Фабрика, ставшая судьбой
0
4586
Сегодня, пожалуй, только местные старожилы помнят о том, что в нашем городе в прошлом веке, наряду с целым рядом других производственных предприятий, находилась Бронницкая швейно-галантерейная фабрика. И не просто находилась, а стабильно выпускала нужную людям продукцию и обеспечивала рабочими местами не одну сотню горожан и жителей ближней округи, в том числе инвалидов. Об этом, оставшемся лишь в городской истории трудовом коллективе, уже рассказывалось в публикациях «БН» прошлых лет. А недавно в нашем распоряжении оказалась целая подборка различных информационных и фотоматериалов об этом предприятии. Их предоставила редакции 97-летняя бронницкая пенсионерка, ветеран труда, в прошлом – старший экономист вышеназванной фабрики А.К.СПИРЯГИНА.

Начну с того, что о нелегком детстве и о давней семейной трагедии Александры Куприяновны – одной из дочерей репрессированного в 30-е годы колхозника, шла речь в недавней статье под заголовком «Звезды смерти сияли над нами...», опуб­ликованой в «БН» №44 от 4 ноября 2022 года. К слову, долгожительницу и активную общественницу, ветерана труда Спирягину хорошо знают многие бронничане старших поколений. В прошлом она – труженица советского тыла, а в 60-90-е годы не одно десятилетие добросовестно трудилась старшим экономистом Бронницкой швейно-галантерейной фабрики.

Именно об этом производственном периоде своей интересной и насыщенной биографии Александра Куприяновна и поведала автору этих строк. Более того, она также подробно рассказала и о том, как в 70-х годах по заданию тогдашнего Раменского горкома КПСС принимала активное участие в подготовке материалов по истории своего предприятия. Но лучше обо всё по порядку.

– В Бронницы я переехала в конце 50-х годов вместе со своим мужем Петром Степановичем Спирягиным, который к тому времени стал кадровым офицером-оборонщиком, – вспоминает моя собеседница. – К слову, супруг, выпускник Ленинградской военно-транспортной академии, инженер-полковник, многие годы, до самой своей кончины, работал на 38-м Опытном заводе и руководил там конструкторским отделом. Впрочем, я познакомилась с ним еще задолго до этого – на своей родине – Алтае и разделила его беспокойный офицерский быт. А ко времени переезда в Подмосковье, выучившись на бухгалтера-экономиста и немало потрудившись в своих родных краях, я была уже достаточно опытным специалистом в финансовых делах. До прихода на швейно-галантерейную фабрику работала на ответственной должности
в Бронницком кредитном банке. Однажды, весной 1964 года к нам в банк за кредитом пришел тогдашний директор фабрики А.П.Антонов. Именно он и уговорил меня в дальнейшем перейти в его преимущественно женский производственный коллектив на должность старшего экономиста. Так и начался мой многолетний стаж работы на этом предприятии…

Судя по рассказу Александры Куприяновны и хранящимся у неё материалам, у Бронницкой швейно-галантерейной фабрики довольно богатая и событийная производственная история с целой чередой структурных и иных перемен – различных реорганизаций и переименований. Как таковое предприятие было образовано в октябре 1960 года на базе старой Бронницкой артели инвалидов и первоначально называлось – фабрика бытового обслуживания населения. Предприятие оказывало целый перечень нужных населению услуг.

Это вязание различных сеток, пошив и ремонт одежды, ремонт обуви, металлоизделий, квартир, мебели, съемка и изготовление фотографий. В 1960-1961 годы трудовой коллектив находился в ведении Управления бытового обслуживания населения Мособлисполкома. Кстати, в минувшем году исполнилось ровно 60 лет с того времени, как Бронницкая фабрика бытобслуживания была переименована в швейно-галантерейную фабрику и передана в подчинение Управлению промышленных предприятий Мособисполкома, применяющих труд инвалидов.

– Придя на это предприятие и быстро разобравшись в специфике производства, я фактически стала исполнять обязанности заместителя директора по экономическим вопросам, – продолжает свой рассказ Александра Куприяновна. – И, можно сказать, постоянно находилась в курсе всех дел и преобразований, которые вершились тогда на нашей фабрике. Это был период развития всего производства и последовательного расширения его материальной базы. Получив при моём содействии необходимый финансовый кредит, руководство предприятия продолжило строительство первой очереди главного корпуса, начатое в 1962 году. При этом директор Антонов сумел организовать дело так, что в возведении нового здания предприятия вместе со строителями на субботниках и воскресниках участвовал, можно сказать, весь трудовой коллектив. И я, конечно, не стояла в стороне этого важного дела: не раз и не два убеждала людей в необходимости выходить на работу в выходные дни… В период руководства Алексея Петровича общими усилиями было построено трех­этажное здание с просторными цехами и помещениями. Там также разместились все необходимые службы и общественные места: медпункт, красный уголок, буфет, раздевалки и туалеты. Кстати, на нашей фабрике тогда работало немало жителей Бронниц и округи разных возрастов, в том числе и с ограниченной трудоспособностью. Это была по существу целая социальная программа. И мы, находясь у руля предприятия, внесли немалый вклад в ее осуществление…

Уже к концу 1964 года на фабрике, по словам моей собеседницы, было установлено новое оборудование на всех линиях швейного участка, введен в действие перспективный поточный метод пошива выпускаемых изделий. Важно отметить и то, что на предприятии тогда действовали самые разные производства: швейное, текстильное, металло-галантерейное, участок по изготовлению сумок, цех ширпотреба, сувениров.

А с 1986 года там организовали целое вязальное производство. В швейных цехах шили купальные костюмы, халаты, трусы, постельное белье. Текстильное производство было представлено пошивом хозяйственных капроновых сумок. В цехе ширпотреба (вязальном) изготавливали сетки и шили кошельки. На участке сувениров делали кольца и цепочки. Добавлю, что в швейном и металло-галантерейном производствах широко применялся труд надомников, в том числе и тех, кто проживал за пределами г.Бронницы (г.Раменское и с.Виноградово Воскресенского района). За счет увеличения численности надомников заметно увеличивался выпуск продукции фабрики.

В конце 60-х и в первой половине 70-х годов швейно-галантерейная фабрика становится важным составляющим звеном общего промышленного потенциала Бронниц. Понятно, что использование труда инвалидов требовало соблюдения всех социальных гарантий. А это заметно добавляло проблем директору и его заму по экономике, заставляло часто обивать пороги областного начальства. Необходимо было добиваться новых штатных единиц, нужного оборудования, а значит и дополнительного финансирования. Не забывало фабричное руководство и о социальных нуждах трудового коллектива. Именно при Антонове началось строительство жилья для рабочих, активно заработала партийная и профсоюзная организация, большое внимание уделялось досугу и отдыху работников. Как вспоминает Александра Куприяновна, у них на предприятии особенно активно развивалась художественная самодеятельность и спорт. Фабричный коллектив даже занимал лидирующие мес­та на областных конкурсах, удостаивался дипломов лауреатов.

А еще в штатном расписании появилась новая должность физрука. Производственницы каждый день делали гимнастику во время перерывов, увлекались полезными спортивными играми, проводили состязания. Добавлю и то, что благодаря деятельности профкома, работницы фабрики по путевкам в тот период побывали во многих здравницах СССР. А во время экскурсионных поездок познакомились с достопримечательностями многих городов Подмосковья и других регионов.

– Забота о людях позитивно сказывалась на результатах работы предприятия, – считает Александра Куприяновна. – Достаточно посмотреть на хранящиеся у меня отчеты, таблицы и графики тех лет, чтобы наглядно убедиться в том, что наши производственные показатели ежегодно росли. Это касается и выпускаемой на фабрике швейной продукции, и изготовления различных декоративных металлических изделий: цепочек, брошей, кулонов, и еще многого другого. Добавлю и то, что как перспективно мыслящий руководитель, А.П.Антонов постоянно наращивал выпуск товаров широкого потребления. К примеру, ассортимент швейного цеха был значительно расширен: здесь стали выпускать постельное белье, женские халаты, спецодежду и другие нужные изделия. Всю изготовленную фабрикой продукцию мы поставляли в Москву. При этом отмечу, что большинство наших изделий у потребителей никаких нареканий не вызывали. К тому же, на фабрике была внедрена комплексная система управления качеством выпускаемой продукции. Даже учитывая «инвалидную» специфику предприятия, эта система действовала весьма эффективно: большинство изделий отличала завидная добротность. А бракоделов (их, к слову, были единицы) мы жестко наказывали рублем, лишали премий.

Уже первые три года совместной деятельной работы старшего экономиста Спирягиной и директора Антонова принесли ощутимые результаты. В 1967 году фабрике было присвоено высокое звание 'Предприятие высокой культуры производства и организации труда'. А в самом начале того же года фабрика переведена на новые для своего времени условия хозяйствования. В тот же период там был введен в эксплуатацию первый цепивязальный автомат системы рабочего А.А.Новицкого.

Впрочем, во главу угла ставились не только вопросы экономики и развития производственной базы. В трудовом коллективе всё больше внимания стало уделяться эстетике производственных помещений, рабочих мест, организации культурного досуга работниц. Вообще начало 70-х годов, судя по воспоминаниям старожилов, стало для Бронницкой швейно-галантерейной фабрики пиком благополучия и стабильного развития.

Причем, успехи предприятия его работники во многом связывали с усилиями своих руководителей: в первую очередь, самого директора А.П.Антонова, а также главного экономиста А.К.Спирягиной и секретаря парторганизации Т.С.Портновой. В 1970 году коллектив фабрики занесен в областную книгу летописи Ленинской трудовой вахты, в числе немногих предприятий области награжден Дипломом Совета Министров СССР и ВЦСПС с вручением Знамени Трудовой Славы, которое оставлено на фабрике навсегда как символ доблести.

Собственно, и в последующий советский период предприятие не снижало темпов своего развития. Как свидетельствуют предоставленные Александрой Куприяновной материалы, производственная база бронницкой фабрики продолжала последовательно расширяться. Была установлена целая линейка цепевязальных автоматов, что увеличивало производство цепочек из заменителя драгметаллов.

Забегая немного вперед, уместно добавить, что, к примеру, цепочками из искусственного серебра бронницкое предприятие полностью обеспечивало прибалтийских янтарщиков. В этот период был разработан и внедрен в производст­во поузловой метод обработки швейных изделий. Получил свою «прописку» на фабрике и почин по бездефектному изготовлению продукции и сдачи ее с первого предъявления. Общими силами на фабричной территории построили новое производственное помещение площадью 200 квадратных метров, было приобретено современное оборудование. Важно добавить и то, что как старший экономист Спирягина внесла свой весомый вклад в перевод предприятия на новые условия оплаты труда.

– А еще мы в нашем трудовом коллективе умели не только хорошо трудиться, но и всегда интересно, с пользой проводить свой досуг, весело и организованно отмечать праздники, юбилеи и другие важные для всех даты, – вспоминает моя собеседница. – К примеру, совместная встреча Нового года с выступлениями участников художественной самодеятельности всегда была для нас радостным и незабываем событием. Я могла бы назвать не один десяток имен наших производственниц, работниц ИТР, которые охотно становились исполнителями песен и танцев, читали стихи, в том числе свои собственные. Мне и самой не раз доводилось вместе с другими нашими женщинами участвовать в хоровом исполнении популярных советских песен, в организации больших праздничных вечеров. Многие активные работницы фабрики неизменно шли в общегородской колонне на демонстрации трудящихся в честь очередной годовщины Октябрьской революции, 1-го Мая. Участвовали мы и в церемонии возложения венков и цветов павшим воинам-бронничанам к обелиску на площади имени Н.А.Тимофеева во время празднования Дня Победы. Я до сих пор с большим волнением просматриваю фотографии тех незабываемых советских лет и думаю о том, какое это было замечательное время...

В ходе всей нашей беседы Александра Куприяновна с особым уважением говорила о своём первом руководителе директоре с фронтовой закалкой – А.П.Антонове. Алексей Петрович достойно возглавлял коллектив фабрики почти полтора десятилетия: до самой своей смерти – 10 ноября 1977 года. Во многом именно благодаря его целеустремленности, эффективной управленческой и организаторской дея­тельности, трудовой коллектив сумел очень много добиться в своём развитии.

Собственно, именно усилиями таких лидеров, как Антонов, в Бронницах в 60-70-е годы была создана солидная производственная база, обеспечивающая рабочими местами многих горожан и жителей ближней округи. Начатое еще в первый послевоенный период укрупнение мелких артелей, их перевод в предприятия местной промышленности, дали свои позитивные результаты. В то время на фабрике успешно трудились сотни жителей, как из Бронниц, так и из окрестных деревень, из местных колхозов и совхозов. Причем, работали они рядом с домом, а не ездили (с мытарствами, как нынче) на работу в столицу. И это было, пожалуй, самым значимым достижением того периода.

Умер Алексей Петрович, по воспоминаниям моей собеседницы, неожиданно для всех, находясь на обследовании в городской больнице. Накануне она вместе с другими работницами фабрики навестила директора в больничной палате. Тот живо интересовался тем, как идут дела на предприятии, справлялся о том, каковы основные производственные показатели, узнавал, не возникло ли проблем, требующих его участия…

А буквально на следующий день после их коллективного посещения из городской больницы пришло печальное известие о кончине их руководителя. Хоронили Алексея Петровича едва ли не всем городом. Проститься с ним пришли многие бронничане и жители ближней округи. Гроб с телом несли на руках до самой могилы. Много было сказано добрых слов в его адрес, много пролито женских слез… Моя собеседница и по сей день считает, что это был самый значимый и заслуженный директор во всей многолетней истории их фабрики. Закономерно, что за свои заслуги А.П.Антонов ещё при жизни был удостоен звания «Почетный гражданин города Бронницы».

Лишившись сильного и авторитетного руководителя, фабрика в дальнейшем уже не смогла достичь столь же высоких показателей, как при Антонове. Конечно, следующий директор, с которым трудилась Александра Куприяновна – В.Б.Сысоев – тоже по мере своих возможностей старался удержать прежние сильные позиции предприятия. Но в тот период в советском производстве да и в целом во всей стране стали стремительно меняться и политическая, и экономическая ситуации.

Последовал ряд вынужденных структурных преобразований и переименований свыше, затронувший и все предприятия их профиля. Вместе с полным крахом горбачевской «перестройки» и последующим приходом развальных для всех 90-х годов фабрика уже просто не могла удерживаться «на плаву». Сначала стали сокращаться отдельные произ­водственные участки и увольняться сотрудницы-ветераны, проработавшие не один десяток лет. А к началу 2000-х годов в производственной деятельности Бронницкой швейно-галантерейной фабрики была поставлена последняя точка. В ноябре 1998 года предприятие было объявлено банкротом, а после и вовсе закрылась.

Впрочем, Александра Куприяновна уволилась из трудового коллектива ещё до закрытия фабрики. В связи с достижением пенсионного возраста её, ветерана труда, в самом конце 1990 года проводили на заслуженный отдых. Так завершился почти 35-летний непрерывный стаж на этом бронницком предприятии в должности старшего экономиста. Швейно-галантерейная фабрика, да и сами подмосковные Бронницы, без преувеличения, стали её жизненным выбором и судьбой…

Сегодня на месте знакомого старожилам предприятия – Бизнес-центр на Красной. Это уже совсем иная организация – арендодатель помещений для предпринимателей, совсем иные люди и дела. И сама Александра Куп­рияновна ныне – самая обычная бронницкая пенсионерка. В 1988 году она схоронила мужа Петра Степановича и сейчас живет вместе с дочерью и её семьей.

Вспоминая былые годы, моя собеседница, бывает, садится под свет настольной лампы, надевает очки и, не торопясь, перебирает содержимое старой папки, где по крупицам собрана вся история фабрики. Она бережно перелистывает страницы знакомых ей производственных отчетов, подолгу вглядывается в пожелтевшие от времени фотоснимки… И снова оживают в нестареющей памяти десятилетия работы на фабрике, дорогие сердцу лица подруг-работниц, с которыми так много было сделано и пережито. Воспоминания для ветерана труда Спирягиной значат очень много. Они по сути – продолжение её жизни...
Воспоминания записал Валерий ДЕМИН
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий