ВИКТОР УСТИМЕНКО: “ЗАЩИЩАЕМ ПРАВА ИНЖЕНЕРОВ-АВТОМОБИЛИСТОВ”
0
542

В редакцию “БН” поступило письмо от нашего постоянного читателя – пенсионера К.Фролова. Он посетовал, что многие жители нашего города (с ярко выраженной автомобильной специализацией) не знают о действующей в Бронницах общественной организации – Московском областном отделении Ассоциации автомобильных инженеров (МОО ААИ). Это пожелание мы приняли к исполнению. Корреспондент “БН” встретился с председателем правления МОО ААИ, ведущим научным сотрудником 21 НИИИ, кандидатом технических наук Виктором УСТИМЕНКО.

­ Виктор Семенович, сначала расскажите о вашей организации. Когда и с какой целью образовалась?

­ Мы самоорганизовались на базе 21 НИИИ в декабре 1995 г., а в феврале 1996 г.получили свидетельство о регистрации нашего общественного объединения. Так что действуем уже более 12 лет. Основные цели нашей деятельности – защита законных прав и интересов инженеров­автомобилистов – членов МОО ААИ. Имеем свою головную организацию, которая находится в г.Дмитрове. Наше объединение – ее территориальное структурное подразделение по Московской области. Головная организация проводит четыре раза в год научные конференции, в которых обсуждается очень широкий круг наших отраслевых вопросов. Мы постоянно в них участвуем. Там же находится НИЦИАМТ – научно­исследовательский центр испытаний авто­мототехники, и при нем создана Ассоциация автомобильных инженеров Российской Федерации. Средства зарабатываем сами. При этом каждый член МОО ААИ платит добровольные взносы.

­ Какова сфера деятельности ассоциации?

­ Она у нас достаточно широкая: это и наука, и производство, и учебный процесс. Все научно­исследовательские работы осуществляем по рекомендации руководства 21 НИИИ и на хозрасчетной основе. Объединение имеет свой расчетный счет. Выполняя по договорам конкретные эксклюзивные работы, мы вместе со всем научным коллективом 21 НИИИ активно участвуем в создании тактико­технических требований к современным армейским автомобилям. В дальнейшем – в соответствии с этими требованиями разрабатываются соответствующие техзадания, а уже потом завод­изготовитель делает опытные образцы. Они поступают к нам на испытания, и мы проверяем, насколько изготовленная модель соответствует нашим требованиям. И уже на основе этого отрабатываются рекомендации: о принятии на снабжение (вооружение). А ведомственный главк­ Главное автобронетанковое управление на основе наших рекомендаций принимает соответствующее решение. К примеру, по рекомендации руководства 21 НИИИ очень плотно работаем с КАМАЗом, и у нас уже наладились постоянные, долговременные научные и деловые контакты.

­ Какие вопросы и проблемы ныне особенно актуальны для автомобильных инженеров?

­ Ныне нас особенно волнуют вопросы стандартизации и добровольной сертификации автомобильной техники. Здесь очень много неясностей и недоработок. Взять, к примеру, закон о техническом регулировании, который должен быть внедрен поэтапно в течение семи лет. Этот срок уже завершается, а регламенты, которые там приняты, никак не идут. И самое проблемное для нас то, что вышеназванный закон предусматривает необязательное исполнение действующих ГОСТов, а это в определенной мере ставит серьезную проблему перед нашей отраслевой промышленностью. Ведь, к примеру, наш институт заключает договоры с заводами­изготовителями, где обязательно включены ГОСТы, на основании которых проводятся исследования и испытания автомобильной техники. Минобороны РФ также разрабатывает свои ведомственные военные нормативы, которые также проходят процедуру утверждения, и в дальнейшем мы все ими руководствуемся. Кстати сказать, в разработке ГОСТов участвуем и мы – автомобильные инженеры. К примеру, с нашим участием разработаны два ГОСТа – по плавности хода и по периодическим испытаниям автомобильной техники, а также один отраслевой стандарт – по стандартизации условий испытаний.

­ Много ли активных членов в ассоциации?

­ В нашей лаборатории на договорной основе сотрудничают многие бронницкие ученые­автомобилисты. К примеру, целый ряд работников местного филиала МАДИ и, в частности, его директор, кандидат технических наук Владимир Еремин. Активно сотрудничая с нашей организацией, защитили свои кандидатские диссертации преподаватель филиала МАДИ Людмила Семенникова, бывший военный инженер Андрей Худяков, инженер ОАО “УАЗ” Валерий Быкин и другие. В числе действующих членов нашей организации – инженеры из 21 НИИИ, подмосковного (Чеховского) филиала НАТИ (Центр по испытанию машинно­тракторных агрегатов), Рязанского военно­инженерного автомобильного училища и других учреждений и учебных заведений.

­ Расскажите немного о себе.

­ Я работаю в 21 НИИИ с 1966 года. Закончил Рязанское автомобильное училище, затем­ Ленинградскую академию тыла и транспорта. Начинал с младшего научного сотрудника и закончил службу в должности заместителя начальника института по научно­испытательной работе. Являюсь автором более 150 научных трудов, избран академиком Академии проблем качества. Вхожу в редколлегию двух отраслевых журналов, заслуженный изобретатель РФ. В 1989 году, когда ушел в отставку по возрасту, организовал специализированную научную лабораторию, привлек своих коллег­специалистов, и мы совместно с 21 НИИИ МО РФ ведем различные разработки по актуальным вопросам. В настоящее время руковожу в институте новым проектом, связанным с разработкой методов ускоренных испытаний автомобильной техники. Опытных специалистов у нас осталось очень мало. А с перспективным инженерным пополнением у нас сегодня, к сожалению, плохо: молодежь в автомобилисты не идет – заработки невысокие. Сам лично занимаюсь подготовкой кадров высшей квалификации – это выбор актуальной тематики для кандидатских диссертаций, определение направления исследования и т.п. Считаю, что кадровая проблема для нас – самая острая и насущная. От ее последовательного решения напрямую зависит научный потенциал автомобильной отрасли, ее будущее.

Беседовал Валерий ДЕМИН

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий