ВЗРОСЛЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕБЕНКА
0
427

Хочется снова напомнить родителям, что ребенок всегда очень обостренно чувствует нелады в семье. Причем многие обстоятельства, воспринимаемые взрослыми как обычные и безвредные, для ребенка могут оказаться очень болезненными и травмирующими…

Подобное возможно, особенно когда семья под угрозой распада или когда она поддерживается вынужденным совместным проживанием родителей, уже находящихся в разводе. Ребенок улавливает и переживает не только явную, но и скрытую враждебность, безразличие старших к нему и друг другу, все обиды. Обостряется это тем, что он нередко не может сделать выбор: на чью сторону встать. Любя в равной мере обоих родителей, он боится потерять каждого из них, а вместе с этим и чувство защищенности.

Особенно трудная обстановка создается в семьях, где ребенка не только лишают любви, ласки, но и внимания, не интересуются его успехами, не поддерживают в трудных ситуациях, не ободряют, но постоянно при малейших промахах наказывают, стыдят, обижают нелестными прозвищами. В результате возникает чувство вины, беспомощности, бесперспективности. Особая трудность для старших детей в таких семьях – необходимость ежедневно нянчить младшего брата или сестру, кормить его и играть с ним, оберегать от возможных опасностей. Аналогичное напряжение возникает, если ребенок вынужден обеспечивать уход, питание и даже выполнение лечебных процедур для пожилого или немощного члена семьи. И еще одна особенность: более зависимые от старших членов семьи дети тяжелей переносят утрату или болезнь близкого. Болезненны для них и любые изменения в составе семьи. Взрослые не всегда учитывают, как нелегко бывает их сыну или дочери при появлении отчима или мачехи. Чувства и поведение ребенка в таких ситуациях определяются привязанностью к ушедшему из жизни или из семьи родителю, подготовкой матери (отца) к приходу нового члена семьи и в значительной степени – самим отношением последнего к падчерице или пасынку.

Немалые проблемы возникают и в связи с появлением в семье еще одного ребенка. За радостным ожиданием пополнения родители не всегда понимают переживания первенца. Обычно желание ребенка иметь братика или сестричку воспринимается буквально – как продуманное и прочувствованное согласие. Он даже не может предвидеть последствий появления нового члена семьи. Ребенок не предполагает возможности оттеснения себя на второй план, утраты своего исключительного положения. Но родители не только должны предвидеть возможность отрицательной реакции ребенка, но суметь ее предупредить чутким внимательным отношением к старшему как до рождения, так и после появления малыша. Нельзя давать старшему почувствовать себя лишним, нелюбимым, отвергнутым.

Настоящим мучением для ребенка становится посещение школы, если ему не удалось приспособиться к требованиям педагогов или он не сумел наладить контакт хотя бы с одним из них. В такой обстановке школьник не может хорошо справляться с заданиями, а получаемые низкие оценки усугубляют его отношения с учителями. Не понимая причин создавшейся ситуации и не умея ее разрешить, он либо старается ее избежать, отказываясь ходить в школу, либо остается безразличным к происходящему и ничего не меняет в своем поведении. Чем старше ученик, тем больше значит для него положение в коллективе сверстников. Дружеские отношения со сверстниками, участие в коллективных мероприятиях, успехи в общих делах создают благоприятную основу для развития личности, помогают преодолевать трудности в учебе и жизни. В то же время неприятие ребенка классным коллективом, насмешки, издевательства, презрение или безразличие создают трудную, а подчас не разрешимую для него ситуацию. Причем изменить ее нередко не удается ни воспитателям, ни отвергнутому. Особенно часто страдают “новички”, переведенные из других классов и школ. Оторванный от привычного места, от прежних товарищей школьник всегда глубоко переживает, если ему не удается войти в новый коллектив. Ему требуется поддержка как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Если первые должны готовить сына или дочь к предстоящим трудностям, то вторые – больше уделять внимания управлению поведением коллектива.

Конечно, многим родителям нелегко признаться в том, что у них не хватает сил или знаний, чтобы справиться с собственным ребенком. Но пусть вас ободрит тот факт, что многие из обратившихся за помощью к психологам и педагогам, к специалистам отдела опеки и попечительства нашли понимание и получили реальную помощь. Вы можете поделиться своим опытом с другими родителями и поучиться чему то у них. Напоминаем: “горячая линия” по вопросам разрешения кризисных ситуаций в семье, связанных с воспитанием детей: 466 59 28.

Отдел опеки и попечительства Министерства образования МО

по городскому округу Бронницы

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий