Полтора года – небольшой срок в жизни. На “гражданке”, в обычных делах и хлопотах, такой период времени проходит незаметно. Но свои 19 месяцев армейской командировки в ДРА бронничанин Виктор ЖЕБРАУСКАС (младший) не забывает до сих пор. 27 боевых рейсов по всей территории Афганистана – ощутимый результат его беспокойной загранслужбы на колесах. Он до сих пор вспоминает свое ротное хозяйство, груженые “КАМАЗы”, медленно идущие по обрывистой горной дороге, узкий тоннель на перевале Саланг, выгоревшую добела и задубевшую от пота гимнастерку… Для отставного офицера во втором поколении (ныне руководителя большого автомобильного хозяйства бронницкой фирмы “Полином”), как и для всех, кто побывал “за речкой”, события 80х – не просто забытая ныне история СССР, а самые яркие страницы и важные уроки его собственной жизни. От Афгана остались воспоминания о многих встреченных там хороших людях, честно заработанная медаль “За боевые заслуги” и громкий командирский голос, которым он, как и прежде, умело “строит” своих подчиненных…
Офицерская стезя Виктора Викторовича началась в 1982м. После окончания Рязанского автомобильноинженерного училища молодого, но уже женатого лейтенанта направили в Калининград. Вчерашний выпускник стал зампотехом роты в полку тяжелых машин. Они перевозили на учения (как правило в ночное время) по узким дорогам области БМП, танки и иную гусеничную технику. В 1983м в семье Жебраускасов родилась дочка. Жили они в семейном общежитии и, конечно, ждали очереди на квартиру. И вот в весной 1985го командование отозвало Виктора из отпуска и сообщило ему две важных новости. Первая – это то, что его семья получает служебное жилье, а второе – он в качестве командира автороты едет в Афганистан. Понятно: жену Елену второе известие сильно огорчило: были и слезы, и уговоры отказаться… Но приказы в армии обсуждению не подлежат. И 20 апреля старший лейтенант Жебраускас после “пересылки” в Ташкенте, пересек границу ДРА, прибыл в Кабул и практически сразу приступил к своим обязанностям…
– Когда первый раз шел в колонне из Кабула в Хайратон, было страшновато, – вспоминает мой собеседник. – Но командиру бояться не положено. Тем более, что на меня смотрели как на без пяти минут главного: после первого же рейса я принял от уходящего ротного всю технику. Это порядка 45 “КАМАЗов” со всем необходимым оснащением, боеприпасами, зенитными установками ЗУ232, походнополевой кухней ПАК200, радиостанцией, водовозкой… И полусотней человек личного состава: водители, обслуга и охрана из числа солдатсрочников. Я, тогда еще молодой офицер, получил в распоряжение полностью автономную боевую единицу 58й бригады 40й армии. И за всё это хозяйство нёс полную личную ответственность. К тому же почти сразу после начала моей службы в ДРА вышел приказ по армии о том, что начальником колонны может назначаться только командир роты. Так что водить колонны по горам пришлось лично мне. Возили в то время в основном стройматериалы в Кабул, где тогда много сооружалось армейских объектов…
Когда доставляли грузы по наиболее опасным маршрутам – в Газни, Гардез, Кундуз, Шарджоу или Джелалабад, колонны, как рассказывает Виктор Викторович, строились примерно так: через 56 грузовых автомашин шла БМП, еще через 56 грузовиков – БТР. Кроме того, у него имелись еще 3 своих зенитных установки на вездеходах. За зенитчиками душманы охотились в первую очередь: ведь они первыми вступали в бой с горными бандитами… Сам ротный на своей “шаландедлинномере” всегда шел впереди колонны, посредине – машина замполита, а в конце – техник роты или комвзвода. Все постоянно были на связи, чтобы сразу реагировать в случае нападения. К слову сказать, Жебраускас считался в бригаде удачливым командиром: ведомые им колонны практически ни разу не попадали в серьезные переделки. Хотя на горных дорогах старлей насмотрелся всякого: видел последствия жестоких нападений “духов” на впереди идущие колонны “наливников”, сгоревшие дотла машины с людьми, упавшие в пропасть большегрузы…А однажды, когда ротного совсем одолел гепатит (и он находился на лечении) колонну, которую вел другой офицер, обстреляли. Но хорошо обученные солдаты сразу вызвали по рации “вертушки” и дали отпор.
Виктор Викторович объясняет: какое это серьезное и ответственное дело – водить армейские колонны в чужой стране во время повосточному своеобразных боевых действий. Афганская война была войной без фронта, без масштабных сражений. Но с зачастую враждебным для наших войск “тылом”. Ведь население, так или иначе было связано с душманами и восприняло советских солдат, как оккупантов. А еще здесь грузы доставлялись по плохим горным дорогам. В таких условиях командир колонны в пути должен был действовать очень взвешенно, осмотрительно и продуманно. Иначе последствия могли быть трагическими для всего подразделения. Не каждый это, к сожалению, понимал и, бывало, вел себя агрессивно ко всем. Жебраускас же, в отличие от иных горекомандиров, никогда не бесчинствовал по отношению к жителям придорожных кишлаков и к гражданскому транспорту на дороге. А когда требовалось, даже оказывал посильную помощь попавшим в беду мирным афганцам. И возможно потому, что в той маленькой горной стране было все взаимосвязано, его колонна всякий раз благополучно проходила даже самые опасные маршруты… Словом, служба в ДРА стала для будущего руководителя автохозяйства не только закалкой, но и жизненной наукой.
– Помню, поступил приказ по 40й армии – сформировать из всех автобатов 250 грузовиков для перевозки боеприпасов из Кундуза в Файзабад, – рассказывает ветеран. – Маршрут протяженностью около 150 км считался одним из самых опасных: с одной стороны – отвесные скалы, с другой – глубокая пропасть. “Длинномеры” там не проходили, в колонне шли только простые “КАМАЗы””коробочки”. Мы должны были сделать по этому маршруту 4 рейса. Двигались со скоростью 3 км/час более 10 дней, несколько машин сорвались вниз… Пылища, жара свыше 50 градусов, воды не хватало, питались одними консервами… Причем, за то, что остался в живых, до сих пор мысленно благодарю воинов десантноштурмовой бригады, защищавшей от “духов” подступы к горной трассе. Мы все время движения слышали непрерывную стрельбу, разрывы гранат и снарядов… И, если бы хоть одна бандгруппа прорвалась, расстреляла бы нас из гранатометов, как в тире: колонна была открыта на узкой дороге, будто на ладони… Именно за этот опасный рейс я и получил свою боевую медаль…
В октябре 1986го начался вывод первых советских частей из ДРА. Их 58ю бригаду тоже сократили: оставили всего один из пяти батальонов. Его, как одного из лучших ротных командиров, оставили служить дальше. Он сформировал колонну с новыми офицерами и уже успел с ней несколько раз доставить грузы. Кстати, обучать личный состав из солдатсрочников всякий раз приходилось заново. Помогали командирам старослужащие. Но при этом, как заверяет мой собеседник, несмотря на “полный интернационал” в его роте, никакой дедовщины не было. Хотя люди, конечно, встречались самые разные: честно говоря, среди военнослужащих были и пьяницы, и наркоманы, которые снимали стресс таким образом. А сам Виктор Викторович даже в Афгане вел исключительно трезвый образ жизни – обстановка требовала высочайшей сосредоточенности и осмотрительности. Хотя однажды едва не погиб: когда сидел за рулем “радионяни” (так шутя называл свой командирский автокомплекс), по нему с гор выстрелили из “бура”. Крупнокалиберная пуля, к счастью, попала чуть выше головы, но могла запросто снести полчерепа… Впрочем, месяцы в суровых полевых условиях, при полной антисанитарии и ночлегом в машинах, отсутствием питьевой воды и нормальной пищи все равно не прошли бесследно для его здоровья…
Год за годом ветеран вспоминает свою дальнейшую армейскую службу в автобатах и стройчастях. Оставаться честным, принципиальным офицером с каждым годом становилось все труднее: на смену настоящим, побывавшим в боях командирам в развальные 90е в армию стали приходить ловкие дельцы, ухватистые торговцы армейским оружием, явные карьеристы и проходимцы. Служил Виктор Викторович до тех пор, пока отец В.Жебраускасстарший, тоже кадровый, но ушедший в отставку офицер, в 1998м ни пригласил его, отдавшего армии 20 лет, в бронницкую фирму “Полином”, тогда уже прочно вставшую на ноги. Так для отставного майора начался новый – гражданский этап жизни. Совсем иная, менее героическая, но зато более плодотворная часть его биографии.
Воспоминания записал Валерий НИКОЛАЕВ