ИМЕНА, ВПИСАННЫЕ В ИСТОРИЮ БРОННИЦ
0
3483
Многовековая летопись нашего старинного города, ближней округи, общественные традиции складываются из жизненных историй и деяний жителей края, так или иначе прославивших свою малую Родину. Прошло уже почти полтора десятилетия с той поры, когда к Дню города­2003 на центральной площади Бронниц «поселились» памятные бюсты наших знаменитых земляков, оставивших свой след в богатой истории Бронницкого уезда, ставшими знаковыми фигурами в своем роде деятельности. В прежние годы редакция «БН» и сотрудники Музея истории г.Бронницы уже рассказывали об этих замечательных людях. В преддверии главного городского праздника нынешнего года мы хотим еще раз вспомнить биографии каждого из них, дать нашим читателям, особенно молодым, основные сведения о тех наших предшественниках, кем мы, жители ХХI века, можем по праву гордиться. 
 
Николай Иванович НОВИКОВ (1744 - ­1818 гг.)
Знаменитый деятель русского просвещения XVIII века, писатель, журналист, книгоиздатель. Родился в дворянской семье в с.Авдотьино­Тихвинское Бронницкого уезда. Учился в гимназии при Московском университете. В 1767­1768 годах работал в комиссии по составлению проекта нового уложения. В издававшихся им сатирических журналах «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек» обличал крепостное право, произвол помещиков, невежество, французоманию дворянства. Он стал зачинателем российской профессиональной журналистики, основателем частного издательского дела в стране. В 1772 году опубликовал выдающийся труд – «Опыт исторического словаря о российских писателях», а в 1773­1775 годах Новиков издал памятники русской истории – «Древнюю Русскую Вивлиофику». После переезда в Москву в 1779 году Новиков издавал в университетской и других типографиях книги по всем отраслям знаний. Он выступил как автор философских, экономических, педагогических сочинений. В 16 городах открыл книжные магазины. Организовал типографии и библиотеки.
 В 1792 году Новиков был заключен Екатериной II в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. 15 июня 1794 году на Болотной площади в Москве было сожжено 18656 книг, изданных в типографиях Новикова. По восшествии на престол император Павел приказал немедленно выпустить Новикова. 19 ноября 1796 году он приехал в свое родовое имение Авдотьино­Тихвинское Бронницкого уезда «дряхл, стар, сгорблен, в разодранном тулупе». Крестьяне «обнимали Николая Ивановича, вспоминая при том, что они в голодный год великую через него помощь получали». Он заводил народные школы, построил для крестьян на свои средства 9 домов на 4 человека каждый – небывалое новшество по тем временам. Процветавшее некогда имение за годы заточения Новикова было разорено.
Остаток своей жизни Новиков провел в крайней бедности, безвыездно проживая в с.Авдотьино «на реке Северке, в 20 верстах от Бронниц». Умер Николай Иванович в 1818 году.
 
Иван Иванович ПУЩИН (1798­ -1859 гг.)
Родился в большой семье (кроме него, было 11 детей) старинного дворянского рода, но семья была небогата. Во время учебы стал лицейским другом великого Пушкина, «Большой Жанно», как называли его в лицее, еще будучи лицеистом, он посещал вечерние политические занятия в «Семеновской офицерской артели» вместе с М. Кюхельбекером и братом Михаилом. После лицея – служба в гвардии; уволен в отставку в чине поручика; затем гражданская служба в судебном ведомстве и Московском надворном суде. В декабристском движении с 1817 года (официально принят в Союз спасения); участник событий 14 декабря 1825 года. В тюрьмах и на поселении в Сибири провел 30 лет. Находясь в центре событий тайных обществ, он никогда не был ярким лидером, как, например, Пестель или Рылеев; не имел особенных успехов в гражданской службе. Но именно в ссылке, в Сибири, благодаря своим личным качествам он стал центром притяжения всех гонимых.
Именно поэтому Пущин возглавил «Малую артель» с кассой взаимопомощи, в которую сдавали деньги богатые и не очень декабристы и все желающие помочь ссыльным. Из кассы выделялись пособия на проживание неимущим декабристам, женам и детям умерших товарищей, на проезд и обустройство уезжающим из мест ссылки. Приехав из Сибири, он женился на Наталье Дмитриевне Фонвизиной и последние 2 года жил в Марьино. В это время, уже тяжело больной, он написал основной труд своей жизни – «Записки о Пушкине», переиздававшийся десятки раз.
Известно, что перед смертью А.С.Пушкин сказал: «...жаль, что нет рядом Пущина и Малиновского, мне было бы умирать значительно легче...»
 
Иван Александрович ФОНВИЗИН (1790­-1853 гг.)
Воспитанный вместе с братом на передовых реформаторских взглядах своего дяди – Д.И. Фонвизина, автора «Бригадира» и «Недоросля», Иван Александрович был рано отдан на военную службу – подпрапорщиком в Преображенский полк. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года и заграничных европейских походах. В 1821 году вышел в отставку в чине подполковника. И в том же году женился на Евдокии Федоровне Пущиной. В Союзе благоденствия состоял с 1817 года, участвовал в съездах декабристов, но, женившись, жил в деревне. Несмотря на то, что он непосредственно не участвовал в событиях 14 декабря, был арестован, допрошен и отправлен в крепость. Через два месяца был выпущен и отдан под строгий надзор полиции с условием, что будет жить с семьей в Марьино.
Воспитывал племянников, сыновей Михаила Александровича, много раз хлопотал о помиловании брата. После смерти жены в 1852 году добился разрешения на поездку к брату в Тобольск, где прожил 6 недель. Это было последнее свидание братьев.
Единственный сын Ивана Александровича умер от тифа, не дожив до 16 лет. Сам он и вся его семья похоронены у собора Михаила Архангела.
 
Наталья Дмитриевна ФОНВИЗИНА­-ПУЩИНА, урожденная Апухтина (1803 ­-1869 гг.)
«Одна из прелестнейших женщин своего времени», – писал о ней декабрист Н.И.Лорер. Ей посвящали стихи многие известные поэты того времени. Многие говорили, что именно она стала прототипом пушкинской героини Татьяны Лариной, тем более, что и она сама так считала. Она вела дружескую переписку с В.Жуковским, Ф.Достоевским, Л.Толстым. Последний и вовсе намеревался сделать ее главной героиней своего романа «Декабристы». Оставив двух малолетних сыновей на попечение родственников, Наталья Дмитриевна уехала за мужем М.А.Фонвизиным в Сибирь. Жены декабристов, уезжая, давали согласие на нечеловеческие условия: «... Она лишается всех прав, званий, титулов и имущества, становится женой ссыльно­каторжного. Дети, рожденные в Сибири, становятся казенными заводскими крестьянами.» Даже когда умер отец и ослепла мать, Бенкендорф отказал ей в поездке домой. Двое сыновей – Иван и Богдан, родившиеся в Сибири, умерли малолетними. Дмитрий и Михаил, оставшиеся на попечении Ивана Александровича Фонвизина, учились в Московском университете, увлеклись революционно­демократическими взглядами «петрашевцев», чуть было не угодили в Сибирь. К несчастью, дети Натальи Дмитриевны умерли друг за другом от болезни. Потеряв их и свое здоровье, она с больным мужем на руках вернулась из Сибири. Через год М.А. Фонвизин умирает, и она пишет в своем письме Пущину в Сибирь: «... как будто жизнь ушла из меня ...» Три года понадобилось для того, чтобы вновь обрести покой. В 1857 году она вышла замуж за Пущина. Все друзья декабриста одобрили этот брак.
 
Михаил Александрович ФОНВИЗИН (1788­-1854 гг.)
Начал служить в 1801 году подпрапорщиком, затем  - подпоручиком Преображенского полка. Раны и награды получал на полях Европы. В 1814 году во Франции, будучи раненым, попал в плен. Александр I просил обменять Фонвизина на любого офицера, но Наполеон отказался. Фонфизин смог сам бежать из плена, подняв восстание военнопленных в лагере.
После войны Михаил Александрович служил во Франции в корпусе графа Воронцова. В декабристском обществе с 1817 года; именно в московском доме Фонвизиных в Староконюшенном переулке проходил знаменитый съезд 1821 года. Поселившись в имении родственников Апухтиных, он увлекся Натальей Дмитриевной и женился на ней. Во время выступления декабристов генерал Фонвизин находился далеко от Сенатской площади, но император счел его достойным наказания. В сибирской ссылке он стал автором многих исторических и философских работ. Из ссылки он вернулся только в 1853 году.
Михаил Александрович пользовался высоким авторитетом в российской армии. Недаром во время пребывания в Петропавловской крепости караульные солдаты, знавшие его, предлагали устроить побег, но генерал отказался, остерегаясь, что караул накажут за соучастие.
Да и крестьяне в имении Марьино любили Михаила Александровича и имели к нему свободный доступ. Когда Фонвизин умер, они на руках несли гроб к собору.
 
Купцы-градостроители КОНОНОВЫ 
Бронничане и гости нашего города, приходя на Соборную площадь, наверняка, видели захоронение у стен церкви иконы Иерусалимской Божией матери. На старинном надгробии из черного гранита надпись: «Кононов Алексей Кононович. Почетный гражданин бронницкий, 1­й гильдии купец. Скончался в 1862 г., 72 лет. Жена Татьяна Филипповна скончалась в 1858 г., 72 лет, 5 месяцев, 10 дней. В супружестве 53 года, 11 месяцев, 21 день».
Первое упоминание в архивах об Алексее Кононове датируется 1829 г., в документах он обозначен, как московский купец 3­й гильдии. С 1831 г. Кононов официально зачислен в бронницкие купцы. В ревизских сказках за 1834 г. о Кононовых сказано: «Алексей Кононович Кононов, 46 лет, перечислен из московского купечества в 1831 г. Жена Татьяна Филипповна, 45 лет, из купчих».
По дошедшим до нас сведениям у Алексея Кононова не было детей, и тот дал обет помогать бронницкому храму всячески, если у него родится сын. Сын не родился, но купец обрел приемного – Ивана, которого почитал за родного, а храму помогал. Забегая вперед, скажем: именно Иван Алексеевич унаследовал от отца нажитые капиталы и достойно продолжил его дело. Так же, как и отец, приемный сын принимал активное участие в общественной жизни города, в его благоустройстве. 
Как свидетельствуют архивные данные, А.К.Кононов, ставший одним из самых богатых бронницких купцов, сильно разбогател на водочных откупах. 
Важно отметить, что он вкладывал немалые средства в благотворительность, главным образом, в строительство и реставрацию объектов местного соборного комплекса. Он был в числе бронницких купцов и мещан, которые обратились к митрополиту Филарету (Дроздову) 10 марта 1849 г. за разрешением построить в городе Бронницы новую колокольню. Это величественное сооружение было возведено по проекту архитектора М.И.Бове целиком на средства жителей, и немалый денежный вклад на эти цели был сделан А.К.Кононовым. 
Еще он пожертвовал 3 тысячи рублей серебром на изготовление серебряной ризы для хранившейся в Бронницах, особо почитаемой иконы Божией Матери Иерусалимской. Эта риза была изъята советскими властями в 1921 г. 
А.Кононов как крупнейший городской благотворитель также выделил денежные средства на замену центрального соборного купола и на покупку колоколов. Пока не известны факты оказания материальной помощи конкретным людям. Но мы надеемся, что обнаружатся и такие сведения. 
Не отходя от семейной традиции, свою благотворительность Кононов­младший распространил, как и отец, в основном на церковь. С благословения своего отца, Иван Алексеевич выделил огромные денежные средства на реставрацию «архитектурной жемчужины» города Бронницы – Собора Михаила Архангела и на пристройку трапезной, строительство которой шло с 1862 по 1865 гг. 
Иван Алексеевич пользовался авторитетом в городском обществе и поэтому был избран церковным старостой соборного храма. Несколько сроков уважаемый жителями купец избирался от Бронницкого уезда в Московское губернское собрание (с 1868 по 1877 гг.). За большую благотворительную и общественную деятельность ему присвоили звание «Почетный гражданин города Бронницы», хотя до этого он назывался «Потомственный почетный гражданин».
(Поиски сведений о купцах Кононовых, живших в г.Бронницы, продолжаются).
 
смотрите также БРОННИЦЫ НА ВСЕМИРНОМ ФЕСТИВАЛЕ МОЛОДЕЖИ Открытие новых детских площадок Уборка снега (05.02.2018) Шоколадный Месси Осенний кросс (29.09.18)
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий