С 1 марта вступят в силу некоторые из принятых Госдумой поправок к закону об ОСАГО. Остальные нововведения также начнут действовать в течение этого года. Изменения в автогражданке, как ее называют в России, должны облегчить жизнь автомобилистов, с одной стороны, а с другой – по ряду параметров ужесточат предъявляемые к ним требования.
На наиболее часто возникающие у автовладельцев вопросы об обязательном страховании отвечает первый заместитель генерального директора Росгосстраха Дмитрий Макаров.
Дмитрий Эдуардович, поясните, пожалуйста, в чем суть нововведений?
Наиболее существенные из них заключаются в том, что:
потерпевший получает право в ряде случаев обращаться с требованием о страховой выплате непосредственно к страховщику, с которым заключен договор о страховании его ответственности (прямое урегулирование),
упрощается процедура оформления документов о ДТП: в случае, если не был причинен вред жизни и здоровью потерпевших, если в ДТП участвовали только два транспортных средства, владельцы которых оценили размер ущерба в размере не более 25 тыс. рублей, участие сотрудников ГИБДД не требуется (так называемый “европротокол”),
увеличивается лимит в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего до 160 тыс. рублей (ранее было 240 тыс. рублей на всех потерпевших),
сокращается период ограниченного использования транспортного средства: для граждан – с 6 до 3 месяцев, для юридических лиц и спецтехники – до 6 месяцев,
вводятся штрафные санкции к страховщику за несвоевременное осуществление страховой выплаты, при этом срок рассмотрения заявления о выплате увеличивается с 15 до 30 дней.
Да, последняя оговорка явно не в интересах автомобилистов. А сколько в среднем сегодня занимает процесс урегулирования убытков по ОСАГО?
К сожалению, на рынке до сих пор остаются некоторые компании, для которых главным является сбор страховой премии по ОСАГО, когда же доходит дело до урегулирования убытков, у страхователей возникают проблемы, и выплат им приходится ждать несколько месяцев.
Росгосстрах уделяет особое внимание повышению качества обслуживания клиентов, и один из последних шагов, предпринятый нами в этом направлении, – приобретение и адаптация к российским условиям программного обеспечения “Guidewire ClaimCenter”, с помощью которого сроки урегулирования убытков максимально сокращаются. Средние сроки урегулирования убытков в Московском регионе составляют неделю, а не две, как предписывает сегодня закон об ОСАГО. А нередко убыток может быть урегулирован даже в течение одного дня. Этот ITпроект пока не имеет аналогов как в России, так и в Европе. В большинстве западных государств процесс урегулирования убытков составляет те самые 30 дней, а в некоторых – доходит и до 60.
Как Вы относитесь к введению прямого урегулирования? Готовы ли к нему страховщики? Почему не использовалось прежде?
Росгосстрах готов к тому, чтобы наши клиенты пришли к нам, и мы урегулировали все их проблемы, связанные с ОСАГО, поскольку компания обладает самой разветвленной инфраструктурой урегулирования убытков в каждом субъекте РФ. Думаю, еще несколько компаний в стране уже в состоянии технически обеспечить прямое урегулирование убытков своих клиентов по ОСАГО, но таких пока не более 5% членов Российского союза автостраховщиков (РСА).
Я подчеркиваю – технически. Потому что даже закон не решит всех правовых проблем, связанных с переходом к прямому урегулированию – потребуется еще ряд нормативных актов, включая, в том числе, изменения в законодательстве, прежде всего, налоговом.
Поэтому, мне кажется, одномоментное введение прямого урегулирования мало что изменит в нынешней ситуации и явно опережает время. В Европе к этому шли десятилетиями, постепенно, по мере готовности, вовлекая в этот процесс страховые компании, и я считаю, что такой эволюционный подход является самым разумным.
Каким образом принятые поправки могут повлиять на тарифы по ОСАГО?
Тарифы по ОСАГО устанавливаются законом. Поэтому сами по себе поправки на них никак не повлияют. Другое дело, что когда они вступят в силу, убыточность страховщиков существенно возрастет, и в отрыве от корректировки тарифов это серьезно осложнит финансовое состояние членов РСА. Тем более, что уже сегодня в целом ряде регионов, а также по определенным категориям автомобилей убыточность существенно превысила заложенную в тариф неттоставку. Если не будут приняты срочные меры по выправлению возникших перекосов, ряд членов РСА вынужден будет уйти с этого рынка. На днях Минфин внес соответствующее предложение в правительство, и мы очень надеемся, что оно будет принято – это позволит стабилизировать ситуацию на рынке ОСАГО.
Что в связи с этим Вы можете посоветовать автовладельцам? На что им стоит обращать внимание в первую очередь, чтобы не ошибиться с выбором страховщика?
Как и в других направлениях страхования, прежде всего, необходимо обращать внимание на надежность страховщика. Справиться с таким убыточным видом страхования как ОСАГО могут только крупные универсальные страховые компании с широкой филиальной сетью и сбалансированным страховым портфелем.
Подробнее узнать об автостраховании можно по телефонам круглосуточного контактцентра Росгосстраха (495) 5405555, а также в Бронницком филиале ООО “РосгосстрахСтолица” по телефонам: (496) 4665831, 4668478.