас были особенно популярными...

Добавлю, что во многом благодаря усилиям именно таких увлеченных и деятельных энтузиастов «клетчатых баталий» прошлых лет, в нашем маленьком городе при тогдашнем городском Доме культуры был открыт свой шахматный клуб. А для увлечённых юных бронничан в городском Доме пионеров  появился постоянно действующий шахматный кружок. Позднее его воссоздали и наполнили новым содержанием уже в Доме детского творчества (занятия не один год вел уже упомянутый Е.Н.Петров) и к регулярным шахматным состязаниям там со временем приобщилось немало юных бронничан.

Снимок, который мы публикуем, показывает саму атмосферу детского шахматного сообщества того периода. Кстати сказать, позже долго занимался в этом кружке и внук Евгения Александровича – Андрей. К слову, в семье Усольцевых шахматы и поныне в большом почете. Как любители там играют практически все: сама Виолетта Петровна и всё немалое потомство Евгения Александровича.

Отмечу, обе его дочери: Ольга и Наталья родились и выросли в нашем городе. И хоть сами в дальнейшем не нашли себя в интеллектуальной игре, но к отцовскому увлечению всегда относились с большим пониманием. Повзрослев обе покинули Бронницы, но при этом, мать часто навещают. Часто приезжают в Бронницы уже со всем своими потомством. Сейчас Евгений Александрович был бы уже не только дедом, а и прадедом: он вместе с четырьмя взрослыми внуками приобщал бы к шахматам ещё и восьмерых правнуков...

- Отдельный и особо значимый период в биографии Евгения Александровича - участие и судейство в шахматных турнирах по переписке, - вспоминает известный бронницкий шахматист и шашист Евгений Петров. - Он очень серьезно увлекся этой игрой и приобщил к ней немало бронничан самых разных возрастов. Правила здесь такие же, что и в обычных шахматах. Но только состязались игроки заочно, пересылая свои ходы на шахматной доске по почте. Ведь Интернет-сети и электронной почты тогда ещё не было и в помине. Из-за способа, когда пересылка велась обычном способом, времени на обдумывание ходов у шахматистов было гораздо больше, чем в  очной игре. Такие турниры, бывало, длились даже по не по одному году. При этом, шахматист имел возможность одновременно участвовать в нескольких состязаниях. Помню, когда я бывал у Усольцевых, сам видел, какое огромное количество писем приходило на их почтовый ящик от игроков-участников турниров по переписке. Писали ему, можно сказать, со всех концов Советского Союза. Со временем он, участвуя во многих шахматных первенствах России по переписке и заслужив звание кандидата в мастера по шахматам, он стал сам проводить их как судья республиканской категории. Евгений Александрович вовлек в такую интересную форму игры многих из нас, сделал активными участниками городского шахматного сообщества.

Конечно, если более подробно рассказывать обо всей палитре насущных жизненных интересов шахматиста Усольцева, то они, как и у большинства людей, конечно, не ограничивались одними только «клетчатыми баталиями». Как мне рассказали, шахматному маэстро по душе были и другие, более подвижные спортивные занятия, в том числе и те, где требовались гораздо большие физические усилия нежели в шахматных поединках. Как и многие сотрудники 21 НИИИ, Евгений Александрович всегда очень охотно играл в футбол и даже считался неплохим вратарём в институтской сборной команде того периода.

По воспоминаниям своих коллег по отделу шахматный маэстро довольно хорошо владел и теннисной ракеткой. Судя по воспоминаниям супруги, герой нашей статьи нередко показывал успешные результаты и даже добивался лидерства во время проведения институтских и городских турниров по настольному теннису. Причем находить время не только для умственных, но и для физических занятий, он стремился как в свои молодые, так и в уже довольно зрелые годы. Важно добавить, что Евгения Александровича хорошо знали и в Бронницкой городской библиотеке. И при этом, круг его читательских интересов был достаточно широк: книги он брал не только по близкой ему шахматной тематике, но и по многим другим сферам.

Никто из нас не властен над временем. И, к сожалению, нередко бывает так, что одаренным и увлеченным полезным делом людям, непредсказуемо жестокая судьба отмеряет до обидного короткий жизненный путь. Так и наш земляк Евгений Усольцев безвременно ушел из жизни после тяжелой болезни 21 ноября 1988 года. С шахматами, как вспоминают его родные, не расставался до самого последнего дня.

Даже уже не вставая с больничной койки и превозмогая постоянную боль, он играл шахматные партии сам с собой. Играл даже на исходе своих физических сил, уже с трудом сосредотачиваясь и передвигая фигуры на своей неразлучной клетчатой доске... Как мне рассказывали родные, проводить бронницкого шахматного мастера в последний путь собрались многие его коллеги-автомобилисты, друзья и соратники по городскому сообществу. Лучше других зная пожизненное пристрастие мужа, Виолетта Петровна решила даже мертвого не разлучать его с любимым занятием: на похоронах положила рядом с ним миниатюрный шахматный набор...

Бронницкие ветераны нашего городского клуба имени А.Алехина хорошо помнят о том, что какое-то время после смерти Евгения Усольцева в Бронницах регулярно проводились шахматные блиц-турниры его памяти. В них участвовали известные в городском сообществе мастера клетчатой доски, разыгрывались памятные призы и грамоты... Вот так, к примеру, сообщал об одном из таких памятных состязаний как судья в своей информации в «Бронницких новостях» за №48 от 26 ноября 1994 года его соратник и тезка Евгений Петров:

«В минувшую субботу городской Дом творчества принимал у себя немало шахматистов. Здесь состоялся блиц-турнир, посвященный памяти сильнейшего шахматиста прошлых лет Евгения Александровича Усольцева. Великолепный знаток шахмат, он оказал большое влияние на развитие шахматной культуры в нашем городе. Турнир получился на редкость боевым: из 105 встреч лишь пять завершились вничью. Тон в этот вечер задавали наши молодые кандидаты в мастера спорта брат и сестра Грачевы. В тринадцатом туре в очной встрече они и разыграли первое место. Победил Иван, а Лена осталась на втором месте. Третьим к финишу пришел А.Штейн. Как-то незаметно выросший в сильного игрока С.Кобозев взял за правило: в последнее время ниже четвертого места не опускаться. Спустя пятнадцать лет, пятым местом отметил своё возвращение в городские турниры «блудный сын» М.Иванов. Замкнул шестёрку сильнейших наш ветеран Г.Бархатов, вновь доказавший, что с ним нужно считаться даже сильным шахматистам. Всем победителям были вручены грамоты и призы городского спорткомитета».

Память о настоящем, увлеченном полезным делом человеке, никогда не уходит бесследно вместе с быстротекущим временем. И ныне, когда прошло уже более трёх с половиной десятилетий со дня кончины Евгения Усольцева, бронницкие шахматисты-старожилы не забывают и почитают его как одного из «отцов-основателей» городского сообщества. Дожившие до наших дней соратники мастера по «клетчатому» сообществу, которые уже перешагнули 90-летний рубеж или подходят к нему, всегда вспоминают покойного как очень располагающего к себе, открытого и порядочного человека, настоящего мастера игры.

А для нынешних молодых игроков, знающих историю городского шахматного сообщества, он навсегда останется примером и идеалом для подражания. В памятные годовщины к могиле Евгения Александровича на старое городское кладбище приходят не только его родные, но и другие знавшие его бронничане. Последних, впрочем, остались буквально считанные единицы. Только за недавние годы здесь появилось  немало новых надгробий с именами шахматистов того поколения... Уходят ветераны прежних «клетчатых баталий», но их замыслы и надежды продолжают жить в сегодняшних делах и свершениях нынешних членов бронницкой Федерации. Так было и так будет. Ведь шахматы в нашем городе, как и повсеместно, - игра вечная.
Валерий ДЕМИН
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий