ГВАРДИИ СТАРШИЙ СЕРЖАНТ
0
2876
Наша редакция продолжает публикацию тематических статей к 75-летию Великой Победы о воинах, которые призваны в военные сороковые Бронницким райвоенкоматом и о которых не было никаких сведений в прежде изданных 1-м и 2-м томах Книги Памяти «Солдаты Победы города Бронницы». Сегодня мы расскажем еще об одном нашем мало кому известном земляке – гвардии старшем сержанте, минометчике Иване Трофимовиче АЛЕКСЕЕВЕ. Он геройски сражался на фронте, прошел почти всю Великую Отечественную войну, был командиром минометного расчета, получил смертельное ранение в бою и умер в январе победного 1945 года.

Надо сказать, что этот павший воин всё же не был в полном забвении. Из Книги Памяти Московской области (том № 22) можно узнать о том, что будущий защитник своей страны, солдат-орденоносец родился в 1911 году совсем недалеко от нашего города – в небольшой деревне Лубнинка. В то время этот сельский населенный пункт входил в состав Боршевского сельсовета Вохринской волости Бронницкого уезда Московской губернии. 
Как и у всех советских граждан, вероломное нападение гитлеровской Германии на СССР в корне изменило его быт и род занятий. 29-летнего Ивана, скорее всего, уже отслужившего срочную армейскую службу и имевшего военно-учетную специальность, Бронницкий райвоенкомат призвал в числе первых в 1941 году. Однако, судя по имеющимся сведениям, призывник попал на передовую не сразу. Он, скорее всего, был сначала направлен в сержантскую школу, где получил необходимые младшему комсоставу знания и первое воинское звание.
 
А вот в дальнейшем нашему тогда еще малоопытному в военных делах земляку, наверное, повезло (если, конечно, так однозначно можно говорить применительно к фронтовой биографии). Прежде не бывавшего на передовой и необстрелянного Ивана Алексеева направили служить в одну из самых прославленных еще с Гражданской войны дивизий Красной Армии. Её полное послевоенное наименование (после переформирования и смены номера в 1942 г.), что называется, впечатляет и свидетельствует само за себя: 55-я гвардейская стрелковая Иркутско-Пинская орденов Ленина, Октябрьской Революции, трижды Краснознамённая, ордена Суворова 2-й степени дивизия имени Верховного Совета РСФСР.

Конечно, в первые годы войны регалий и званий у этой дивизии было поменьше. Но уже тогда она отличилась в ходе оборонительных, а затем и наступательных операций. Вот, к примеру, как писал о ее бойцах в своем донесении (его обнаружили в полевой сумке убитого гитлеровского офицера связи летом 1941 года) один из опытных, победно прошедших Европу немецких вояк – генерал Хейнциус: «Против нас действует очень подготовленная советская часть. Адская артиллерия и упрямые, похожие на дьяволов, солдаты этой четырежды награжденной орденами дивизии, в бою просто непобедимы. Они сковывают наши силы, мы не можем продвинуться вперед и всё время несем невосполнимые потери...»

Сержант Алексеев служил в минометной батарее 164-го гвардейского стрелкового полка 55-й дивизии и с первых месяцев нахождения на передовой стремился во всём соответствовать высокому статусу своего воинского формирования.

Судя по обнародованным на военных интернет-сайтах сведениям, минометная батарея, где воевал наш земляк, состояла из четырех 120-мм полковых минометов, которые по силе взрыва своих мин наносили врагу урон, вполне сопоставимый со взрывами снарядов 122-мм гаубицы. Поэтому, как справедливо указано в исследовании А.В.Горбачева «Гвардеец Алексеев из Лубнинки» («РамСпас», «Поиск. Возвращение»), увеличенный выпуск вышеназванных минометов частично компенсировал значительные потери артиллерии Красной Армии в начале войны.

В исследовании также отмечена важность полковых минометов в боевой обстановке. Ведь в отличие от полевых орудий, расчет миномета, сопровождая пехоту, способен очень быстро, по ходу боя, менять свою позицию. И при этом вести огонь по вражеским целям сразу же после их обнаружения. Стреляя «навесом», миномет мог эффективно уничтожать любые, скрытые от стрельбы прямой наводкой цели.

Причем, в таком быстром бою очень многое зависело от наводчика и корректировщика огня. Так что, если судить по сведениям в наградных листах, сержант Алексеев очень эффективно «работал на прицел»: выпущенные им мины ложились именно туда, куда нужно было для наступающих. За это гвардии сержант и был отмечен государственными наградами.

Судя по всему, наш земляк, находясь в составе дивизии, в полной мере познал тяжелую горечь вынужденных отступлений и гибель своих боевых соратников. Но в дальнейшем наступило и то время, когда советские войска начали гнать гитлеровских захватчиков прочь с родной земли. Вместе с другими Иван Алексеев принимал участие в освобождении Северного Кавказа и Таманского полуострова. В январе 1943 года бойцы 55-й стрелковой дивизии под руководством своего командира – гвардии генерал-майора Б.Н.Аршинцева в ходе наступательных операций освободили от фашистов целый ряд населённых пунктов Краснодарского края.

О том, как достойно воевал наш земляк, говорят его фронтовые награды. К примеру, 27 мая 1943 года он был награжден почетной у всех фронтовиков медалью «За боевые заслуги». Заслуженная награда была вручена красноармейцу за то, что в одном из тяжелых оборонительных боев, при отражении контратаки противника, сержант Алексеев проявил мужество и храбрость. Во время вражеского нападения он лично из автомата уничтожил трех немецких солдат. При этом, находясь под огнем противника, своевременно доставлял боеприпасы на огневую позицию своего полка. Это только один эпизод из фронтового быта нашего земляка, который получил должную оценку командования. Но во время больших сражений таких эпизодов было немало…

В ноябре 1943 года сержант Алексеев, находясь в составе 55-й дивизии, вместе с другими красноармейцами принимал участие в известной Керченско-Эльтигенской десантной операции, которая развернулась на Южном фронте. Кстати, в это время дивизии уже было присвоено звание гвардейской, и она была награждена орденом Суворова II степени. Надо сказать, что гвардейцы основательно готовились к предстоящему десанту на восточное побережье Керченского пролива. В специальных водоемах, расположенных на косе Чушка, бойцы тренировались плавать в холодной воде, плели из камыша маты, которые могли удерживать человека на плаву; постигали хитрости, помогающие преодолеть холодное ноябрьское море.

3 ноября 1943 года подразделения дивизии, форсировав Керченский пролив с Кордон и косы Чушка, при штормовой погоде, высадились на берег. Несмотря на ураганный огонь из села Опасная и крепости Еникале, воины закрепились на завоеванном плацдарме и, развивая наступление, выбили противника из крепости, захватили стратегически важные высоты 98,9 и 102,0 и овладели опорным пунктом Джанкой, Капканы.

Полк, в котором воевал гвардии сержант, вел тяжелые бои на Керченском полуострове вплоть до апреля 1944 года. Воины 55-й дивизии участвовали в освобождении городов: Новороссийск, Горячий Ключ, Керчь... Затем боевой путь нашего земляка пролегал через участие в Белорусской стратегической операции. А после Иван Алексеев освобождал Ивановский и Лунинецкий районы Брестской области, а также город Пинск и Логишинский район Пинской области.

И в том, что воевал он достойно, убеждают его награды. Вот запись в наградном листе от 5 августа 1944 г.: «Гвардии сержант Алексеев, являясь наводчиком, показал себя в боях смелым и решительным бойцом. Когда наша часть получила боевой приказ выбить противника из долговременной заранее подготовленной обороны противника севернее железнодорожной станции Бостынь, тов. Алексеев огнем из своего миномета, ведя бесперебойный и четкий темп огня, работал на прицел, что содействовало продвижению вперед нашей наступающей пехоты и выполнению батареей поставленной задачи. В районе Пружинище при прорыве обороны противника 25 июня 1944 года тов. Алексеев огнем своего миномета подавил огонь 3-х пулеметов противника и будучи раненым не ушел с поля боя, продолжал выполнять поставленную задачу. Достоин награждения орденом Отечественной войны 2-й степени».

На войне у каждого фронтовика (будь-то рядовой солдат или старший офицер) своя судьба, которую невозможно предугадать. Кто-то получает ранение в первом же бою и попадает в госпиталь, кто-то и вовсе погибает, даже не успев освоить фронтовые премудрости… К слову, у незащищенных броней пехотинцев, шансы выжить в больших наступательных сражениях, говорят, были и вовсе минимальными.

Не удавалось избежать пуль и осколков и нашему земляку, но даже когда это случалось и он мог стоять на ногах, гвардии сержант не покидал боевой позиции, изо всех сил держался до конца боя. А летние войсковые операции в Белоруссии были особенно тяжелыми и кровопролитными. Любой из уцелевших в ходе этих сражений был достоин воинских почестей. 19 августа 1944 г. Иван Алексеев за проявленные в боях доблесть и мужество награжден орденом Красной Звезды.

В конце октября 1944 года полки 55-й дивизии вступили на территорию Восточной Пруссии. К тому времени гвардии старший сержант Алексеев стал командиром расчета 120-мм миномета и воевал, как и прежде, доблестно. Из наградного листа от 21.11.1944 года: «В боях при наступлении на вражескую оборону в районе города Гросс-Траккенен тов.Алексеев действовал смело и отважно. Поддерживая наступление стрелковой роты, он выдвинул свой миномет вперед и меткими залпами уничтожил 4 пулеметные точки противника, чем обеспечил продвижение роты вперед. Тов. Алексеев, несмотря на артобстрел противника, ни на минуту не прекращал огня по врагу. Меткими залпами своего миномета 26 октября 1944 года во время отражения контратаки противника рассеял до взвода гитлеровцев. Достоин награждения орденом Отечественной войны 2-й степени».

А между тем легендарная дивизия уже победно продвигалась всё дальше на запад, освобождая территорию Польши и Восточной Пруссии. Иван Алексеев всё чаще видел на военных дорогах длинные колонны пленных германских солдат. Жалкое это было зрелище – понуро бредущие, обезоруженные вояки, мечтавшие покорить весь мир…

Но при этом, глядя на руины городов, на убитых и обездоленных жителей, наш земляк, как никто другой, сознавал то, какие неисчислимые беды принесли людям фашистские завоеватели, сколько погубили жизней, сколько искалечили судеб… И потому даже на исходе войны, воевал так же решительно и самоотверженно, как прежде. Приказом командира дивизии от 27 ноября 1944 г. №0114/н старший сержант Алексеев был удостоен знака настоящей солдатской доблести – ордена Славы 3-й степени.

В январе 1945 года 28-я армия, в состав которой входила 55-я гвардейская дивизия, начала большое наступление на Инстербург. Оттуда открывался путь на главный форпост Восточной Пруссии – город-крепость Кёнигсберг. Иван Алексеев, как всегда, был на переднем рубеже своего гвардейского полка. Наверняка, он очень хотел принять участие и в штурме главной фашистской цитадели. А в конце войны – обязательно расписаться на колоннах поверженного Рейхстага…

Но этому, к сожалению, не суждено было случиться... 20 января в наступательном бою старший сержант был смертельно ранен. Его доставили в специализированный эвакогоспиталь №375, но спасти отважного воина врачи не смогли. На следующий день наш тяжелораненый земляк, не приходя в сознание, умер. Похоронили его на госпитальном кладбище в южной части с.Викнавайтшен, в могиле №13. Всего несколько месяцев не дожил Иван Трофимович до победных майских залпов.

В завершение этой статьи редакция «БН» выражает искреннюю благодарность родственникам павшего воина -Алексеевым за предоставленные сведения и фотографию главного героя этой статьи, а также  Александру Васильевичу Горбачеву (сайт РамСпас «Без вести павшие» («Поиск. Возвращение») за глубокое и серьезное исследование фронтовой биографии нашего земляка, которое было использовано автором для написания этой статьи.

Материалы для статьи подготовил Валерий ДЕМИН

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий