В.КУКЛЕВ: “У МЕНЯ ПОЗИТИВНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ БРОННИЦ”
109

Мой собеседник – человек, этапы биографии которого, – живая история страны. Валентин Федорович КУКЛЕВ – российский радиоэколог – стоял у истоков экологии в СССР. Он – участник многих международных научных экспедиций, ядерных испытаний на полигонах СССР. В 1979­82 гг. работал в центре ЮНЕП ООН по проекту “Земельные ресурсы мира” в Восточноевропейском метеоцентре, участвовал в совместной программе наблюдения и контроля переноса на большие расстояния загрязняющих воздух веществ. В качестве эксперта в 1986 г. был в группе информации при правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. В 1987­88 гг. в должности начальника лаборатории почвы и биосферы отдела внешней дозиметрии Управления дозиметрического контроля Минатома СССР находился в эпицентре катастрофы – в Припяти. Активный участник чернобыльского движения, был членом президиума Московской областной организации “Союз­Чернобыль” России. В октябре 2004 г. представлял Россию от чернобыльцев на Европейском социальном Форуме в Лондоне. Куклев – кавалер ордена Мужества России.

­ Валентин Федорович, вы – в числе организаторов ученической научно­исследовательской конференции “Ядерная энергетика в современном мире”, которая пройдет в Бронницкой школе №2 в марте нынешнего года. Что побудило к участию в этом?

­ Знаю, как целенаправленно взаимодействует с педагогами и учащимися в экологической, воспитательной, патриотической, культпросветработе Бронницкая общественная организация “Союз­Чернобыль” во главе с В.В.Подымахиным. Такой деятельный, настойчивый стиль и видение перспективы мне очень импонируют. Ведь так сегодня происходит не везде. Потому поддержал идею о проведении ученической конференции и в меру своих возможностей подключился к организаторской работе. Более того, мы после посещения Бронниц, общения с главой города В.Я.Егоровым, с учителями школы №2 намерены сообща попытаться в чем­то развить и расширить действующую в городе модель непрерывного образования. Разумеется, в том направлении, которое нам знакомо. Но, забегая вперед, скажу, что предстоящая конференция может стать началом дальнейшего сотрудничества бронницких педагогов, культпросветработников с известными учеными, преподавателями вузов, экономистами, работниками Минатома.

­ Каковы ваши впечатления от участия в недавней рабочей встрече с педколлективом школы №2, посещения музея памяти бронничан­чернобыльцев?

­ Самые позитивные. Познакомился с заинтересованными людьми, знающими свое дело, – директором, учительским коллективом школы №2, с энтузиастами из городского Дома детского творчества, школы искусств, с работами учащихся, представленными в школьном музее. Посмотрел фильмы, телесюжеты о выставках. Сам убедился: большинство детских рисунков по чернобыльской тематике выполнены творчески, с душой, а не “для галочки” в учительских отчетах. Да и наша рабочая встреча прошла с пользой. Сам убедился: среди бронницких педагогов немало деятельных, творческих личностей, способных осуществлять большие общественно значимые дела даже при нехватке материальных ресурсов. А наша организационная помощь и наработанные связи помогут со временем выйти на более высокий уровень, дать одаренным детям из провинции больше возможностей реализовать себя, получить достойное образование. Думаю, вполне реально установить связи с несколькими столичными вузами и на договорных началах организовать подготовительные курсы для того, чтобы толковые ребята имели прямой, а, может быть, и льготный канал для поступления в вузы.

­ А реально ли приглашать в провинцию известных ученых, сотрудников профильных вузов, организовать в средней школе курчатовские чтения или экскурсии школьников на АЭС?

­ Уже удалось побеседовать с деканом Обнинского института В.В.Кузнецовым. Этот вуз, как известно, – признанная кузница кадров для Минатома. Руководство вуза, как я понял, заинтересовано в такого рода встречах, налаживании контактов с учебными заведениями. Декан высказал желание побывать в Бронницах, все узнать на месте и уже потом принимать решения. Был предметный разговор с деканом МИФИ, где готовят инженеров­физиков, О.В.Нагорновым, который столь же позитивно воспринял наши предложения и обещал обсудить их с руководством вуза. Обещали приехать на ученическую конференцию академик международной Академии информатизации, доктор технических наук В.И.Пашевич, бывший замминистра союзного Минэнерго Л.П.Драч, который имеет высокий авторитет в среде ныне действующих руководителей отрасли. Мы постараемся, чтобы в Бронницах побывало побольше серьезных, интересных людей, в том числе и моих товарищей из Курчатовского института. Школьникам будет интересно послушать людей, которые находились в эпицентре аварии на ЧАЭС, разрабатывали защитный саркофаг, получили огромные дозы облучения и выжили. Конечно, ныне здоровье у большинства из них оставляет желать лучшего. Но, думаю, они сумеют оказать посильную помощь в проведении на базе школы №2 курчатовских чтений по физике. Считаю, что вполне реальное дело – и экскурсии бронницких старшеклассников по атомным станциям. Разве это не составляющее профориентационной работы в школах? Уверен, свою весомую лепту в наш образовательный проект внесет и вице­президент регионального отделения Вольного экономического общества России Е.В.Филиппенкова, побывавшая в Бронницах. Ведь общество занимается не только серьезными экономическими проблемами, имеет вес у правительства МО, но и активно поддерживает способных детей. Но более всего мы рассчитываем на ныне действующих руководителей Минатома, которые могут помочь нам решить самую насущную проблему – материальную.

­ Вы знакомились с рефератами бронницких старшеклассников по проблемам ядерной энергетики, экологии, последствиям чернобыльской катастрофы, которые будут обсуждены на конференции. Насколько они содержательны?

­ Вместе с академиком В.И.Пашевичем мы распределили их по основным темам и предметно обсудили. Более обстоятельно наши отзывы и обобщенное мнение изложим на конференции. Предварительно могу сказать, что все работы очень различны. И по осмыслению тематики, и по изложению изученного материала. Где­то использована информации с соответствующих интернет­сайтов, где­то заметно соучастие старших, возможно, хорошо знакомых с данной тематикой. К примеру, особенно запомнилась одна работа по радиоактивным отходам, в которой чувствуется глубокая проработка и понимание того, о чем идет речь. На наш взгляд, по крайней мере, половина рефератов выполнена на уровне добротного обзора для кандидатской диссертации. Это хороший показатель, и могу сказать, что у многих бронницких школьников есть реальный исследовательский интерес к данной проблематике. Его надо обязательно развивать дальше. И, в конечном счете, собирать аудиторию, для которой научно­исследовательская деятельность по этим направлениям станет призванием.

­ Вы – участник многих научных программ и проектов, связанных с экологией и ядерной энергетикой, имеете заслуженные награды. Расскажите нашим читателям о наиболее интересных эпизодах вашей деятельности.

­ Я не одно десятилетие проработал в Институте прикладной геофизики, связанном с ядерными испытаниями. Побывал на всех полигонах СССР. Привлекался и к такому спорному союзному проекту, как СибАрал, по которому хотели повернуть сибирские реки на юг и применить ленточные ядерные взрывы при прокладке гигантского канала­русла. Но уже первые испытания показали: радиоактивное загрязнение намного выше расчетного, и проект закрыли… В то время правительство увлекалось только грандиозными программами: комплексной мелиорацией, химизацией… А мы были “бойцами научного фронта” и не думали о карьере, о подготовке диссертаций. Просто стремились добросовестно делать свое дело. Много лет изучали загрязнение нашей жемчужины – озера Байкал. Пытались закрыть памятник идиотизму госуправления – целлюлозный комбинат в Байкальске. Но воз и ныне там. Но я верю, эту проблему когда­нибудь обязательно решат… Участвовал в уникальной, даже для мировой практики, программе “Исторический мониторинг” – воссоздании прошлого Земли путем анализа ледовых отложений. Ленинградский ученый В.А.Морев создал термобур, которым делали глубокие скважины в вечных льдах. Потом извлекался керн, и анализы позволяли в той или иной мере представить облик Земли в данном регионе, явления, происходящие в разные эпохи, климат, флору, фауну и т.п. Работали на Памире, затем в Антарктиде. Ледники – наша огромная планетарная библиотека, хранилище бесценных знаний об окружающем мире. В одной из морских научных экспедиций мы изучали, как и чем загрязняется планета. Мы прошли по диагонали всю Атлантику и увидели, что в океане практически нет места без следов жизнедеятельности человека. Всюду – пятна мазута, обрывки сетей, тралов и иной рыболовной оснастки, в которой запуталась морская живность… Участие в чернобыльской тематике – это отдельный раздел биографии. Для меня это не только настоящее мужское дело, общение с первым эшелоном союзной власти, награды, но и память о погибших от радиации соратниках. Тогда же утвердился в главной жизненной истине – в необходимости беречь нашу планету от загрязнения, техногенных катастроф, от бесхозяйственности и пассивного равнодушия к будущему. Этому следую сам, этому учу молодых. Ведь наше завтра – в их руках.

Беседовал Валерий ДЕМИН

Назад