БРОННИЦКИЙ ПРИШВИН
0
1169

Любовь к природе, к родному краю не назовешь просто увлечением. Но именно это породило у нашего земляка, школьного учителя Петра САЗЫКИНА прошедшую через всю жизнь склонность к практическому природоведению, к экологической журналистике. Как внештатный корреспондент он в 50-70-е годы активно сотрудничал со всеми местными газетами. Писал небольшие статьи, заметки, даже критические материалы о том, что вредило в то время подмосковным лесам, городским парковым зонам, водоемам. Доставалось от него и местным вандалам-врагам зеленых насаждений, и браконьерам- губителям лесной живности. Но, пожалуй, самое главное наследство бронницкого натуралиста, чья биография началась и завершилась в ХХ веке, его по-своему уникальный 'Календарь природы', хранящийся ныне в городском музее истории. И хоть этот своеобразный дневник обычного человека, его многолетних наблюдений, конечно, трудно сравнивать с одноименным произведением известного русского писателя, но его уникальность для наших мест и практическая польза для краеведов несомненны. В 2008 году близкие отметили 100-летие со дня рождения Петра Дмитриевича. По случаю памятной даты  воспоминаниями об отце с корреспондентом 'БН'поделится один из сыновей - Юрий Петрович.

С молодых лет будущий автор нашего природного календаря многое повидал, был на фронте, немало поездил по городам и весям. Детство Петра прошло в маленькой деревеньке в Пензенской области. Здесь закончил школу, получил учительское образование, здесь его застала война, а потом - повестка в действующую армию. Этот его снимок - последний до отправки на фронт. Грамотность, исполнительность и хороший почерк новобранца сразу оценили армейские начальники и Петр всю войну до мая сорок пятого прослужил писарем при штабе полка.

Впрочем, передовая - есть передовая: тяжелой контузии от попавшей в блиндаж бомбы, ему избежать не удалось. Эта фронтовая отметина потом до самой смерти часто отзывалась сильными головными болями. А в послевоенный период, демобилизовавшись и обзаведясь семьей, он уезжает из родных мест в Карелию. Красота сурового края буквально поразила бывшего фронтовика, наполнила его тогда еще небольшой багаж натуралиста яркими впечатлениями. Там у Сазыкиных родился первый сын Юра, там у молодого отца вместе с обязанностями главы семьи стали формироваться и основы его главного жизненного призвания. Затем семья переехала в г.Сталиногорск Тульской области, а уже в 1954-м школьный учитель вместе семьей навсегда осел в подмосковных Бронницах.

В нашем городе учитель Сазыкин не один год преподавал географию в вечерней школе рабочей молодежи. Работал он и в Рыболовской сельской школе, затем - в Бояркинской. И одновременно с основной работой школьного учителя многие годы постоянно и очень активно сотрудничал с газетами 'Бронницкий колхозник', 'За коммунистический труд', 'Люберецкая правда'. В папках его авторского архива, которые мне показал Юрий Петрович, - десятки газетных вырезок: это и публикации самого Петра Дмитриевича, его небольшие, как правило, краеведческие и экологические заметки, это и статьи известных публицистов того времени, тематические подборки материалов из местных газет. Причем, многие так или иначе связаны с окружающей средой, с Бронницами, окрестными лесами, парками, памятниками. В каждой - он по-своему рассказывал о живописных местах, о природных красотах нашего края, о новостях бронницкого и других соседних лесничеств.

Причем, свои проблемные и критические статьи, учитывая специфику того времени, обычно писал под псевдонимами 'Л.Петров' и 'Б.Александров'. Конечно, с позиций нынешнего времени в них, как и в других газетных материалах, можно усмотреть и излишний дидактизм, и присущие всем партийно-советским изданиям лозунговость, пафосность. Но так или иначе здесь виден колорит того времени, есть все то, что волнует и заботит его земляков.

Вот к примеру, его небольшая, но по-своему значимая сазыкинская заметка из 'Бронницкого колхозника', датированная 14 марта 1952 года под заголовком 'Нужно открыть краеведческий музей'. В ней он, в частности пишет: 'В 1953 году исполняется 500-летие нашего города Бронницы... Я предлагаю ознаменовать эту торжественную юбилейную дату открытием у нас своего краеведческого музея... Тем более что когда-то такой музей в Бронницах был...' Вот так-то: еще более полувека назад в прессе поднимался этот важный для многих горожан вопрос.

В лучших своих публикациях перед нами предстает очень внимательный и вдумчивый журналист, в чем-то похожий на своего знаменитого предшественника - певца среднерусской природы Михаила Пришвина. Ведь наш земляк по-своему и на другом временном витке повторил этапы известной всем биографии. Оба учительствовали, были корреспондентами, оба оставили после себя авторские 'Календари природы'. Конечно, эти сборники-дневники очень разные по уровню и таланту. Но оба автора пытаются донести до читателя свой глубокий интерес ко всему, что его окружает, привить ему любовь к родному краю, стремление сберечь все его природные красоты и ценности, доставшиеся нам от предков.

Сазыкинский календарь природы в 2 томах, который хранится в городском музее - пожалуй, главное наследие бронницкого натуралиста. Это две подшивки из обычных школьных тетрадей в клеточку, исписанных мелким, не очень разборчивым почерком. Он вел его с 1954-го - времени своего переезда в наш город и в течение многих лет записывал в дневник не только свои ежедневные наблюдения за погодой в нашей округе, впечатления о природных и атмосферных явлениях и т.п. К примеру, можно узнать какой июнь: холодный или теплый, дождливый или сухой был в 1955-м или 1964-м. Он записывал даже ежедневную температуру, осадки и сильные ветра ( если таковые имели место).

Но все же, сазыкинскую подборку все же уместнее назвать не календарем, а дневником. Здесь есть и его котроткие замечания, размышления, а еще стихи известных руских поэтов о природе, точнее всего передающие настроения Петра Дмитриевича. Наверное, он, как и знаменитый на всю Россию Пришвин, понимал ценность этой непрерывной работы ума и наблюдений. Вот запись от 18 июня 1959-го о том, что весь день был теплым, но облачным и дожливым. А рядом - тютчевские строки: 'Ветра теплого порывы, дальний гром и дождь грибной. Зеленеющие нивы зеленее под грозой'.

У Сазыкиных было четверо детей: двое сыновей ( один из них - Евгений уже умер) и двое дочерей. Всем в той или иной мере передались черты отцовского характера, его любовь к родному краю, увлеченность творчеством. К примеру, его дочь Надежда Петровна - хорошо известный бронничанам художник-скульптор. В прошлом году, Юрий и сестры Вера и Надя, встретившись на Бронницком кладбище у могилы отца по-семейному вспомнили родителя, которому исполнилось бы сто лет, его друзей среди которых были известный бронницкий художник Суханов, педагог и директор первой школы Лапин. А еще, как мне рассказал сын, до самой смерти Петр Дмитриевич вел переписку со своими коллегами из Русского географического общества, членом которого он состоял многие годы и очень гордился этим.

Как известно, не так давно в России учреждена премия имени Пришвина. Понятное дело: ее присуждают самым-самым и, наверное, за очень весомые заслуги. Но автору этих строк очень хочется в ряду награжденных посмертно увидеть и нашего земляка. Пока его реальные заслуги по достоинству, оценили пока только музейные работники и только в самих Бронницах. Но кто знает: может быть потомки, которые со временем научатся не только потреблять, но по-настоящему беречь окружающий мир, воздадут должное Петру Дмитриевичу Сазыкину - обычному учителю географии, который посвятил родному краю всю свою жизнь и которого, как мне кажется, вполне можно назвать нашим бронницким Пришвиным.

Валерий ДЕМИН


 

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий