Бронницкий ТРАКТОРИСТ "УНИВЕРСАЛА" И ЕГО БРИГАДА
0
  • К.И.Иванов
    К.И.Иванов
  • К.И.Иванов с членами бригады
    К.И.Иванов с членами бригады
  • А.Ф.Полковников с группой  ветеранов МТС 1984  г.
    А.Ф.Полковников с группой ветеранов МТС 1984 г.
  • К.И.Иванов в цеху
    К.И.Иванов в цеху
2524
Неутомимый работяга-трактор с шипами на железных колесах уже многие годы стоит на постаменте у бывшего административного здания «Сельхозтехники» (СХТ). Памятник первому советскому «железному коню», которого назвали «Универсалом», появился у нас в год 50-летия создания в Бронницах машинно-тракторной станции (МТС). Именно из неё после целого ряда переименований выросло знаменитое на всю страну объединение... Любое производство славится своими кадрами. И мы расскажем о человеке, который 13-летним мальчишкой в первый послевоенный год пришел работать в женскую тракторную бригаду МТС. Сначала был прицепщиком на плуге, а через год сел за руль «Универсала». С той давней поры и начался непрерывный трудовой стаж ветерана Бронницкой «Сельхозтехники» Кима Игнатьевича ИВАНОВА. За время своей работы он сумел в совершенстве освоить целый перечень рабочих специальностей, стал настоящим производственным универсалом, незаменимым мастером-ремонтником, умельцем и знатоком техники. Ныне одного из старейших работников СХТ, к сожалению, уже нет на этом свете. О своем отце и о том памятном времени корреспонденту «БН» рассказывает его сын Сергей Кимович, продолживший на предприятии производственную династию Ивановых.

– Мой отец был коренным жителем Бронниц, здесь родился, здесь пережил трудное военное детство, – начал свой рассказ Сергей Кимович. – Родители назвали его Кимом (в честь Коммунистического Интернационала Молодежи). Окончить школу ему, как и многим «детям войны», не удалось. Во время послевоенной голодухи надо было помогать матери кормить младших – всего в семье было 11 детей. Собственно, тогда очень рано начали трудиться большинство папиных ровесников... После того, как освоился прицепщиком на тракторном плуге, ему, 14-летнему, доверили трактор. А уже позже – комбайн. И с 1946 года и до самой пенсии отец работал на предприятии.

Первые десять лет его трудового стажа были, пожалуй, самыми трудными. Пахать, сеять и выполнять другие полевые работы на старом, маломощном и неудобном (несмотря на престижное название) «Универсале» – дело неимоверно тяжелое. Приходилось много часов работать, сидя на очень жестком железном сиденье. При этом тракторист был открыт всем ветрам и непогоде. Зимой – пронизывающий холод, летом – невыносимое пекло. А не выполнив задания, с поля не уйдешь. К концу смены он выматывался так, что едва доходил до дома. Бывало, вернется с работы – руки и лицо черные от загара и пыли, одни зубы белеют...

Когда слушаешь подробный и откровенный рассказ Сергея Кимовича о том, в каких тяжелейших условиях приходилось работать тогдашним бронницким трактористам (в основном, женщинам и мальчишкам), невольно сравниваешь те далекие и тяжелые для всех россиян 40-е годы с нашим нынешним, сравнительно благополучным временем. И думаешь: а нашлись бы такие же непритязательные и самоотверженные трактористы сегодня?!

Конечно, есть и в современной постсоветской России молодые люди, владеющие рабочими, в том числе сельскохозяйственными профессиями. Но всё же очень трудно, даже невозможно, представить наших сегодняшних, большей частью вполне обеспеченных своими родителями, подростков, прилично одетых и хорошо упитанных со смартфонами и планшетами, и вдруг… сидящими за рулем того самого железного «Универсала». И не просто сидящими, а работающими на бескрайних колхозных полях от рассвета до заката. С максимальной самоотдачей и минимальным временем на обед и отдых…

Кто-то скажет, что тогда было совсем другое время, другие реалии поднимающейся из военных руин страны. И те давно прошедшие и забытые советские годы нельзя (да, вроде, и незачем) сравнивать с нашим новым веком. Разве плохо, что у большинства нынешних бронницких старшеклассников есть возможность беззаботно учиться, поступать в вузы, осваивать выбранную профессию? И только уже изрядно повзрослев, начать работать.

Причем, не в селе, а, как правило, в городе, удобно сидя на офисном стуле, а не за рулем тарахтящего и насквозь пропыленного колхозного трактора… Правильно написал один известный поэт: «Времена не выбирают, в них живут...». 

Но всё же, глядя на старый «Универсал» на постаменте, нам, жителям ХХI века, надо, если не сравнивать настоящее с прошлым, то хотя бы помнить о нём. И о бронницких трактористах 40-х годов – совсем юных, еще не успевших возмужать мальчишках. И о замечательных специалистах-универсалах, которые в 70-80-е годы вывели бронницкую «Сельхозтехнику» на самые передовые производственные рубежи.

Но вернемся к герою нашей статьи – Киму Игнатьевичу Иванову. После окончания курсов смышленый и настойчивый парень стал механизатором широкого профиля, освоил все гусеничные трактора, а также комбайны и экскаваторы. И в дальнейшем, возмужав и набравшись опыта, сам возглавил бригаду трактористов. А впоследствии, когда МТС преобразовали в РТС (ремонтно-тракторную станцию), стали производить там ремонт различных отечественных тракторов и другой техники для окрестных хозяйств, молодой механизатор освоил и это нужное дело.

В то время судьба свела парня с другим мастером своего дела – Иваном Павловичем Полосухиным. Они вместе ремонтировали трактора ДТ-54, восстанавливали изношенные поверхности ходовых деталей. Уже тогда оба стали искать пути совершенствования ремонтного процесса, осваивать новые способы и методы. И при этом всегда стремились добиваться того, чтобы любой агрегат или деталь, вышедшие из-под их рук, работали лучше, дольше и экономнее.

Шли годы... Сельскохозяйственная техника становилась всё сложнее. Усложнялись и задачи механизаторов-ремонтников. На предприятии стали организовываться специализированные рембригады. Ким Игнатьевич стал полноценным руководителем именно такой – опытной бригады ремонтников-станочников. Это был уже следующий этап в долгой и насыщенной трудовой биографии бывшего тракториста «Универсала».

Возглавляя бригаду, он немало поработал в цехе, где ремонтировали тракторные рамы. После перешел в цех, где производился комплексный ремонт тракторов «Беларусь». В то время на предприятии уже был довольно большой поток обслуживаемой техники. Его бригада не только ремонтировала, но и, как прежде, восстанавливала изношенные узлы и детали сельхозагрегатов. Сначала путем вибродуговой наплавки, затем стали применять другие, более современные методы. А еще осваивать новую заводскую технику, станки и оборудование, поступавшие к ним и в хозяйства.

За годы бригадирства сложилась у Кима Игнатьевича и такая важная черта его личности, как умение организовывать труд своих подчиненных, постоянно совершенствовать трудовой процесс, вести наставничество. В его бригаде сформировалось немало высококлассных специалистов-ремонтников, о достижениях которых в тот период немало писали в районной газете. А в 1973 году, когда сын бригадира – Сергей Кимович окончил «красную» школу, его тоже приняли в отцовскую бригаду.

И оба представителя трудовой династии не только успешно выполняли производственные задания, но еще старались всячески совершенствовать сам ремонтный процесс, осваивали новую оснастку, смежные специальности, активно участвовали в рационализаторстве. Так, в дальнейшем было подсчитано, что группа рационализаторов, которую возглавил К.И.Иванов, за счет внедренных в производство различных новшеств дала предприятию суммарный экономический эффект – более миллиона рублей...

А когда сына призвали на срочную службу в армию, Ким Игнатьевич взял себе в помощники еще одного очень способного к ремонтному делу парня – Леонида Столярова.

– После того, как отслужил, я снова вернулся к отцу, в «Сельхозтехнику», – продолжает свой рассказ Сергей Кимович. – В то время директором объединения был назначен Анатолий Федорович Полковников, работавший прежде главным инженером. И мы как активные рационализаторы в составе опытной производственной бригады стали работать под его непосредственным руководством и выполнять в основном директорские задания. Под нас даже был образован специальный опытный участок, где разрабатывались и внедрялись в практику все перспективные новшества. На этом участке мы трудились втроем: папа, Леонид Столяров и я.

При этом Иванов-отец как самый опытный мастер отвечал за общую организацию и координацию всего процесса. Леонид занимался всей электрической частью будущей разработки. А за Ивановым-сыном была вся необходимая механика. Ему надо было точить, сваривать, слесарить... В то время Сергей уже умел работать и на всех металлорежущих станках, а выточенные им детали ничем ни отличались от заводских. Совершенствуя производственный процесс и оснастку, троица подала за время совместной работы десятки заявок на различные рацпредложения и изобретения. К примеру, у главы династии вся трудовая книжка была исписана благодарностями и полученными премиями...

Как и о своем отце, с особой теплотой и благодарностью говорил мой собеседник о тогдашнем директоре СХТ А.Ф.Полковникове. Анатолий Федорович, по его словам, был не просто отличным организатором всего производственного процесса, успешным руководителем, но и постоянным генератором самых различных новаторских идей. У него всё время возникали какие-то интересные и перспективные задумки. А они, специалисты опытного участка, последовательно воплощали их в жизнь.

Причем, директор, учитывая высокую квалификацию всех членов успешной производственной «троицы», ставил перед ними лишь общую задачу. Он говорил, что надо сделать такую-то машину или оборудование с таким-то предназначением. Однако, ни чертежей, ни конкретных расчетов он умельцам не предоставлял…

И трое специалистов опытного участка, каждый со своей стороны, начинали размышлять и прикидывать, как эту теоретическую наработку своего руководителя воплотить во что-то реальное и конкретное... К примеру, они втроем своими силами и способностями оборудовали токарные (уже списанные) станки под приварку ленты на деталях типа «вал» и «стакан». В их ведении был и постоянный патронаж над механизмами вибродуговой наплавки. За ними также закрепили машину для закалки восстанавливаемых деталей токами высокой частоты. Они же осуществляли сварку и наплавку деталей в среде углекислого газа. И при этом качество выполненных «троицей» работ всегда было на должной высоте.

– Как-то пришел к нам Анатолий Федорович и сказал: «Ребята, надо сделать машину для того, чтобы добротно приваривать шнеки, – вспоминает Сергей Кимович. – Она понадобится нам в изготовлении нового оборудования, предназначенного для удаления навоза на животноводческих фермах». При этом, у директора опять таки не было абсолютно никаких чертежей или схем. Он просто показал нам трубу, металлический виток и поставил конкретную задачу… И мы в дальнейшем такую машину сделали. Хотя это было совсем непросто: всем пришлось основательно потрудиться. Но зато новшество получилось удобным и перспективным. Я сам после много раз успешно работал на таком агрегате…

Сделали они по директорской задумке и очень нужный ремонтникам станок для заточки дисковых борон. Причем, Полковников хотел, чтобы эта машина получилась более мощной и производительной, чем те, которые производились в то время на заводах. И умельцам это тоже удалось. Более того, за внедренное в производство новшество им вручили престижный в то время диплом ВДНХ. А Ким Игнатьевич за свои трудовые заслуги получил орден Трудовой Славы 3-й степени, а также две бронзовых медали ВДНХ и премию Совета Министров СССР.

– Ким Игнатьевич являлся уникальным в своем роде специалистом, – считает ныне здравствующий экс-директор Бронницкой «Сельхозтехники» А.Ф.Полковников. – На первый взгляд, самый обычный, простой и скромный в общении человек. Но при этом – талантливейший народный умелец, который знал всю нашу технику досконально, умел виртуозно работать на всех имеющихся станках. И к тому же являлся, пожалуй, самым активным рационализатором и изобретателем. Ему не требовалось подробно и в деталях объяснять поставленную задачу. Ему достаточно было обрисовать лишь саму идею нужного новшества, наметить только сам контур того, что требовалось сделать...

Остальное Иванов-отец с блеском доводил до ума и совершенства уже самостоятельно. Причем, с такими талантливыми собственными задумками, что можно только диву даваться его техническому уму и умелым рукам. А еще Иванов-старший являлся отличным организатором и координатором бригадных умельцев и новаторов. Все они многие годы постоянно оказывали руководству предприятия неоценимую помощь и постоянное содействие в развитии и модернизации производства. Поэтому закономерно и то, что все были удостоены государственных наград. А сам Ким Игнатьевич стал не только орденоносцем, но и лауреатом очень престижной в то время правительственной премии.

А еще добавим: новаторы и умельцы «Сельхозтехники» не были бы настоящими умельцами, если бы не сделали своими руками целый трактор. Хоть и малогабаритный, но зато отлично действующий и очень удобный в личном приусадебном хозяйстве. Дело было в начале 80-х. В то время всем работникам СХТ еще бесплатно выделяли земельные участки, где они выращивали картофель и другие овощи. А вручную пахать и мотыжить грунт было довольно тяжело. Вот Сергей с отцом и решили собрать из отдельных частей небольшой землеобрабатывающий агрегат.

Сначала обзавелись 4-х цилиндровым двигателем от автомобиля ГАЗ-69. После нашли передний и задний мосты, самостоятельно сделали редукторы, подобрали нужные колеса и корпус. Все, как надо, рассчитали и установили: гидравлику, раздельные тормоза, как у трактора «Беларусь». И нужную оснастку для вспашки и разрыхления почвы сами сделали. Всю необходимую сборочную работу совершили за полгода.
Трактор получился очень удобным и маневренным: разворачивался на одном месте. Вспахивать на нем небольшие участки – одно удовольствие! Словом, самодельный агрегат, как убедились все, кто на нем поработал, был совсем не хуже заводского.

Успешно взаимодействовали ремонтники и с научными работниками. Одно время на предприятие зачастили представители столичного ГосНИТИ (Государственного научно-исследовательского технологического института). Их интересовало внедрение в процесс восстановления изношенных деталей, так называемой контактной наплавки (вместо прежней – вибродуговой). Это был совсем иной, более современный метод, требующий гораздо меньших усилий.

Вскоре сложилось тесное сотрудничество ученых с производственниками опытного участка. Научные работники предлагали разработку опытного образца нового агрегата, а специалисты «Сельхозтехники» претворяли их задумки в конкретное изделие. А после испытывали на своей базе. Занималась знаменитая «троица» и доработкой поступавших в «Сельхозтехнику» новых заводских станков и созданием опытного агрегата для упаковки зеленых сельскохозяйственных культур и еще многого другого...
 
Разнообразная и очень плодотворная производственная деятельность «тройственного союза» ремонтников-новаторов, начавшаяся с 1977 года, продолжалась до 1992 года. До тех самых пор, пока организатор и координатор главных умельцев СХТ – Ким Игнатьевич Иванов не ушел на заслуженный отдых.

Впрочем, начавшиеся в стране лихие 90-е изменили многое. Никакого производственного творчества в трудовом коллективе тогда уже не было и в помине. Ибо в то смутное безвременье прежний успешный управляющий и главный генератор новаторских идей – А.Ф.Полковников уже не работал в «Сельхозтехнике». Да и само передовое прежде производственное объединение, как и весь агропром, после горбачевской «катастройки» и последующего всесоюзного развала практически вплотную приблизилась к своему драматическому концу…

Осмысливая воспоминания ветеранов, всё больше убеждаешься в неоспоримой истине. А суть её в следующем. Чтобы нынче ни говорили о давно ушедшем в историю советском прошлом, хорошего там, судя по всему, было гораздо больше, чем плохого. Да и в памяти у моих собеседников сохранились, в основном, позитивные факты и события, происходившие на их знаменитом предприятии. Одно из них, например, непосредственно связано с созданием памятника первому советскому трактору, о котором шла речь в самом начале этой статьи.

Памятник этот появился в 1984 году, и вышеназванные специалисты-ремонтники имели к его созданию самое непосредственное отношение. Тем более, что именно на таком историческом агрегате начинал свою трудовую деятельность главный герой этих строк – бригадир, новатор и основатель трудовой династии – К.И.Иванов. Во многом, благодаря ему и другим умельцам СХТ, собранный буквально по частям и добротно отреставрированный бронницкий «Универсал» вот уже более трех с половиной десятилетий стоит у федеральной трассы. И не просто стоит, а еще и придает нашему старинному городу особый (к сожалению, ныне уже забытый) агропромышленный статус.

Воспоминания записал Валерий ДЕМИН
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий