БАЗАРНОЕ НОВОСЕЛЬЕ
72

6 марта предприниматели Бронницкого продуктового рынка начали переезжать в новый торговый комплекс на Советской, но не все: некоторые из них категорически отказывались покидать привычное место возле автостанции. Зреет недовольство и среди предпринимателей вещевого рынка, которые получили предписание освободить торговую площадь до первого апреля. Корреспондент “БН” попыталась разобраться в ситуации.

В новый торговый комплекс я зашла в пятницу утром. Передо мной любезно распахнулись автоматические двери центрального входа, и я очутилась в большом светлом зале, где, как предполагается, бронницкие предприниматели будут торговать продуктами. Пока там пустовато – заняты лишь отдельные торговые места. Продавцы как раз раскладывали товар – обычный рыночный ассортимент: хлебобулочные и кондитерские изделия, крупы, консервы, сыры, чай, кофе, овощи, фрукты…

Для торговли мясом, молоком и колбасными изделиями предназначено отдельное здание – двухэтажная пристройка, расположенная с правой стороны от центрального входа. Пока там совсем пусто – открылась только палатка Раменского мясокомбината (на втором этаже). А на первом – все готово для мясников: тут вам и холодильники, и горячая холодная вода, и ветеринарная лаборатория.

Лично у меня сложилось хорошее впечатление от нового торгового комплекса: чисто, светло, удобно. Его даже сравнивать нельзя с нашим уличным рынком, где на коробки с продуктами садятся голуби, а между рядами бродят собаки… Но бронницкие предприниматели переезжают сюда очень неохотно, и на это у них есть свои причины. Прежде всего – коммерческие.

Наталья Бусурина, предприниматель продуктового рынка:

– Мне нелегко далось решение переехать в новый комплекс – не знаю, какая торговля здесь будет. На старом рынке точку пока оставили: там будем делать деньги, а здесь – раскручиваться. Насчет арендной платы удалось договориться с председателем горпо: первые три месяца – 1 800 рублей за квадратный метр. Если будет торговля, то это – нормально. Хочу обратиться к покупателям: приходите к нам, цены в новом торговом комплексе в первое время будут даже ниже, чем на старом рынке!

Из 30 предпринимателей Бронницкого продуктового рынка договоры на аренду площадей нового торгового комплекса уже заключила большая часть. У остальных – множество претензий к арендодателю – Бронницкому ПО…

Ольга Петрашкина, предприниматель продуктового рынка:

– Аренда – 2 тысячи рублей за квадратный метр, это много! Электроэнергия – 5 рублей за киловатт, где вы такое видели? Кроме того, сначала председатель горпо Назарова говорила, что можно взять свое оборудование (холодильники, витрины) – это, конечно, удобно. Я купила два холодильника, сказали – они не подходят! Еще один момент: какая может быть сохранность материальной собственности, если все палатки открыты! Я смотрела договор, он очень правильно юридически составлен – для них, но не для нас! Получается, что арендодатель ни за что не отвечает (даже если что то пропадет)!

Председатель Бронницкого потребительского общества Людмила Назарова:

– Конечно, не все предприниматели охотно переезжают в новый торговый комплекс – они боятся потерять часть покупателей. Но я считаю, что люди сюда пойдут, потому что условия– отличные! Главное противоречие, которое у нас было с предпринимателями, – арендная плата. На сегодняшний день мы нашли компромисс: первые три месяца – самые льготные цены. Причем без услуг: предприниматели не платят ни за свет, ни за охрану, ни за уборку! Что касается оборудования, то приобретать его можно самим в любой фирме. Главное условие – соблюдать общую цветовую гамму, чтобы торговый зал был красивым. Но это не проблема: сейчас очень много фирм, и цветовая гамма почти у всех одинаковая. На жалобу, что здесь открытые палатки, отвечу: постоянным клиентам разрешено устанавливать свои жалюзи. Но здесь – охрана, и установлено видеонаблюдение.

Когда съемочная группа Бронницкого телевидения работала на продуктовом рынке, на огонек видеокамеры подтянулись предприниматели с вещевого рынка и тоже захотели выразить свое мнение…

Тамара Тарасова, предприниматель вещевого рынка:

– Путиным было сказано, что сейчас можно торговать практически везде и нельзя закрывать рынки, так как это – потеря рабочих мест.

– Почему наша администрация и наше горпо так себя ведут?! Разборки продолжаются уже несколько месяцев, но нас, “вещевиков”, еще ни разу никуда не пригласили, зато мы получили постановление: до первого апреля покинуть свои торговые точки. Для предпринимателей вещевого рынка аренда в новом торговом комплексе вообще называется “космическая” – 3 тысячи рублей за квадратный метр. Это – разорение для нас! Такой аренды нет нигде в округе, в Раменском – 1 500–1 700 рублей. Надо учесть еще, что у нас очень маленький город, и покупательная способность населения очень низкая.

Светлана Кудряшова, предприниматель вещевого рынка:

– Более 100 человек остается без работы. Я хочу попросить администрацию пойти нам навстречу и оставить старый рынок. Мы торгуем на этом рынке более 15 лет и хорошо знаем покупательную способность людей, 3 тысячи рублей за квадратный метр – это смерть для нашего бизнеса! Тем более в кризис!

Людмила Назарова, председатель Бронницкого ПО:

– С предпринимателями вещевого рынка мы пока еще не занимались. Три тысячи рублей – это стоимость за кв. метр в бутиках, но это отдельные магазины! Арендная плата в большом зале на втором этаже еще не определена, будем договариваться с предпринимателями. До 15 марта я надеюсь решить все вопросы с продуктовой группой, а потом будем заниматься с “вещевиками”. Думаю, до середины апреля решим все проблемы.

Итак, ситуация с бронницкими рынками сложилась непростая… “Бронницкие новости” постарались объективно подойти к этой проблеме и дали высказаться всем заинтересованным сторонам. Есть ли вариант решения этого вопроса, который устроит все конфликтующие стороны?

За комментарием мы обратились к главе города Валерию ЕГОРОВУ:

– Этот вопрос не возник вдруг. Уже много лет в нашем городе готовилась программа по реорганизации открытых рынков в торговые комплексы. Эта работа проводилась в соответствии и с государственной программой, и с программой Московской области. Закончить ее мы должны были еще в 2005 году, но процесс затянулся из за того, что торговый комплекс в центре Бронниц строился слишком долго. И вот наконец момент настал: нужно закрывать уличные рынки и переводить предпринимателей в новое здание. К сожалению, это событие совпало с мировым кризисом, но откладывать решение вопроса невозможно! Во первых, наши открытые рынки совершенно не соответствуют нормам, которые сейчас предъявляются к торговым объектам. И, оформляя каждый год необходимые разрешительные документы, мы сталкивались с большой проблемой – приходилось ссылаться на то, что строится новый торговый комплекс, и как только он будет сдан в эксплуатацию, ситуация изменится. Теперь торговый комплекс достроен, поэтому аргументов для сохранения уличных рынков не осталось. Во вторых, если предположить, что мы не уберем торговые ряды возле автостанции и в то же время начнет работать новый комплекс на несколько сот торговых мест (при участии не бронницких предпринимателей), то мы просто напросто разрушим центр нашего города, так как он превратится в “вокзальную площадь”, заполненную тысячами машин. Да и наша автостанция сейчас работает на “условных” разрешительных документах, потому что именно из за рынка там очень сложная ситуация по безопасности дорожного движения.

Много вопросов по стоимости аренды в новом торговом комплексе. Хочу сразу сказать, что администрация города по закону не вправе диктовать владельцу какие то конкретные цены. Единственное – мы постоянно проводим переговоры с руководителем Бронницкого ПО, и уже достигнуто понимание, чтобы максимально снизить арендную плату для наших предпринимателей (пока для продуктовой группы, а на следующем этапе будем договариваться насчет вещевиков). Но замечу, что нельзя сравнивать издержки по содержанию открытых прилавков и современного торгового комплекса, а потому и цены за аренду торговых мест не могут быть абсолютно одинаковыми!

Возникают также вопросы: почему бы нам в городе не сделать муниципальный рынок? Но для этого нужно создать муниципальное предприятие, приобрести оборудование, набрать штат сотрудников и платить им зарплату – в городском бюджете средств для такого вложения нет. И еще момент: а что такое рынок вообще? Рынок – это место, где люди или сельхозпредприятия могут реализовывать свою собственную продукцию, которую они произвели. Сейчас этого практически нет: предприниматели, по сути, занимаются перепродажей товара.

В соответствии с уставом нашего города на органы местного самоуправления возложены полномочия оказывать содействие в развитии в городе услуг торговли, общественного питания, бытового обслуживания. То есть муниципальные органы не сами должны этим заниматься, а создавать условия! И мы постоянно над этим работаем: за последние несколько лет введено в строй множество торговых объектов разного уровня (гипермаркет, супермаркет, магазины шаговой доступности, целые торговые комплексы – бизнес центр на Красной, в здании ювелирного завода), то есть объем торговых площадей возрос уже в несколько раз, и этот процесс продолжается. Ну а что касается открытых рынков в центре города, то период их ликвидации должен когда то наступить, и вот он наступил сегодня. Если оттягивать этот процесс, допустим, до лета, он пройдет еще болезненнее, потому что начнется самый оборот торговли. Кстати, в новом торговом комплексе предусмотрены площадки и для торговцев собственными продуктами (овощами, фруктами, цветами). Думаю, условия с точки зрения аренды там будут попроще.

Хочу сказать, что в планах развития города сейчас прорабатываются некоторые проекты по строительству торговых рядов (упрощенных, но не открытых) в районе пересечения с объездной дорогой. Это перспектива, может быть, одного года…

И еще один важный момент: перед открытием нового рынка администрация города ставила непременным условие, что в первую очередь места будут здесь предлагаться бронницким предпринимателям. Но время уходит, и каждому из торговцев необходимо все тщательно взвесить, прежде чем окончательно отказываться от аренды площадей в новом торговом комплексе…

У нас действительно была договоренность с городской администрацией, что в первую очередь мы предоставляем места бронницким предпринимателям, – подтверждает председатель Бронницкого ПО Людмила Назарова. – Но мы подождем до 15 марта, затем будем предлагать места раменским, воскресенским, московским, тульским предпринимателям. На сегодня могу заявить абсолютно точно: есть желающие на эти места!

Лилия НОВОЖИЛОВА

Назад