КАЖДЫЙ УРОК ВПРОК
0
460

Десять современных электрических швейных машинок, оверлок, два утюга с отпаривателями, три электроплиты с духовыми шкафами (всего 12 конфорок!), два двухкамерных импортных холодильника, кухонная утварь (кастрюли, сковороды, формы для выпечки), а ещё миксеры, микроволновка, электрочайник, электромясорубка и посуды несколько сервизов в комплекте, гладильные доски, всевозможные материалы для рукоделия, нитки, шпульки, ножницы – всем этим богатством обладает не пятизвездочный отель или столичный ресторан и не галантерейный отдел крупного магазина. Это всего лишь кабинет “Технологии” школы № 1.

В мою школьную пору он назывался попросту кабинетом домоводства и был куда скромнее сегодняшнего. Но даже на допотопной, но надёжной старенькой машинке “Зингер” с ручным приводом, на двухконфорочной плите, газа в которой хватало только чтобы слегка подогреть еду, со своими нитками­иголками из старенького отреза ткани мы самозабвенно мастерили, шили, готовили всё, что предлагалось и полагалось будущей хозяйке. Урока домоводства раз в неделю ждали как чуда и праздника. А нашу учительницу, Людмилу Петровну Березинскую, научившую нас многим премудростям и хитростям ведения домашнего хозяйства, вспоминаю до сих пор. Интересно, а изменилось ли сегодня отношение будущих юных хозяек к традиционным домашним работам и хлопотам – уборке, глажке, приготовлению пищи, выпечке пирогов, шитью, созданию уютного интерьера? Как вообще современная девушка в век компьютеризации, феминизации и стиля “унисекс” воспринимает обязательные уроки домоводства?

– По­разному, но в основном с тем же интересом и желанием научиться кулинарному, портняжному искусству или другому рукоделию как и 10, и 20 лет назад, – отвечает на мой вопрос Жанна Ходосовская, преподаватель технологии школы №1. – Всё зависит от того, как поставлен вопрос домохозяйствования в семье. Некоторые и ножик не боятся в руки взять, и рецепты свои предлагают, и даже хвалятся собственными фирменными блюдами, а другая часть не может толком объяснить, как получается фарш. Поэтому последним нашим приобретением стала электромясорубка, для наглядности. Многое в воспитании девушки, будущей хозяйки, зависит от поведения мамы, семейного уклада, который она завела в доме. Но и мы, педагоги, со своей стороны не стоим на месте.

Современный курс “Технологии” включает в себя не только привычные дисциплины: кулинарию, кройку и шитье, безопасность производства, но и множество интересных дополнительных дисциплин. С 5­й по 8­й класс ученицы получают знания по гигиене и основам правильного макияжа, уходу за волосами, маникюру. Несколько уроков посвящено прическам, есть курс по разведению комнатных растений. Дополнительные, факультативные занятия проходят с 14 часов по вторникам, средам и пятницам. Это всевозможные рукоделия, а также обязательные уроки кулинарного искусства – по средам. Здесь уже не яичницу и макароны готовят, а осваивают праздничную сервировку, разделку рыбы, декораторские приёмы украшения блюд, выпечку, консервирование.

Жанна Ходосовская – сама мастерица на все руки и творческий, ищущий педагог – закончила Витебский индустриально­педагогический техникум по специальности техник­технолог машинного производства и получила специальность мастера производственного обучения. Вышла замуж за молоденького лейтенанта и, как и полагается, отправилась за любимым мужем по всей стране от гарнизона к гарнизону: Беларусь, Уссурийск, Санкт­Петербург, Бронницы… Только в нашем городе они осели и получили своё первое постоянное жилье. 6 ноября отметили очередную солидную дату – 22 года совместной жизни. Сын Егор пошёл по стопам отца и продолжил военную династию, 11­летняя дочка София радует родителей прилежанием в учёбе. А Жанна Владимировна вновь в поиске новых неизведанных направлений современного домоводства.

На своих дополнительных занятиях она обучает девочек бисероплетению. Сейчас в моде новая французская техника нанизывания бисера на тонкую проволоку. Такие изделия выглядят ажурными, воздушными, объёмными, а собираются значительно быстрее. Поделки из кожи, мягкие игрушки, вышивание лентой, аппликация, лепка из соленого теста – да мало ли ещё интересного и захватывающего в таком, казалось бы, прозаичном занятии – домоводстве! Есть и материальная польза. Теперь юные модницы не клянчат деньги на чехлы для мобильников, косметички и сумочки, портмоне и кошельки – всё это можно изготовить самим. А собственноручно сделанные украшения дарят на дни рождения, обменивают и даже продают. А вот еще одна примета времени. На дополнительные занятия по кулинарии пришли… мальчишки! Сразу четверо смелых учеников из 6–7 классов, отбросив ложную скромность и смущение, открыто заявили: “Будем учиться готовить!”. Исправно ходят на занятия, а все приготовленное своими руками – печенья, салаты и другую вкуснятину – несут домой, чтобы угостить маму. Кто знает, возможно, уже в скором будущем в фартуках и поварских колпаках на уроках “Технологии” будут вместе заниматься и девчонки, и мальчишки.

Людмила СОКОЛОВА
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий