Александр БИЗЮКОВ: "С "Веселухой" связано всё самое лучшее в моей жизни!"
0
4105
В Бронницах, наверное, нет такого жителя, который бы не видел и не слышал концертных выступлений народного ансамбля русской песни «Веселуха». Лучшие песни и танцы, ставшие его визитной карточкой, в том числе признанный всеми гимн нашего города, этот коллектив вот уже не одно десятилетие успешно исполняет на больших и малых праздниках. Ровно 20 лет назад, в 2003 году, ансамблю было присвоено почетное звание «Народный», и с той поры коллектив неизменно подтверждает его. В связи с юбилейной датой хочется рассказать нашим читателям о человеке, которому известный в городе ансамбль обязан своим появлением и успешным развитием. Бронничанин Александр БИЗЮКОВ – основатель и первый многолетний руководитель «Веселухи». Именно этот одаренный музыкант-самородок и поэт-песенник сумел собрать воедино лучшие бронницкие голоса и сформировал песенный репертуар ансамбля на многие годы. Корреспонденты «БН» встретились с Александром Ивановичем, который ныне уже на заслуженном отдыхе, и попросили рассказать не только об истории рождения ансамбля, о «Веселухе» прошлых лет, но и о своей богатой творческой биографии.

Наш 78-летний собеседник родился в 1945 году в деревне Успешное Курской области. Он – одаренный судьбой и способностями ребенок победного года. Свою любовь к музыке, к русской песне Александр впитал не просто с детских лет, а, что называется, с материнским молоком. Его мама Анна Александровна обладала прекрасным голосом и, хоть её никто не учил вокалу, замечательно пела. С самого детства и до седых волос. В последние годы – в церковном хоре. Она и три её сестры, часто собираясь вместе без всякого музыкального сопровождения, акапельно исполняли русские народные песни. Пели, судя по воспоминаниям, замечательно и очень слаженно, несмотря на то, что вокальные партии им никто расписывал… Отец будущего музыканта Иван Афанасьевич – участник Великой Отечественной войны, фронтовик. Односельчане знали его и как первого на селе гармониста. Кроме гармони он отлично играл на балалайке и на тамбурине, по-народному – это бубен. Причем, когда был в ударе, ноги у его земляков сами пускались в пляс... Имея таких родителей и собственные способности, Саша еще в совсем юные годы начал осваивать народные музыкальные инструменты.

– Я приобщился к музыке со школьных лет, – вспоминает Александр Иванович. – Быстро научился играть на гармони и на других народных инструментах, после освоил баян, выступал в ученическом хоре. И стихи стал писать с того же времени. Чтобы завершить своё школьное образование, ходил пешком из своей деревни за 7 километров в Крупецкую среднюю школу. Там постоянно участвовал в хоровых выступлениях, а в дальнейшем сам, ещё будучи старшеклассником, стал руководителем школьного хора. Помню, когда учился в 10-м классе, к празднованию 100-летия этой школы я уже сам готовил концертную программу к юбилею. В выступлениях на сцене участвовало более сотни учащихся. И концерт тогда прошёл с большим успехом. После меня даже приняли в штат – на полставки. Так что в школе я одновременно учился и работал. В дальнейшем устроился в местный Дом культуры и подрабатывал, играя на музыкальных занятиях в детском садике. А когда получил аттестат, сразу поступил в Орловское музыкальное училище на обучение по классу баяна и успешно окончил его. После попытался продолжить свое образование в Саратовской консерватории, но учёбу пришлось досрочно завершить. К тому времени я стал женатым человеком и нужно было материально обеспечивать свою молодую семью…

Вспоминая молодые годы, будущий создатель «Веселухи» с особой теплотой рассказывает о самых близких ему людях – о жене Анне Яковлевне и дочери Ирине. Ныне уже покойную супругу, с которой они прожили в браке более полувека, он всю жизнь считал настоящей соратницей и единомышленницей. И девичья фамилия у неё была музыкальная – Скрипкина. Она, хоть и сама не пела, но зато играла на домре и обладала исключительным музыкальным слухом. И всегда была самым первым и самым главным оценщиком музыкальных произведений мужа. При этом с разными людьми умела общаться очень душевно, по-доброму. А ещё наш собеседник считал её настоящей красавицей, своей неизменной музой, которой он многие годы посвящал стихи и песни. «Мне чего-то всегда не хватало, хотя я не обижен судьбой. Если б жизнь начинать всю сначала, я бы начал её лишь с тобой...» – вот такие простые, но по-своему проникновенные поэтические строки, посвященные супруге, можно найти и прочитать в его богатом творческом архиве. Сумели они вместе с Анной Яковлевной вырастить и достойно воспитать и свою единственную дочку. Забегая вперед, скажем, когда Ирина Александровна повзрослела, она с красным дипломом окончила институт иностранных языков в Горловке и стала, как и её мать, преподавать в местной школе. Той самой, которая ныне сильно разрушена украинскими снарядами и которая до сих пор под обстрелом, как весь город …

Продолжая рассказ, отметим, что до переезда в наш город, Александр Иванович не один год прожил в г.Дзержинске Донецкой области. Туда он перебрался из родных сельских мест благодаря своему старшему брату, который обосновался на тогдашней советской Украине ещё в молодые годы. Как-то он прислал Бизюковым письмо, в котором, зная о музыкальных способностях своего курского родственника, настойчиво позвал его к себе на постоянное жительство. «Приезжай к нам, Саша, – писал брат. – У нас тут хороших музыкантов очень не хватает!» И надо сказать, Бизюков с супругой над этим приглашением долго не раздумывали. Оба были еще молодыми и скорыми на сборы. Взяли дочку, которой тогда исполнилось только два годика, минимум необходимых вещей и отправились на новое место. Там наш собеседник стал работать по своему профилю в местном ДК. В разное время являлся музыкальным руководителем и детских, и взрослых ансамблей. К слову, в их числе была в их числе и «Веселуха». Заметим, когда музрук Бизюков перебрался в Бронницы, организовал здесь ансамбль с таким же названием. Так что «родовые корни» у нашей «Веселухи» – крепкие, донецкие.

– Если оглянуться назад, то годы жизни и работы в Дзержинске запомнились мне по-своему, – вспоминает Александр Иванович. – Я там сначала трудился в городском Дворце культуры. Потом меня пригласили в другой ДК. Вскоре наступило сложное время, и, чтобы прокормить семью, приходилось работать по договору в двух-трех местах… С началом развальной горбачёвской «перестройки» зарплату нам стали платить с большими перебоями. Немного выручало то, что мой директор одновременно был регентом церковного хора и меня с собой брал. И в дальнейшем я стал там петь. Конечно, в церкви хористам платили немного, но зато всегда вовремя… Там лет шесть проработал, но выживать на ниве культуры после развала страны становилось всё труднее. Первой уехала на заработки наша ставшая взрослой дочь Ирина. Они, школьные учителя, в то время особенно бедствовали: денег в городской казне вообще не было. Вот дочка, к тому времени уже имевшая ребенка, решила вместе с подругой отправиться в Москву. Какое-­то время работала там в продуктовом ларьке, а её директором был бронницкий предприниматель Владимир Щедрин. Вот в дальнейшем благодаря его поддержке и помощи дочери, мы, как и прежде, налегке и перебрались в Бронницы, сначала на съемную квартиру…

Конечно, первое время на новом месте было непросто. Тем более, что Бизюков приехал в наш город не по приглашению местной власти. Работу по своему профилю надо было искать самому. Начал смотреть объявления, искать подходящий вариант… Тогдашний неказистый, с маленькой, ржавой табличкой бронницкий ДК, который находился возле старого рынка, конечно же, его не впечатлил. Он ни в какое сравнение не мог идти с просторными донецкими Дворцами культуры. Ни по своему размеру, ни по оснащению. Но, как известно, начинать приходится всегда с малого… Показать себя и быстро утвердиться в сфере культуры маленького подмосковного городка приезжему музыканту помогли открытая, доброжелательная натура, профессионализм и немалый опыт прежней деятельности. Уже первые его выступления на сцене, исполнение собственных песен, безупречная игра на гармони и баяне сразу понравились тогдашнему директору ДК Татьяне Хабаровой. А через некоторое время, видя, что дела у переселенца пошли хорошо, она переговорила с главой городской администрации А.А.Сыроежкиным. С той поры Бизюков стал полноправным музруком… А вскоре у ДК появилось новое помещение на базе прежнего кинотеатра «Родина» (ныне КДЦ «Бронницы»)…

– Передо мной встала задача – найти достойных исполнителей и организовать свой городской ансамбль, – продолжает рассказ наш собеседник. – Дал объявление в газету «Бронницкие новости» и при этом очень переживал: придут ли те, кто требуется. Но, к моей радости, местные артисты появились уже на следующий день. Первой подошла Елена Ластовец, которая в дальнейшем стала моим заместителем, а позже была назначена директором КДЦ. В числе первых на музыкальные смотрины пришли Ирина Зальнова, Надежда Котелевская, Наталья Бонева, Наталья Ефимушкина, Галина Бочарникова (ставшая костюмером) и другие. Влились в ансамбль хорошо поющие и владеющие инструментами мужчины, такие как Николай Чернышов, Андрей Умеренко, Николай Вдовин, Александр Пронин и Валерий Монахов (позже и его дочь – Елена). После, каждая в своё время, пришли Светлана Турленко, Наталья Краснощекова, Наталья Деркач, Наталья Николаева, Зульфия Лисовская и другие исполнительницы... Когда собрался первый постоянный состав из шести артистов, мы стали регулярно, примерно два раза в неделю, проводить репетиции. Заниматься сначала было тесновато. Но после перехода в КДЦ ситуация улучшилась. И своя комната появилась, и было где развернуться. А датой рождения «Веселухи» считаю август 2000 года. Причем, я даже не размышлял о том, как назвать коллектив. Привычное для меня имя переехало в Бронницы с донецкой земли. А когда образовался детский песенный ансамбль, его назвали «Веселушки».

После пошел уже процесс всестороннего творческого развития ансамбля. Первым делом, Бизюков стал тщательно подбирать репертуар «Веселухи». Он хорошо знал о том, какие именно песни нужны бронничанам. Ведь вся его предшествующая профессиональная и творческая деятельность проходила на сценах самых разных ДК. А донецкие горняки, как и курские земледельцы, любили простые, душевные и, прежде всего, русские народные песни. Значит и в Бронницах они будут восприняты… А еще здесь ему пригодилась и помогала, как и на всех жизненных этапах, наметившаяся еще с детства поэтическая жилка. Он издавна сам писал стихи и музыку к ним. А ещё он сам расписывал партии для каждого исполнителя. Четко определял порядок и последовательность исполнения: альт первый, альт второй, следом – тенор, бас, баритон. Для всех певцов и певиц нужно было писать партии. Всё по ним разложить и разучить. Рассказывая о том, стартовом для «Веселухи» периоде, он с благодарностью отзывается о тогдашнем директоре ДК Татьяне Хабаровой. Она никогда не вмешивалась в творческий процесс, никогда ни на что пальцем не указывала. Только внимательно слушала, делала свои правильные выводы и во многом поддерживала. Артисты свободно занимались своим делом, и никто из начальства им в этом не мешал. Поэтому и сумели достичь ощутимых результатов.

– Если листать страницы прошлого, то мне особенно запомнилось, когда я написал свою первую песню о Бронницах, – поведал нам Александр Иванович. – Город сразу меня впечатлил. Как только я сюда приехал, сразу обратил внимание на то, какое это красивое место. Конечно, в шахтерском городе, где я не один год жил, тоже были свои красоты и достопримечательности. Но при этом природа там очень сильно страдала от угольной пыли и дыма. А здесь такой чистый воздух, такая сочная зелень. Рядом леса, Москва-река, Кожурновка со своими мостами. И, конечно же, старинный Соборный комплекс в центре. Вышел из дома, взял листок, ручку… И песенный стих сам собой сложился, а потом и музыка. Решил принести его в редакцию «БН», а работавший там в то время Андрей Папенков предложил сделать съемку исполнения новой песни. Долго искали самое красивое место, а когда нашли, он запечатлел всё намеченное на видеокамеру… После я, естественно, эту песню разучил с ансамблем «Веселуха». И мы стали исполнять её со сцены на всех городских праздниках. С той поры прошло уже более двух десятилетий, а слова этой песни словно идут вместе со мной по жизни: «Городок наш, городок. От Москвы он недалек, Всех друзей мы приглашаем. Приезжайте хоть на денёк...»

В дальнейшем быстрый в своём творчестве руководитель «Веселухи» подарил нашему городу еще немало замечательных стихов и самобытных музыкальных произведений, посвященных Бронницам. Кстати, при нём постоянный репертуар ансамбля состоял более чем на треть из авторских песен, которые создал Александр Иванович. Думаю, многие бронничане знают и до сих пор с удовольствием напевают лучшие из них. Взять, к примеру, известную песню о Подмосковье «Наш край» и другие на эту же тему… И, конечно же, самое главное и особенно патриотическое его произведение, ставшее по существу гимном нашего старинного города. Мы уверены, эти незамысловатые на первый взгляд, но очень проникновенные строки наверняка и сегодня на слуху у многих наших жителей: «Над привольной Москвою-рекой обустроился дивный наш город, он красивый, уютный такой – город Бронницы светел и молод…». Добавим, что в свое время был сформирован специальный диск, а сегодня в Интернет-сети даже есть отдельный портал, где собраны гимны всех городов Московской области. Туда попали и две авторские песни Бизюкова. Он сам рассказал нам о том, что, создавая это собрание всех городских гимнов Подмосковья, в Бронницы приезжали специалисты из столицы. После презентации они подарили такой диск и Александру Ивановичу.

Особо значимым событием для Бизюкова, основателя и бессменного руководителя ансамбля, стало то, что всего через три года после своего создания, в 2003 году, «Веселуха» вполне заслужено стала народным коллективом. Как объяснял наш собеседник, молодой ансамбль регулярно подтверждал это престижное звание. Причем, подтверждал публично и с обязательным участием приглашенной в Бронницы из Москвы авторитетной комиссии. В её составе, наряду со специалистами, находились и известные российские артисты – певцы и музыканты. В ходе прослушивания коллективу в обязательном порядке необходимо было помимо обычного исполнения своих репертуарных песен, примерно пять-шесть русских народных песен спеть без всякого инструментального сопровождения, акапельно. И, как не без с гордости вспоминал Александр Иванович, бронницкий ансамбль вполне успешно выдерживал это важное для них, и для всего городского музыкального сообщества, статусное испытание. Да и участие в различных конкурсах, полученные грамоты и дипломы лауреатов всякий раз подтверждали то, что звание «народный» коллектив носит заслуженно.

Проходят годы, многое меняется в нашей жизни и уходит в прошлое. Но лучшие песни Бизюкова вместе с бронницким гимном исполняются ансамблем на всех больших общегородских праздниках. Не забывают наши артисты и еще одну песню с говорящим самим за себя названием – «Веселуха». Слова этой песни написала Ирина Зальнова, она же напела мелодию... Аранжировку сделал Валерий Филиппов, и песня отправилась в народ... Вошли в бронницкий песенный обиход и другие «хиты» ансамбля, посвященные родному городу, Подмосковью, своей стране. Причем основная часть репертуара «Веселухи» тех лет – это песни Бизюкова. Перечислять его богатое творческое наследие можно долго. Пожалуй, не хватит целого печатного листа… Ведь для него это был по-настоящему плодотворный период, ансамбль часто выступал, ездил с концертами в ближние и дальние города и сёла. Александр Иванович всё время являлся и музыкальным руководителем, и концертмейстером… Отметим, что все песенные тексты и видеозаписи этих выступлений, своих произведений в печатном и в электронном виде наш собеседник бережно хранит и, находясь на пенсии, часто прослушивает. Когда человек завершает восьмой десяток, воспоминания для него значат много. По существу, они – продолжение его жизни. По-особому тепло он отзывается о самом первом составе «Веселухи», о людях, с которыми начинал свою многолетнюю работу в Бронницах.

– Мне очень повезло с этим ансамблем, – считает наш собеседник. – Не зря старался собрать вместе лучших городских исполнителей. Пусть не сразу всё сложилось, были и свои проблемы, и трудности роста… Но главное в том, что результат получился впечатляющим. Все, кто вошел в первый состав, оказались в той или иной степени талантливыми, отлично поющими сольно и вместе. И при этом разносторонне развитыми людьми. Так, Елена Ластовец как заместитель помогала мне буквально во всём. Николай Чернышов, владея компьютером, очень помогал мне делать электронные записи всех моих песен для того, чтобы потом подготовить фонограммы. И вот, что примечательно: все, без исключения участники проявили себя как настоящие энтузиасты, как увлеченные песенным творчеством люди. Никто из них в дальнейшем не пропустил ни одной нашей репетиции, все старались и верили в будущий успех. Каждый нашел себя в ансамбле, своё участие в общем деле…А я, музыкальный руководитель с опытом, сознавал свою ответственность перед коллективом Ведь только собрать людей и руководить ими – недостаточно! Необходимо объединить артистов в одно целое. А еще народному ансамблю мало исполнять только общеизвестные произведения. Нужны были свои хорошие, душевные песни, а не заимствованные у кого-то песенки-однодневки. Поэтому я сам стал сочинять тексты, подбирать музыку к ним. Лично мне никогда не нравилась столичная «попса», и, если мне пытаются навязать что-то подобное для исполнения, я это категорически не приемлю. До сих пор горжусь тем, что в течение 15 прошедших лет при моём участии сформировался замечательный музыкальный коллектив. С «Веселухой» связано всё самое лучшее в моей жизни!

В 2015 году, когда Бизюкову исполнилось 70 лет, его торжественно проводили на заслуженный отдых. На наш вопрос о том, почему он, еще, казалось бы, полный сил и замыслов, ушел тогда на пенсию и оставил «Веселуху», Александр Иванович резонно ответил: «Пришло время. Артисту надо всегда уходить вовремя!» После прежний создатель, музрук и концертмейстер переживал за дальнейшую судьбу своего детища уже со стороны, как обычный зритель и слушатель. Впрочем, его как исполнителя, всё так же мастерски владеющего гармонью, хоть и очень редко, но всё же самого приглашали на сцену КДЦ и других ДК. Говоря о том, какой стала «Веселуха» после его ухода, он по-своему оценивает произошедшие перемены. Что-то приемлет, что-то нет… Но, как и прежде, всегда радуется успешным выступлениям ансамбля. В последние годы в его репертуаре прибавилось песен в современных обработках, появилось больше сложных вокальных раскладок, были приобретены новые костюмы, артисты стали чаще использовать хореографические элементы. Стал ли коллектив профессиональнее и ярче? Или его «Веселуха» была самобытнее и интереснее? По его мнению, это пусть оценивают сами зрители. Судя по недавно прошедшему концерту, коллектив вновь подтвердил звание «народный». Его реальные музыкальные успехи подтверждают и призовые места на конкурсах.

Завершая рассказ о создателе «Веселухи», скажем, что наш почтенный по возрасту собеседник по-прежнему активен и бодр. У него есть немало полезных занятий и планов. Он продолжает писать стихи, а в компании родных и близких, аккомпанируя на любимом инструменте, нередко исполняет свои песни. И, возможно, жалеет о том, что дочь Ирина и внук Дмитрий в дальнейшем не стали профессионально заниматься музыкой, имея все необходимые качества. Первая хорошо играла на скрипке, а внук, которого без экзаменов взяли в Коломенское музучилище, исполнял серьезные произведения на аккордеоне и даже был лауреатом международного конкурса…

А еще Александр Иванович – заядлый рыбак, которого часто можно увидеть с удочкой у городских водоёмов. При этом пенсионер уже не один десяток лет участ­вует во всех турнирах, проводимых Федерацией шахмат и шашек г.о.Бронницы. Он – заместитель председателя Федерации Г.С.Бархатова по организации таких соревнований и очень активно ему в этом помогает. На «клетчатые баталии» к ним часто приезжают шахматисты из соседних городов. Кстати, к этому полезному для ума виду спорта Бизюков приобщился еще с юных лет. Сейчас у него первый взрослый шахматный разряд и стремление добиваться большего. Причем, в шахматном клубе создатель «Веселухи» чувствует себя так же уверенно, как и на сцене. Что же касается главного дела его жизни – музыкального творчества, то благодарные бронничане наверняка ещё не раз скажут Александру Ивановичу спасибо. За душевные песни, за народный ансамбль, за бескорыстную любовь к своему городу.
Воспоминания записали Валерий ДЕМИН и Мария ЧЕРНЫШОВА
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий