"Ей к лицу серебро седины..."
0
3699
На прошлой неделе мы отметили День воспитателя и всех дошкольных работников. А 1 октября воздаем должное всем нашим согражданам почтенного возраста в честь Дня пожилого человека. Обе эти календарные даты по-особому значимы для 87-летней бронницкой пенсионерки Марии Николаевны РЯБИНИНОЙ. Она – настоящий ветеран нашей детсадовской отрасли. И хоть сегодня Мария Николаевна уже на заслуженном отдыхе и стойко переживает возрастные недуги, о ней до сих пор с большим уважением говорят многие работники городских дошкольных учреждений. И у редакции «БН» сегодня есть повод рассказать об этом замечательном человеке.

Пожалуй, лишь немногие из нас помнят своих детсадовских воспитателей. Школьные учителя – другое дело. А те, кто были до них, редко удерживаются в быстро развивающемся детском сознании. Но всё же бывают случаи, когда малыши из песочниц, подрастая, не забывают свою первую наставницу. Мария Николаевна – одна из таких ярких личностей, которую знают многие прежние питомцы бронницких детсадов и особенно прежнего сада №4 «Солнышко» (после объединения – «Радуга»). Теперешняя пенсионерка, чей общий стаж работы с детьми насчитывает более шести десятилетий, до сих пор, без всякого преувеличения, считается знаковой фигурой в городском дошкольном образовании.

Мы встречались с ней в 2009 году, и Мария Николаевна рассказала мне о своей, в общем-то самой обычной для своего времени, советской биографии. Родилась моя собеседница еще в довоенном 1934 году в д.Марково Московской (ныне Владимирской) области. В большой крестьянской семье Рябининых росло восемь детей. У Маши было три брата и четыре сестры. Отец – пчеловод, в дальнейшем – колхозный бухгалтер. Мать – простая доярка. Воспитателей и педагогов в их роду прежде не было. Только матери в свое время пришлось не один год поработать в няньках. А еще, добавим, что одной из Машиных сестер довелось пережить ленинградскую блокаду, и она очень рано умерла…

– В 1949 году после окончания школьной семилетки я поступила в Орехово-Зуевское дошкольное педучилище, – вспоминала во время нашей давней встречи в то время ещё действующий детсадовский работник Рябинина. – Окончив его, мы вместе с подругой получили направление в город Бронницы. Здесь меня распределили в тогдашний детский сад №20 на ул.Московской, который находился в ведении городского отдела образования. Поселили нас в маленьком общежитии, находящемся при местном Доме пионеров. Там мы, трое девушек, не один год ютились в одной комнате без удобств. Так я, в то время 17-летняя выпускница, начала свой трудовой стаж. Прочно утвердившись в своем деле, я с тех пор ни разу не меняла профессиональный профиль и всю жизнь работала в дошкольных учреждениях…

Надо сказать, что детские сады той поры сильно отличались от нынешних. Коммунальных удобств – практически никаких. Водопровода не было и в помине: сами работницы по много раз носили воду от колонки на Советской, сами же ее подогревали. Отопление было печным, загодя запасались дровами и углем. Причем, няни и воспитательницы постоянно помогали заведующей во многих хозяйственных делах. Зато коллектив, как вспоминает Мария Николаевна, несмотря на тяготы того периода, был очень сплоченный и дружный: в основном, молодые местные девушки. Большинство хоть и не имели, как она, специального образования, но при этом все – очень добросовестные и старательные.

Детский сад, где в то далекое время трудилась моя собеседница, работал по утвержденной свыше образовательной программе. В те давние годы, как вспоминала ветеран отрасли, в дошкольном учреждении проводилось два ежедневных занятия с детьми: утреннее и вечернее. Если говорить о структуре детсада, то там тогда действовало три возрастных группы: младшая, средняя и старшая. Ребятишек приводили в те годы в детсад с трех лет, и находились они там до семи лет. Рябининой как начинающей работнице доверили самую спокойную – старшую детсадовскую группу (подготовительных тогда не было).

– Всего у меня в группе было 36 малышей, – вспоминает Мария Николаевна. – Начиналась наша смена с 7.30 и продолжалась до 19.30. Первые полгода мне было очень трудно. За день уставала, так, что едва до постели добиралась… Бывали такие тяжелые, кризисные моменты, когда даже хотелось бросить эту беспокойную работу. Дети-то, особенно мальчишки, тогда были послевоенные, с непростым характером. Многих воспитывали матери-одиночки. У каждого ребенка свой характер, привычки, манера поведения. Но большинство ребятишек – очень подвижные, любопытные, беспокойные, а некоторые и вовсе – непоседы и озорники…

Многие практические методы работы с малышами юной воспитательнице приходилось изучать по ходу своей деятельности – методом самообразования. Новенькой на первых порах постоянно помогала опытная заведующая детсадом – А.А.Богданова. Она приносила ей подборки журнала «Дошкольное воспитание», и та буквально запоем их читала. Выручало и то, что Маша с детства помнила много сказок и часто рассказывала их своим сорванцам. Все дети очень любили её слушать и в такое время сидели спокойно… А своей главной наставницей Рябинина в беседе со мной называла одну из тогдашних, более опытных коллег – Е.И.Бубнову. Хорошо зная не только самих маленьких воспитанников, но и их родителей, она объясняла Маше, как находить нужные подходы к тому или иному ребенку.

Постепенно, год за годом, целеустремленная и настойчивая девушка всё больше утверждалась в своей профессии. Дети стали во всём слушаться её и даже делиться с ней самым сокровенным… А вскоре она и сама уже не мыслила себя без каждодневных детсадовских забот, без то и дело снующих перед глазами малышей, вездесущих, подчас доставляющих ей немало хлопот, и в тоже время очень чутких на ее внимание и заботу. Проработала Мария Николаевна в детском саду №20 более 15 лет. А когда в 1968 году его хотели закрывать, перешла в детский сад №22, находящийся в ведении 38-го завода. Выбрала его потому, что слышала много хорошего о тогдашней заведующей Э.Д.Лебедевой.

Отметим, что это ведомственное дошкольное учреждение обеспечивалось в ту пору намного лучше других. Там были все необходимые условия и нужное оборудование. Но работать тоже приходилось по 12 часов в день. К тому времени Мария Николаевна была уже замужней, семейной женщиной. Вместе с мужем, Владимиром Михайловичем, который трудился литейщиком на том же 38-м заводе, они воспитывали двоих детей. Однако, случилось так, что в 1981 году Рябинина по независящим от нее причинам осталась только на одной воспитательской ставке. Оклад был очень скромным, а время у неё шло к пенсии.

И тогда моей собеседнице снова пришлось сменить место работы. Она устроилась в новый детсад Бронницкого ювелирного завода. В этом дошкольном учреждении действовало целых 12 групп. И, если судить по тогдашним меркам, сам ведомственный детский сад являлся самым обустроенным и обеспеченным в городе. Ей в то время уже опытной воспитательнице дали старшую детскую группу. Там Мария Николаевна добросовестно проработала еще 11 лет, до 1992 года, до наступления пенсионного возраста. А потом, когда повсеместно в учреждениях стали избавляться от пенсионеров, сократили и её.

Так уж вышло, что в трудное для всех и развальное для страны постсоветское лихолетье она неожиданно осталась не у дел. Для 58-летней Рябининой это стало настоящей трагедией. Она не видела себя вне детсада. Тогда о своей бывшей работнице вспомнила ее прежняя заведующая Э.Д.Лебедева. Сразу приняла воспитателем, и вскоре Рябинина вновь вошла в привычную для себя колею дел и хлопот… А потом новое нелегкое испытание: начали сокращать детсадовские группы, и ей предложили остаться просто нянечкой. И Мария Николаевна согласилась на это без всяких претензий. Ведь для неё работа с детьми стала не просто заработком. Это, без всякого преувеличения, призвание, без которого её жизнь теряет свой настоящий смысл.

И в последующие постсоветские годы Рябинина, несмотря на свой статус няни, все равно считалась самой знающей и авторитетной работницей в этом детском саду. Многие молодые девушки-воспитательницы очень часто обращались к ней за советом и помощью. Даже чаще, чем к самой заведующей. Понимали: за плечами этой аккуратной на вид и добросовестной женщины многие десятилетия непрерывного трудового стажа. Все коллеги знали и ценили то, что через её руки прошли сотни бронницких ребятишек самых разных поколений.

В настоящее время большинство её воспитанников – уже давно серьезные и самостоятельные взрослые люди. И те, кто постарше, сами уже давно имеют внуков детсадовского возраста. К слову, среди тех, кто в прежние десятилетия ходил в группу Марии Николаевны, можно назвать очень известных и уважаемых в нашем городе людей. Иные прежде шумные и озорные детсадовцы стали впоследствии отличными специалистами своего дела, руководителями предприятий и организаций. К слову, есть её воспитанники и среди сотрудников городской администрации и нашего коллектива – редакции «Бронницких новостей».

Оценивая её добросовестный многолетний труд, коллеги и родители воздавали должное ветерану отрасли. Вот одна из таких теплых строк, которую мы взяли из поздравления в адрес Рябининой в день её юбилея: «Вы настоящий профессионал и воспитатель от Бога. Спасибо Вам за все!» А если дать слово ее воспитанникам, то многие наверняка добавят, что в детском саду она была хоть и самой строгой, но и самой заботливой. А кому-то Мария Николаевна даже стала настоящим примером для подражания: одна из бывших ее воспитанниц, окончив школу, тоже решила стать воспитателем детсада.

Неизменна и бесконечна смена людских поколений. С уходящими в прошлое годами взрослеют вчерашние малыши, становятся школьниками, выпускниками, специалистами… Постепенно растворяются в прожитых нами десятилетиях уютный детсадовский дворик, шумные игры в песочницах и тихие часы, первые прогулки на воздухе и занятия в летних верандах и беседках… Повзрослев, мы забываем о своих прошлых ребячьих радостях, перестаем играть в прятки и считалки, пускать весной в лужах бумажные кораблики, а зимой лепить снеговиков и ловить руками снежинки, чтобы посмотреть, как они тают на ладошках…

Но всякий раз, приводя в знакомый с юных лет детский сад своих маленьких детей, а потом – внуков, мы снова и снова вспоминаем о своём прошлом, думаем о том, «куда уходит детство?» И в минуты нахлынувших вдруг размышлений многие из теперешних взрослых бронничан – вчерашних детсадовских воспитанников, мысленно побывав у истоков биографии, наверное, благодарят в душе и место своего дошкольного пребывания, и свою давнюю, ныне уже поседевшую наставницу из далекой детской поры с добрым и отзывчивым сердцем. Самую первую после мамы.
Валерий ДЕМИН
На фото: коллектив где работала Мария Николаевна Рябинина
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий