ПИСЬМА С ФРОНТА
0
3422
Приближается славная и памятная для всех дата в нашей военной истории – 75-летие Победы советского народа над гитлеровской Германией. В преддверии этого события редакция «БН» начинает серию публикаций о «грозовых сороковых». Эта статья-исследование о письмах с фронта в тыловые Бронницы дает представление о реалиях того сурового времени…

Большой радостью для красноармейцев-фронтовиков было получение писем, подарков от находящихся в тылу детей и взрослых. Трогательные рисунки, вышитые девичьими руками кисеты, вязаные носки, варежки и другие нехитрые предметы, присланные от совершенно незнакомых людей, согревали советских солдат на передовой, напоминали им о своих близких, о родном доме. Бойцы же в своих письмах благодарили и взрослых, и детей, и целые коллективы.

Мы знаем об этом благодаря письмам, бережно хранившимся в семье бронницкой учительницы Савушкиной, подарившей драгоценные реликвии своей бывшей ученице Н.А.Волковой (в замужестве Грачёвой). Эти письма без волнения невозможно читать.

Вот, например, письмо, адресованное жителю г.Бронницы, ученику 2-го класса неполной средней школы Мише Музыкину от красноармейца И.Т.Сазонова (736-я полевая почта, часть 162). Письмо датировано 23 февраля 1943 года. Вот его текст:

«Здравствуй, дорогой ученик, Миша Музыкин. Во первых строках своего письма передаю тебе, всем вашим ученикам и всему педагогическому коллективу свой горячий красноармейский привет и желаю вам ещё лучше учиться. Прошу тебя лично быть передовым в учёбе и дисциплине – быть отличником!
Тов. ученик, посылку я вашу получил, за что искренне благодарю, Вы не забывайте о нас, фронтовиках. Заверяю вас в том, что мы в долгу не останемся. Никогда не оставалась в долгу наша доблестная Красная Армия. Новостей у нас нет, а что есть нового, то вы знаете из газет. Прошу вас, как получите моё письмо, написать мне ответ и описывайте, как у вас проходит учёба. Меня школа интересует, так как я четыре года назад учился. Вы сами должны учиться только на отлично, ибо хорошо грамотный боец ценен и для Красной Армии. Передаю вам, М.Музыкин, вашим родным, всем учащимся вашей школы и всему педколлективу. С приветом И.Сазонов».

Интересно, что к бронницкому второкласснику Мише Музыкину боец И.Сазонов (полного своего имени он не назвал) обращается всё время на «вы», как к взрослому, самостоятельному человеку, т.е. оказывает ему свое уважение. В этой весточке с фронта нет подробностей о быте солдата, о боевых действиях, как, впрочем, и во многих письмах фронтовиков. Это объясняется жесткими требованиями тогдашней армейской военной цензуры. Но при этом за строкой видны чувство гордости воина за «доблестную» Красную Армию, солдатская благодарность за посылку и весточку из тыла. А главное, как важно было школьнику получить наставление о пользе учёбы и крепкой дисциплины именно от молодого бойца-фронтовика, который сам не так давно сидел за ученической партой!

Другое письмо, сохранившееся у бронницкой учительницы Савушкиной, было отправлено с фронта 21 марта 1943 года командиром Иваном Леонтьевичем Токарем (полевая почта 49862-Д). Адресовано его послание Вите Клочкову, ученику Бронницкой неполной средней школы. Вот строки из него:

«Здравствуй, дорогой Витя! Сообщаю тебе о том, что посылочку и письмо, которое ты посылал, получил я. Ты адресовал эту посылку «смелому бойцу». Я же являюсь смелым командиром, и в этом ты не ошибся. Называюсь я Токарем Иваном Леонтьевичем. Сейчас являюсь командиром одного подразделения. До войны работал на заводе инженером-механиком.
Дорогой Витя, тебе от всей души желаю стать инженером. Посылка мне твоя очень понравилась, она является именно фронтовой посылкой. Но самого ценного мне не пришлось получить, это одеколон, который вытек через пробку. Носки и (неразборчиво) являются также большой ценностью на фронте! Витя, прости за то, что написал может быть для тебя неразборчиво. Я и так старался. Пишу у костра, руки замёрзли, и поэтому плохо получается. Мы сейчас идём на запад. Фрицы удирают. До свидания, дорогой Витя. Витя, пиши, буду отвечать»
.

Как видим, короткое письмо, написанное между боями у солдатского костра, в минуты отдыха, является ещё одним характерным ответом старшего по возрасту человека ребёнку. Но при этом оно гораздо содержательнее и информативнее. Из текста мы узнали имя автора, кем он был до войны, кем является на фронте, что из предметов было в посылке. А ещё Иван Леонтьевич сообщил радостную для всех весть: «Фрицы удирают». Маленькое, но такое доброе и очень важное для всех, кто находится в тылу, фронтовое послание!

Как и обещал, в дальнейшем И.Л.Токарь ответил на второе письмо Вити Клочкова. Только даты на нём нет. Впрочем, из его содержания можно понять, что послание было написано в апреле-мае 1943 года. Если в предыдущем письме домашнего адреса мальчика не было указано, то из следующего письма мы узнали, что Виктор Иванович Клочков проживал на Кожурновской улице, в доме №4, т.к. именно по этому адресу и пришло письмо с фронта.

«Здравствуй, дорогой Витя! Вчера получил твоё письмо, как видишь, сразу же отвечаю. Молодец, Витя, пиши чаще письма. Я тоже буду тебе писать. Тебе желаю сдать на хорошо и отлично весенние испытания, а потом хорошо отдохнуть, чтобы на следующий год включиться в учёбу с новыми силами.
Я на фронте уже давно. С каждым днём увеличиваю свой счёт по уничтожению проклятых фрицев. Скоро наступит то время, когда мы уничтожим их всех до одного. Витя, пиши мне о своей учебе, как занимаешься, а ты должен заниматься только на отлично. У меня ведь бойцы бьют фрицев только на отлично.
Ты пишешь, что учишься военному делу – молодец, дорогой. Учись, и ты, когда вырастешь, то станешь хорошим командиром нашей славной Красной Армии. Чем занимаешься дома, после учёбы? Бываешь ли в кинотеатре и д.т. Напиши мне, как проводят время ученики в школе. Обо всём этом пиши, для мены это интересно.
Витя, передай мой большой привет всем ребятам Вашей школы. Будь здоров, учись хорошо. Жму крепко руку. Твой командир И.Токарь».

А вот еще одно фронтовое послание в Бронницы. Оно было послано 18 марта 1943 года ученице средней неполной школы г. Бронниц Вале Миронычевой от красноармейца Абдрахмана Халилова. Из него Валя узнала, что Абдрахман находится на передовой, участвует в боевых действиях и состоит в воинском звании «сержант». Он – уроженец Башкирской АССР. Рукой бойца в конце маленького письма указана дата написания: «март 1942 года». А на штемпеле полевой почты дата «18.03.1943 г.». А вот какого числа пришло в г.Бронницы на штемпеле не указано.

В письме Абдрахман благодарит Валю за присланные подарки и письмо. Приведу строки из него: «Желаю таких же успехов в учёбе, как у нас на фронте. Мы ежедневно гоним немцев, продвигаемся вперёд». А в конце своего послания боец обещает Вале написать письмо из своего родного башкирского села, т.к. он верит, что боевые действия на фронтах скоро закончатся полной победой Красной Армии.

Когда читаешь такие письма, в полной мере сознаешь то, как важно, что во время Великой Отечественной войны труженики тыла – жители нашей многонациональной страны помогали фронту не только оружием, выпуском боевой техники, но и вот такими тёплыми письмами, которые напоминали им о доме.

Кроме писем, адресованных школьникам, сохранилось несколько весточек с фронта, присланных в Бронницкий истребительный батальон. Вот одно из них – от красноармейца Ивана Дмитриевича Титова из Восточной Пруссии. Оно написано командиру Бронницкого истребительного батальона капитану В.И.Пупышеву. Вот строки из него:

«Здравия желаю, тов. капитан. Привет с фронта (Восточная Пруссия) от гвардии рядового (бывшего старшины) Ивана Дмитриевича Титова.
Простите, что я долго Вам не писал, не было времени свободного.
Тов. капитан, жизнь моя фронтовая весёлая. Поёт «Катя», свистит «Лука» и малые «Сталинские Соколы» нам – спутники. Результаты последние читали Вы за 23 ноября. Двигаемся на запад по германской земле. Мы, славяне, безусловно, в долгу не останемся: сдачи полностью платим немецкой своре. Ну отдельных эпизодов описать нет возможности. Их так много, но их можно представлять.
Так вот, тов. Капитан, коротенько я о себе написал, хотя Вы конечно жизнь фронтовую отлично себе представляете, но только учтите: превосходство на нашей стороне. Вы, может быть, уже и забыли, что существует Титов, но всё же мне по привычке хочется обменяться мнениями. С каким составом Вы работаете? С прежним или пришла смена? Кто Ваши помощники, первые и вторые, т.е, о/с, с/с и р/с, если была перемена?
Тов. капитан! Шлю Вам сердечный привет, а также в лице Вашем всему личному составу. Прошу передать привет с Восточной Пруссии Егорову В.В., Покровскому В.Ф, Смирнову А.М., Кочеткову И.Н., Гербову Анатол.Серг.
Простите, что бессодержательно написал, слишком болела голова, да и сейчас плохо чувствую себя. До свидания, тов. капитан, В.И.Пупышев. С приветом к Вам гвардии рядовой Титов.
Да, простите, я совсем забыл поздравить Вас с 27-й годовщиной Великой Октябрьской Социалистической революции. Желаю Вам торжественно и весело встретить и проводить. Титов».
Указаны точное время и дата написания: 23:40 3.11.1944 г..

На письме есть резолюция: «Старшине Егорову составить ответное письмо»
12/XI-44 г.

Как видим из послания, Иван Дмитриевич Титов не сообщил ничего конкретного о фронтовой жизни. Всё, как всегда, без подробностей. Ведь воины не имели права в письмах сообщать секретную информацию о расположении части, о местах боёв и т.д.

На имя Валентина Ивановича Пупышева, приходили и другие письма. В том числе до нас дошли несколько обращений бывших бойцов Бронницкого истребительного батальона по поводу присылки им справок об участии в боевых операциях по обороне Москвы. Все, кто с 16 июня 1941 г. по 30 января 1942 г. принимал участие в локальных или масштабных боевых действиях под Москвой, имели право на получение медали «За оборону Москвы».

Так от полковника Бабинцева, командира 234-го стрелкового полка внутренних войск 15 октября 1944 г. был направлен запрос на имя начальника Бронницкого РОНКВД, а тот в свою очередь адресовал его комбату Бронницкого истребительного полка Пупышеву.

«Прошу выслать справки на Косарева Николая Тихоновича, Плотникова Григория Павловича, Азева Сергея Васильевича и Николаева Григория Алексеевича об участии их в обороне г.Москвы в составе Бронницкого истребительного б-на с 16 июля 1941 по 30 января 1942 г.\
Справки необходимы для оформления материалов на предмет получения медали «За оборону Москвы».

Из этого же 234-го стрелкового полка 3 ноября 1944 г. из города Барановичи был отправлен ещё один запрос. Причём нужно было указать не только тех, кто участвовал в боевых действиях, но и тех, кто строил оборонительные сооружения, защищая подходы к Москве.
Бабинцев сделал запрос ещё на троих бывших бойцов Бронницкого истребительного батальона. Вот их имена и звания:

«1) на сержанта Солдатёнкова Фёдора Фёдоровича, служившим командиром отделения,
2) на мл. сержанта Дианова Бориса Петровича, служившим ручным пулемётчиком,
3) на ефрейтора Вдовина Николая Васильевича служившим стрелком».
Но кроме официальных запросов в Бронницы приходили письма от бойцов.
Так 9 ноября 1944 г. начальнику районного НКВД Исаеву было прислано письмо от В.Н.Романовича.

«Добрый день! Здравствуйте, начальник РНКВД, тов. Исаев. Шлю Вам свой боевой фронтовой привет и массу пожеланий в вашей плодотворной чекистской работе.
Во-первых, сообщаю, что я, Романович Владимир Николаевич, бывший ваш подчинённый, командир отделения при истребительном батальоне, жив и здоров и продолжаю честно выполнять боевой долг перед Родиной по уничтожению заклятого фашизма в рядах Р.К.К.А.
Для вас, возможно, странным покажется моё письмо, что я осмелился написать свою просьбу, в которой, надеюсь, вы не откажете.
Мне нужна справка о том, что я был у вас в батальоне и участвовал в боевых операциях. Даты я не помню, но ходил с капитаном тов. Пупышевым по заданию. Справка нужна для получения медали «За оборону Москвы».
Тов. начальник, я мало пишу о себе, в письме не расскажешь трёхлетнюю боевую жизнь и борьбу. Я надеюсь, что после победы удастся остаться в живых и рассказать лично о том, как мы отстаивали славу русского солдата. На этом до свидания. До скорой встречи. 9/IX-44. Вл. Ник. Романович».

Письмо, естественно, было переадресовано В.Пупышеву. С такой же просьбой обратился Иванов Юрий (полевая почта №13625 «У»). Он написал на адрес Ивановой Юлии, проживавшей на ул. Кожурновской, дом 15. На письме он сделал пометку «Передать Пупышеву Валентину». Юрий пишет о Наро-Фоминской операции, в которой принимал участие. «Если это относится, то прошу выслать справку» –, пояснил он.
7 ноября 1944 г. на имя Валентина Ивановича Пупышева было написано ещё одно письмо.

«Здравствуйте, мой воспитатель и комбат Валентин Иванович! Шлёт Вам свой боевой привет ваш воспитанник и тезка – Валентин Иванович Чернышев. Товарищи комбат, у меня к Вам есть большая просьба прислать мне по почте удостоверение, что я действительно служил в вашем истребительном батальоне со времени его организации и до апреля 1942 года. А в то время участвовал для вас во второй, а для меня в первой неудачной вылазке под Наро-Фоминском.
Мой адрес: Рязанская область, пол. почта 07163 «Ж», п/о Сельцы, Чернышеву Валентину Ивановичу... Сейчас обучаю красноармейцев для окончательной победы над фашизмом, и мои воспитанники громят гада на всех фронтах. Прошу в моей просьбе не отказать. Поздравляю Вас с праздником Великого Октября! С уважением, В.И.Чернышев».

Это всего несколько посланий, присланных в Бронницы в годы войны с передовой. А сколько их, писем фронтовиков, не дошли до адресата!? Сколько их погибло в пожарищах войны! Но к счастью, сохранились те немногие, которые рассказывают нам, живущим в XXI веке, правду о войне, о тех простых солдатах и командирах, которые любили Родину, громили немцев, свято выполняли свой долг бойцов Рабоче-Крестьянской Красной Армии и были очень скромными людьми.

Эти письма проложили мостик от участников Великой Отечественной войны к невоевавшему поколению, к внукам, правнукам и праправнукам. И пусть эта ниточка не прерывается. Ведь так важно, чтобы наша молодёжь помнила и чтила своих предков, не жалевших жизни ради Победы над фашизмом и ради мира на земле.

Ирина СЛИВКА, научный сотрудник Музея истории г.о.Бронницы
 
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий