БРОННИЦКАЯ СЕЛЬХОЗТЕХНИКА: С ЧЕГО ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ?"
0
16.08.2024
2787
Не стало ветерана труда, почетного жителя нашего города Анатолия Федоровича ПОЛКОВНИКОВА. В советский период он многие годы возглавлял Бронницкое объединение «Сельхозтехника» («СХТ»). Этот трудовой коллектив тогда был на слуху не только у жителей нашего города, но и всей столичной области. Тогда здесь трудились сотни бронничан и жителей ближней округи самых разных специальностей и возрастов. Они обслуживали не один десяток хозяйств, ремонтировали технику и оборудование. При этом, не только успешно выполняли плановые задания, но занимались рационализаторством и изобретательством, были настоящими профессионалами. Многие, к тому же, вели активную общественную деятельность, избирались депутатами горсовета, а самые достойные получали за свой труд заслуженные награды. «СХТ» по своим показателям неоднократно считалось лучшим в своей отрасли. А еще это труженики объединения вместе с городской властью и другими предприятиями города, год за годом, сообща, строили и развивали Бронницы. И как знать, если бы ни бестолковые реформы сверху, если бы ни губительная горбачевская «перестройка», последовавший за ней развал СССР и крушение всей тогдашней советской системы хозяйствования, то может наше передовое сельхозобъединение еще долго не утратило бы своих позиций... В память об А.Ф.Полковникове — директоре-созидателе и незаурядном человеке редакция «БН» решила опубликовать две главы из книги-сборника его воспоминаний под названием «Бронницкая «Сельхозтехника»: годы, события, люди».
Всё начиналось с МТС
У всего на свете есть своё начало. Есть оно и у нашей отрасли. Датой зарождения системы «Сельхозтехники», как известно, является 1934 г., когда по всей стране были организованы машинно-тракторные станции (МТС). Задачей МТС ставилось проведение всех видов сельскохозяйственных работ в колхозах и совхозах. Эти станции достаточно быстро заявили о себе, стали эффективно действовать во всех областях и вносили существенный вклад в экономику страны. Понятное дело, прогресс не стоял на месте: для увеличения производительности труда, уже начиная с середины 30-х годов, все колхозные и совхозные хозяйства последовательно оснащались необходимой техникой.
А там, где имелись сельхозагрегаты, необходимое оборудование для обработки земли и механизации животноводства, обязательно требовалось их качественное техническое обслуживание и ремонт. Причем система МТС как необходимая сельским труженикам отрасль постоянно развивалась и совершенствовалась.
Такие МТС повсеместно действовали в СССР без малого четверть века – в довоенные, военные и послевоенные годы. В 1958 г., в ходе хрущевских реформ, МТС были реорганизованы в ремонтно-технические станции (РТС). Они стали выполнять ремонтные работы уже не только тракторов и автомобилей, но и всей посевной и почвообрабатывающей техники, а также других используемых в хозяйствах агрегатов. В разные годы ремонтно-технические станции в наших краях возглавляли такие опытные и известные в то время производственные руководители, как Грибков, Крылов, Симановский, Филиппов, Ревуцкий.
Период деятельности Бронницкой РТС, разумеется, проходил еще без моего личного управленческого участия. В то время я только начинал свою самостоятельную биографию. Но в дальнейшем, когда сам стал членом коллектива ремонтников, хорошо изучил всю предысторию нашего объединения. Поэтому сам могу обстоятельно о ней рассказать.
8 июля 1961 г.(примерно через год после того, как я вернулся домой после срочной службы и еще не помышлял о работе в вышеназванной отрасли) на базе Бронницкой РТС было организовано Раменское межрайонное отделение «Сельхозтехника». А еще через год соответствующим приказом Московской областной «Сельхозтехники» от 20 июля 1962 г. оно стало называться Люберецким межрайонным отделением. Спустя три года, в 1965 г., также приказом областного уровня от 1 февраля 1965 г.переименовано опять в Бронницкую райсельхозтехнику.
Отмечу, что частая смена названий сопровождала наше предприятие практически весь период его существования. В 1978 г. Бронницкая РТС, как и другие ремонтно-технические станции отрасли, не только была переименована, но и существенно повысила свой производственный статус: стала районным объединением «Сельхозтехника». Это было сделано в связи с тем, что такого рода организации выполняли в то время довольно широкий круг работ. Это ремонт автомобилей и тракторов, в частности, такого, как ДТ-54, обеспечение хозяйств новой техникой, узлами, агрегатами и запчастями к ним. В обязанность объединения «СХТ» входило также обеспечение села всеми необходимыми минеральными удобрениями.
Кроме того, специалисты «Сельхозтехники» занимались известкованием кислых почв, обеспечивали вывозку и доставку непосредственно на поля местных хозяйств различных органических удобрений. Им также нужно было организовывать и специальные хранилища навоза с целью получения там полноценного перегноя. К слову, он был необходим потому, что, как известно, далеко не все растения переносят свежий навоз, и ему необходимо полежать в хранилище 3-4 года.
Только таким образом навоз и мог превратиться в более полезный для плодородия почвы перегной. В обязанность нашего объединения входило также снабжение колхозов и совхозов аммиачной водой. Кроме того, в конце 60-х гг. специалисты СХТ начали осуществлять техническое обслуживание, ремонт и реконструкцию молокопроводов, систем водоснабжения и навозоудаления на животноводческих фермах.
Непосредственное участие в работе Бронницкой «Сельхозтехники» мне довелось начать в конце 1970 г. К тому времени я был уже вполне сформировавшимся семейным человеком, имеющим образование, определенный жизненный и управленческий опыт. После срочной военной службы в спецподразделении Северного флота я, вернувшись домой, повысил свой образовательный уровень на вечернем отделении Бронницкого филиала Московского автодорожного института (МАДИ). И даже успел поработать на целом ряде городских предприятий: на Бронницком участке №2 электросетей «Моссельэнерго», на 38-м опытном заводе и 21 НИИИ. А в феврале 1969 г. меня приняли на должность главного технолога в Бронницкий филиал Центрального конструкторского технологического бюро (ЦКТБ) Всесоюзного объединения «Россельхозтехника». В задачу филиала входила разработка технологической оснастки для ремонта тракторов «Беларусь».
Собственно, небольшой полуторагодовой период работы на этом филиале во многом и определил мой дальнейший деловой профиль. Поясню: филиалы ЦКТБ в системе «Россельхозтехника» были созданы с целью разработки технологических процессов ремонта, нестандартного оборудования, приспособлений по различным видам ремонтируемой техники.
Первым руководителем Бронницкого филиала был А.А.Симонов, в дальнейшем коллектив возглавил М.М.Власюк, который находился на должности первого лица вплоть до распада ЦКТБ. Оба они в той или иной мере повлияли на процесс моего формирования как инженера-технолога сельскохозяйственного профиля. Как перспективный сотрудник, я был приглашен на работу в объединение «СХТ» тогдашним управляющим Бронницкого «СХТ» Л.П.Ревуцким.
К тому времени, как я перешел работать в «Сельхозтехнику», она была довольно солидным и успешным предприятием благодаря ее управляющему Леониду Петровичу Ревуцкому и его первому заместителю, главному инженеру Анатолию Петровичу Шуварикову. С той поры уже прошли десятилетия, а мне всё равно хочется выразить им обоим свою самую искреннюю благодарность. А первого зама еще вдобавок поблагодарить за его недюжинные организаторские усилия и деловую коммуникабельность. И особенно за то, что он в своё время сумел наладить прямые связи с Минским тракторным заводом (МТЗ) и находящимся в его составе - штамповочным цехом. Почему это было для нас в то время так важно, объясню поподробнее.
Из этого самого цеха мы многие годы получали очень необходимые нам в ремонтно-восстановительных работах жестяные элементы облицовки: детали кабин, капота, обечайки крыла. Поясню для несведущих: обечайка — это открытый цилиндрический или конический элемент конструкции (типа обода или барабана, кольца, короткой трубы), используемый в изготовлении сварных сосудов. В общем, это детали, которые придавали внешнему виду отремонтированного трактора весьма и весьма приличный, обновленный вид. К слову, взаимодействие с цехом МТЗ продолжалось вплоть до самого распада СССР. И за то, что пользовались этим каналом поставок величайшее спасибо Анатолию Петровичу!
Кто-то (опять таки из великих) говорил: «Всё, чего я достиг, произошло только благодаря тому, что я опирался на плечи своих предшественников». За точность данной фразы не ручаюсь, но её основной смысл, считаю, передан верно. Ему мы и следовали в дальнейшем! Так что, когда я пришел к руководству предприятием, то поставил перед собой и коллективом задачу – в полной мере использовать всё самое позитивное, что уже имелось в СХТ.
Опираясь на достижения тех, кто трудился до нас, сделать всё, чтобы планку их успехов не опускать, а наоборот, поднять её еще выше. Собственно, к этому мы ежедневно и целенаправленно стремились в своей трудовой деятельности. И сегодня, через много лет, могу сказать без ложной скромности о том, что «Сельхозтехника» в наше время сумела добиться вполне успешных результатов.
Но вернусь к началу своей работы в коллективе СХТ. Меня назначили на руководящую должность главного инженера (заместителя управляющего объединения). И на этом ответственном посту мне, в то время 38-летнему специалисту, пришлось очень быстро адаптироваться и сразу включиться в решение целого ряда сложных производственных проблем. Они были связаны с ремонтом и обеспечением запасными частями, узлами и агрегатами не только нашего собственного производства, но и сельскохозяйственной техники двух близлежащих к нашему городу районов. Кроме того, мне, как одному из руководителей объединения, доводилось участвовать в решении целого ряда текущих организационных и иных вопросов, касающихся различных аспектов обеспечения и обслуживания подведомственных хозяйств.
Когда меня назначили на должность главного инженера Бронницкого районного объединения, оно уже обслуживало два крупных района Московской области - Раменский и Люберецкий. Подведомственная зона сформировалась весьма обширная. В ней находилось 19 совхозов, 5 колхозов, 3 опытных хозяйства, 2 птицефабрики и 1 зверосовхоз. В Раменском районе насчитывалось самое большое количество крупного рогатого скота — более 50 тысяч голов. Из них — 17 тысяч голов составляло дойное стадо.
К слову, ухаживало за этим солидным поголовьем, сеяло и заготавливало корма, заботилось о весомых надоях молока около 700 доярок. В Люберецком районе была примерно половина вышеназванного количества крупного рогатого скота. И все они были в зоне ответственности «СХТ». Так что, от качества нашей работы напрямую зависели производственные показатели огромного количества сельских тружеников — животноводов и земледельцев.
Уже в период моей работы в коллективе — 28 февраля 1986 г. снова произошла смена названия. Мы тогда стали называться «Бронницким ремонтно-техническим предприятием» (РТП). А в ноябре того же года нас объединили с райсельхозхимией. В задачи нашего объединения с той поры входило не только комплексное ремонтно-техническое обслуживание всего довольно солидного парка машин, оборудования и агрегатов, но еще многое другое, связанное с обработкой сельскохозяйственных угодий, внесением в почву различных удобрений и борьбой с сельхозвредителями.
Как мы ремонтировали трактора
Начну свой рассказ с мастерской по ремонту колесных тракторов «Беларусь». В разрезе производственной структуры Бронницкой «Сельхозтехники» её вполне можно назвать нашим главным - тракторным цехом. Ведь именно от него в первую очередь зависели наши показатели и экономическая стабильность СХТ.
Тракторная мастерская располагалась в здании, которое было построено по проекту 1962 г.(еще в бытность, когда предприятие называлось МТС). Такие типовые помещения, где ремонтировались трактора, в то время внедрялись и строились по всей стране. В дальнейшем, в связи с постоянным ростом производственных мощностей, наше основное здание неоднократно расширялось и реконструировалось. Соответственно, расширялся и сам тракторный цех.
Надеюсь, что тем, кто интересуется организацией тракторного ремонта в советский период, будет полезно узнать и то, как именно проходил у нас этот производственный процесс. Цеховой конвейер мы здесь организовали примерно такой. Сразу после приемки трактора из обслуживаемого нами хозяйства в ремонт, самой первой операцией осуществлялась его мойка.
А уже после, велась разборка на узлы, а уже затем - на отдельные детали. Наши специалисты проводили их тщательную дефектовку, определяли и устраняли все поломки и неисправности. А если это требовалось – ремонтировали и меняли всё, что было изношено и требовало замены. Завершающий этап - это сборка узлов, окончательная сборка самого трактора и на самом финише - обкатка, окраска трактора уже в собранном виде.
Как известно, чистота важна на любом производстве. И наше, не являлось исключением. Потому мойка поступающей к нам на ремонт тракторной техники считалась обязательным начальным элементом во всей довольно длинной технологической цепи. Для этой цели мы применяли моечную машину, смонтированную в отдельной камере, куда по конвейеру поступал ремонтируемый трактор.
Моечная машина имела колебательную рамку с соплами, в которые под давлением подавался горячий чистящий раствор. Конструкция рамки позволяла промывать все труднодоступные места. В обязательном порядке у нас применялся специальный моющий порошок. Если конкретно, то после целого ряда испытаний наилучшим тогда оказался порошок МЛ-52.
Не менее значимым предварительным этапом ремонтного процесса являлась у нас обязательная дефектовка деталей поступившей на ремонт техники. В задачу этой операции входили их тщательный осмотр и последующая сортировка. Нашим специалистам необходимо было основательно просмотреть и измерить все без исключения детали ремонтируемых тракторов. А в дальнейшем (т.е. после дефектовки) направить их по трем основным потокам. Первый — это детали, годные на следующий срок ремонта, второй — детали, которые направлялись на восстановление и ремонт. Третий поток — это детали негодные к дальнейшей эксплуатации, то есть направляемые в утиль.
Операции по разборке и последующей сборке ремонтируемых узлов осуществлялись в Бронницкой «Сельхозтехнике» на отдельных универсальных постах. Все они были оснащены необходимыми стендами, приспособлениями в зависимости от особенностей того или иного узла. При необходимости собранные на вышеназванных универсальных постах узлы, обязательно обкатывались. И уже затем поступали на наш главный тракторный конвейер. Детали разобранных узлов после их дефектовки отправлялись на посты, недостающие получались со склада.
Окончательная сборка тракторов на завершающей стадии ремонта сначала велась на передвижных тележках. Они перекатывались по специальным, узкоколейным рельсам. А в дальнейшем всё осуществлялось на общем конвейере, который действовал у нас по типу Минского тракторного завода. Там собранный после ремонта трактор проходил послеремонтную обкатку на специальном стенде. По завершении процесса обкатки он поступал в окрасочную камеру, где и покрывался соответствующей по цвету эмалью. А после, надежно проверенный и полностью готовый к работе трактор отправлялся в конкретное хозяйство - откуда в своё время поступил к нам.
Жесткий контроль на любом производстве – дело наиважнейшее. А на ремонтном — тем более. Поэтому необходимым и очень значимым конвейерным звеном в обеспечении должного качества сборочных дел в нашем объединении являлся отдел технического контроля (ОТК). Его многие годы возглавлял Ю.М.Киселев, человек технически эрудированный, по-настоящему принципиальный и любивший свое дело.
Его у нас (в правильном смысле этого слова) боялись многие ремонтники. Больше всего, конечно, бракоделы. Но при этом, дотошного, но справедливого Юрия Михайловича все уважали. Даже наши самые старые «зубры» - ремонтники с большим стажем, не отваживались ему перечить и выполняли все замечания руководителя ОТК беспрекословно.
Думаю, вряд ли кто-то станет оспаривать немудреную истину о том, что гораздо экономичнее использовать отремонтированную вещь, нежели приобретать новую. В этой связи, думаю, всем будет понятно, чего наше ремонтное предприятие в то время стремилось добиться. Своим важнейшим направлением деятельности мы считали качественное и надежное восстановление изношенных деталей. Это давало значительное удешевление всего тракторного ремонта. Да простят меня читатели за излишнюю технологичность изложения, но без него гораздо сложнее понять реальные преимущества метода.
Возьмем, например, какой-нибудь шлицевой вал, имеющийся в любом тракторе. Как известно, шлицы в процессе интенсивной работы изнашивались гораздо реже, чем их посадочные места под подшипниками. Казалось бы, простая задача довести до требуемой нормы изношенную поверхность. Для этого нами в разные годы были испробованы самые различные способы восстановления. Такие, к примеру, как вибродуговая и гальванотехническая наплавка и целых ряд других. Однако, все они страдали довольно большой энергоемкостью, сложностью самого процесса, а самое главное — довольно низкой эффективностью в процессе использования.
В отраслевом Государственном научно-исследовательском технологическом институте (ГосНИТИ) был разработан процесс восстановления методом приварки на электроконтактной машине стальной ленты на изношенную поверхность. Но осуществлялся этот процесс на постоянном токе. Для этого требовалось большое количество конденсаторов. Да и сами конденсаторы стоили тогда довольно дорого. Глядя на всё это, я предложил использовать переменный ток. Но мой совет сначала был отвергнут сотрудниками вышеназванного института. Однако, мы всё же продолжили эксперименты в этом направлении на свой страх и риск и добились успеха.
Я совсем не случайно столь подробно описываю наши наработки в процессе восстановления корпусных деталей. Для меня они стали темой моей кандидатской диссертации, которую я, к большому сожалению, в то время так и не смог довести до завершения. «Почему?» - спросите вы. Потому, что именно в тот период случилось по-настоящему драматическое событие не только для меня лично, но и для всего нашего трудового коллектива. На 51-м году жизни скоропостижно скончался управляющий Бронницкой «Сельхозтехники» Леонид Петрович Ревуцкий. Это был сильнейший жизненный удар, который буквально потряс всех сотрудников предприятия. Но при этом, кардинально изменил и расширил круг моих прежних производственных обязанностей.
Без всякого пафоса скажу, что Леонид Петрович оставил очень глубокий, неизгладимый след не только в моей трудовой биографии, но и в жизни. Это был настоящий руководитель и Человек с большой буквы, всё успевающий, очень основательный, знающий и умелый. Для него никогда, нигде и ни в чем не было мелочей. Ему до всего было дело, он умел заботиться о каждом из своих подчиненных, всегда приходил на помощь в трудных производственных и жизненных ситуациях.
Именно благодаря Ревуцкому, я на многие годы связал свою судьбу и инженерную деятельность с сельскохозяйственной техникой. Он очень помог мне на первых порах, когда я только пришел на предприятие, многому научил меня как руководителя-производственника.
Хорошо зная о моих исследовательских увлечениях и намерениях, Леонид Петрович не только не запрещал мне заниматься наукой, а наоборот, всячески это поощрял. И при этом, по-доброму говорил: «Будет в нашей районной «Сельхозтехнике» свой кандидат технических наук». Однако, в связи со смертью моего руководителя, мне в дальнейшем пришлось оставить занятия научной деятельностью. Поступить так меня заставили следующие веские причины.
При нашей совместной с ним работе я больше занимался собственно ремонтными делами и транспортом, а сам покойный управляющий умело руководил деятельностью всех многочисленных служб, которые замыкались на сельскохозяйственном производстве. Так что у меня при нем находилось время для занятий наукой. Когда же Л.П.Ревуцкого вдруг не стало, на меня сразу свалились все его директорские дела, все каждодневные заботы о нашем предприятии. Тут мне впору справиться с многочисленными должностными обязанностями первого лица, который отвечал за всё…
Кроме того, когда я стал руководителем, то вынужден был едва ли ни еженедельно отправляться на разного рода совещания, пленумы, заседания бюро, конференции и другие обязательные для посещения мероприятия. А позднее появились еще и депутатские дела, и выполнение наказов моих избирателей. Вот по этой веской причине наукой приходилось заниматься только урывками. И при этом, всякий раз отодвигать эту требующую большой сосредоточенности деятельность все дальше и дальше на будущее. А такой подход никогда не приводил к хорошим результатам. Это, в конечном итоге, и случилось и с моими тогдашними научными изысканиями. Впрочем, всё, о чем я рассказал, было только началом развития «Сельхозтехники» и моей дальнейшей многолетней деятельности...
Материал подготовил
Валерий НИКОЛАЕВ
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий