ПЕРЕДВИЖНИК ИЗ БРОННИЦКОГО УЕЗДА
0
19.12.2019
2615
В декабре в Бронницах, как и повсеместно, ценители изобразительного творчества отметили Международный день художника. В этой связи в числе других замечательных мастеров кисти из нашего края говорилось и об известном в своё время художнике – Иване Семеновиче МАЛИНИНЕ (1866-1952 гг.) Выходец из крестьянской семьи д. Митьково Бронницкого уезда, благодаря поддержке И.Е.Репина, около трёх лет учился живописи в частной студии Кормона, в Париже. Там же учились, к слову, Н.Рерих и В.Борисов-Мусатов. В дальнейшем Иван Семёнович жил и работал в Бронницах, входил в «Товарищество передвижных художественных выставок» (ТПХВ). Был секретарём этого общества, в его обязанности входила организация выставок в разных городах. Как художник, по стилю и тематике, Малинин оказался на стыке двух течений: критического реализма и импрессионизма. И поэтому из-под его кисти выходили как картины остросоциального содержания, так и эстетские полотна. Творчеству этого мастера посвятила своё исследование наш внештатный автор аспирант МГАХИ им. В.И.Сурикова – Елизавета Романовна Чуприкова-Крынская. Тема её работы: «Вектор творческого пути Ивана Малинина в контексте эпохи и стиля модерн». Надеемся, что эта публикация поможет бронничанам узнать что-то новое о своём земляке.
В широко известном краеведческом труде «Край Раменский» (автор – М.Г. Аверьянова,1995 г.), в описании деревни Митьково Бронницкого уезда, целых два абзаца текста посвящены уроженцу тех мест – художнику Ивану Семёновичу Малинину. На первый взгляд, история его жизни, более детально изложенная в нескольких газетных статьях, представляется набором фактов, среди которых выделяются по значимости знакомство с И.Е.Репиным и вступление в Товарищество передвижных художественных выставок.
Результатом детального ознакомления с литературой по теме, документами и работами Малинина является настоящее исследование, посредством которого мы бы хотели доказать приверженность художника не только строгим академическим принципам, лежащим в основе свободомыслия передвижников, но и тем задачам, которые диктовала уже иная эпоха – эпоха модерна.
Все известные в настоящее время работы И.С.Малинина датируются не ранее конца 1890-х гг. – это время его обучения в частной художественной школе Фернана Кормона в Париже. «Ателье Кормон» было одним из пяти частных художественных учреждений, организованных во Франции 2-й половине XIX века. Академии Сюиса, Кормона, Глейра, Жерома, Жюльена создавались как альтернатива консервативной официальной Академии, где ученики могли отходить от стандартных техник и развивать свои идеи; через них проходили многие, ставшие новой художественной элитой.
Подобные школы создавались в то время и в других странах. Так, в Германии, в Мюнхене была создана художественная школа словенским художником и родоначальником модерна Антоном Ажбе, из которой вышла, в частности, четвёрка знаменитых словенских импрессионистов и много русских мастеров-модернистов.
В парижской школе Кормона, где учился Иван Малинин, ещё раньше, в 1880-х, учились Винсент Ван Гог, Анри де Тулуз-Лотрек, Эмиль Бернар и Луи Анкетен. Тем не менее художники салонно-академического направления, стоящие во главе студий, носящих их имена, преимущественно были хороши как администраторы, но не как педагоги и художники. Фернан Кормон, например, не отличался строгой методикой преподавания, как заметил в одном из писем Анри де Тулуз-Лотрек.
Сохранилось письмо из Парижа И.С. Малинина к И.А. Волгуеву от 18 декабря 1895 г. (тоже художнику, по характерным замечаниям адресанта), весьма критичное в отношении принципов обучения рисунку и живописи, понимания искусства в целом во Франции того времени.
Несколько самоуверенный тон данного документа можно, на наш взгляд, попытаться объяснить несколькими причинами. Во-первых, сказывался общий упадок авторитета академического образования во 2-й половине XIX века.
В это же время, Г.И.Чулковым, теоретиком Серебряного века, была сформулирована идея о полноценности русского искусства по отношению к западноевропейскому; например, пионер русского стиля модерн, художница М. Г. Якунчикова аналогично описывала своё обучение в Академии Жюльена в Париже осенью 1889 г., отмечая также атмосферу большой творческой свободы в сочетании с бездарным педагогическим подходом.
Картина Малинина «Обнажённая» была создана в это же время или в начале 1900-х. Перед нами, скорее всего, качественный академический этюд, а не самостоятельное произведение. Бросается в глаза несоответствие скованной позы и поджатых губ с взлохмаченной, словно приписанной отдельно, чёлкой. Чёлка часто была характерным элементом женской причёски эпохи модерна.
Если в светском обществе её специально укладывали или завивали, то в случае тандема «художник-натурщик» и условиях жанра ню такие формальности могли опускаться. На многочисленных картинах и фото можно заметить, что некоторые вольности причёски допускались в богемно-артистической среде.
Можно предположить, что во Франции Иван Семёнович Малинин пробыл даже меньше года. Об этом свидетельствует справка ТПХВ о том, что с 1896 по 1906 год Малинин «служил по найму в качестве сопровождающего и устроителя выставок по главным городам Советского Союза в Товариществе Передвижных Художественых Выставок».
Справка датирована 23 марта 1930 г. и подписана Народным Художником Республики Н. Касаткиным. По замечанию внучки Ивана Семёновича, Татьяны Владимировны Малининой, (встреча с которой состоялась в 2013 г.), Касаткин располагал аналогичными полномочиями, но сам он вывозил художественные работы членов Товарищества только за границу. Также имеется свидетельство Правления ТПХВ (от 22 марта 1901 г.), в котором говорится, что И. С. Малинин «уполномочен устраивать выставки Товарищества в разных городах России, ходатайствовать о разрешении у властей, взимать плату за вход, продавать картины и получать за них деньги, вообще принимать все меры, какие для успеха открываемых выставок окажутся необходимыми».
Первое, что бросается в глаза на полотне «В ученье у трактирщицы» (1899, 28-я выставка ТПХВ, 1900) – изумительная красота цветовой палитры, искусные колористические сочетания, привлекают внимание блики на чайниках. Пастозность мазка не мешает игре цветовых рефлексов. Изображённая сценка явно не содержит каких-либо литературных аллюзий. Более того, при создании картины могли использоваться натурные зарисовки – в Митьково, родной деревне художника, или неподалёку примерно в это же время был открыт трактир-чайная крестьянской семьёй Хохриных.
Поэтому можно с уверенностью утверждать, что незамысловатый сюжет отвечал задачам искусства передвижников и импонировал вкусу простого народа, чьи будни неизменно были связаны с подобными заведениями. Кроме того, почти психологический приём «срезания» первого плана, благодаря чему пространство расширялось и углублялось, а герои, как заметил известный критик Серебряного века С.К.Маковский, становились ближе к зрителю, часто использовался членами ТПХВ.
Хотелось бы выделить один из тех этюдов И. С. Малинина, которые, на первый взгляд, вписываются в передвижническую традицию по сюжету и времени создания – и, в то же время, решительно порывают с ней. Так, его «Крестный ход» (1900-е) тематически можно сразу соотнести с «Крестным ходом в Курской губернии» (1880-1883) И.Е.Репина. Отметим, что он был первым художником-профессионалом, кто однажды в Третьяковской галерее просмотрел рисунки Ивана Малинина, тогда ещё молодого человека, и посоветовал ему затем продолжить свое обучение в Париже.
Но не будем также забывать, что другую свою картину «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона» знаменитый мастер начал ещё раньше, в далёком 1877-м, а закончил только в 1924 г. Мотив толпы, который приобретает, как и у Репина, декоративную функцию, начинает активно звучать на рубеже веков: его неоднократно использует М.В. Нестеров, отчасти В.А.Серов, за границей – бельгийский художник-экспрессионист Джеймс Энсор.
Таким образом, интерес к синтезированию натурных впечатлений, приёмов и сюжетов, а также обобщению и декоративности можно назвать предпосылками стиля модерн – выражающего себя не только в прикладных видах творчества. Отдельную галерею составляют женские образы. Иван Семёнович был женат два раза на родных сёстрах – Марии и Александре Рудневых, сильно похожих между собой внешне. Как фотографии, так и картины оставляют некоторое обманчивое впечатление, будто изображён один и тот же человек, красивая женщина, чей образ немного трансформируется от портрета к портрету за счёт творческого видения художника. Существует несколько таких работ, которые показывают не только разные личности, но и противоположные изобразительные подходы.
Картина «Ожидание» (1902 г.) была показана на 31-й выставке ТПХВ в Петербурге. Бесспорно, это одна из лучших работ И. С. Малинина: нежная девушка в крестьянской одежде в традиции сказочных героинь В.М. Васнецова на фоне берёзового леса. Здесь соединились традиции передвижнического реализма в его лучших проявлениях и индивидуальное мастерство самого художника, способного виртуозно играть на контрастах, придавая тем самым разнообразное эмоциональное звучание работе.
На наш взгляд, эффект «вхождения» персонажа картины в пространство зрителя здесь достигается свойственными модерну приёмами: слияние планов в единую живописную поверхность, мотив женщины в природе, где фигура почти физически соединяется с материей.
Разнообразием своих творческих методик и тем в искусстве, а также своим стремлением приблизить искусство к повседневной жизни – И.С. Малинин, на наш взгляд, оставаясь, конечно, поздним передвижником, тем не менее является мастером, работы которого уже предвосхищают стиль модерн. Вспомним, что многоплановостью и, так сказать, гибридизацией своего творчества, своеобразным культурным эклектизмом отличались такие признанные мастера эпохи модерна в России, как Марк Шагал, М.Г. Якунчикова и Е.Д. Поленова.
Тем временем, символизм, он же модерн, в московском варианте и по определению А.Белого проявлял себя как высшее отражение реализма. В диссертации В.Д.Поленова «О значении искусства и его применении к ремеслу» (1871 г.) описывается тип художника нового времени: ремесленник, мыслитель, искусствовед, работающий в слое актуальной исторической данности и понимающий всю ценность накопленного поколениями опыта в сфере искусства. Чем не портрет художника и общественного деятеля Ивана Малинина?
Елизавета ЧУПРИКОВА-КРЫНСКАЯ, аспирант МГАХИ им.В.И.Сурикова
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий