Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге...
289
Второй год в городе реализуется социально-инновационный проект «Все – за одного!», направленный на поиск совместных решений специалистов и родителей в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии. Мероприятия проекта реализуются при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и грантовой поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь». Детский сад «Сказка» как участник проекта представляет практику работы с детьми с логопедическими нарушениями.

За последние годы педагоги все чаще и чаще замечают, что родители не понимают своих детей. Не понимают, о чем они говорят, что они хотят. Нет общих интересов, дети предоставлены сами себе, родители потонули в своих проблемах и заботах. Но в конечном итоге, и работа, и домашние хлопоты направлены на благо детей, ради детей.

Каковы же причины отчуждения родителей и детей, причины нарушений речи детей, нарушений развития всех психических функций (внимания, мышления, памяти, связной речи)? Причин этих огромное количество… Среди них и огромный информационный поток, являющийся стрессообразующим фактором, и гаджеты, полностью захватывающие внимание ребенка, и ношение памперсов, и продукты питания, и многое-многое другое.

Для детей с нарушениями речи характерны неуверенность в себе, негативизм, сниженная мотивация, обидчивость, трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Что же необходимо сделать, чтобы дети беспрепятственно познавали окружающий мир, были счастливы в этом мире, совершенствовались, стремясь к собственной гармонии?

Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Б.Запорожец и другие авторы, придавая огромное значение формированию личности посредством искусства, отмечали, что приобщение ребенка к миру прекрасного и погружение его в удивительный мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал. Среди видов художественной деятельности, особую нишу занимает театрализованная деятельность.

Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игровая. Ребенок проживает свое детство в игре, он постоянно играет, игра для ребенка, как воздух для дыхания. В игре ребенок совершенствует свои познания об окружающем мире, примеряет на себе модели поведения в обществе, тренирует свой мозг и тело. А нам всем – педагогам и родителям – для успешной коррекции речи ребенка необходимо найти такой универсальный метод обучения, который неразрывно и органично был бы связан с игрой. И еще этот метод должен осуществлять активную среду общения, ибо только через активное общение корректируется и совершенствуется нарушенная речь. Таким универсальным методом является ТЕАТР. Театр объединяет в себе все необходимое для успешной коррекции речи детей. Это и игра, и активная среда общения, и публичные выступления, благодаря которым у ребенка растет уверенность в своих речевых умениях, и богатейший речевой материал, который усваивается легче и быстрее.

В детском саду «Сказка» объединили театр и сказку, используя различные виды театрализованных постановок. Сказка, как известно, неиссякаемый источник русской речи, хранящий в себе все сокровища нашего языка. Издревле малым деткам рассказывали сказки, небылицы, прибаутки. И детки еще не умели ходить, но уже произносили свои первые слова. Замечено, что вот такое сочетание театра и сказки, приносит самые успешные плоды в развитии связной речи ребенка.

Итак, в театре ребенок продолжает играть. И взрослый тоже играет. А в жизни часто мы, родители, играем со своими детьми? Увы и ах! И здесь нам на выручку приходит универсальный метод: театрализованная деятельность. Для взрослого игра в театре также интересна, как игра для ребенка. Тут и начинается взаимодействие взрослого с ребенком, захватывающее общее дело. Можно сказать, что в ходе репетиций и показа спектакля отношения между взрослыми и детьми становятся партнерскими, ровными, очень теплыми и добрыми. Каждый участник этого волшебного действа примеряет на себя различные маски: взрослый может почувствовать себя ребенком, а ребенок наоборот – взрослым. Взрослые и дети сближаются, а дети в игре на высоком эмоциональном фоне становятся более гибкими, более пластичными, более впитывающими поведение героев, а самое главное – речь героев.

Особое значение имеет формирование ритмико-интонационной стороны речи. Детям очень тяжело управлять интонацией, они не понимают, как и зачем ее использовать. Имеются у них и нарушения чувства ритма. А как известно, чувство ритма является основой основ правильной речи. И тут на выручку приходит театр, который объединяет в себе все: прозу, поэзию, музыку, песни, танцы… И вот такое богатейшее сочетание речевого и музыкального материала позволяет более успешно и в более короткие сроки сформировать у ребенка ритмико-интонационную сторону речи.

Отдельно хочется сказать о публичных выступлениях. Дети могут выступать перед своими родителями, родственниками, знакомыми, друзьями. А мы знаем, как тяжело детям дается простое общение, когда ребёнка трудно понять. Не всегда ребята испытывают желание в общении, а если испытывают, то присутствует страх, что не получится сказать, что их не поймут. Исполняя роли в спектаклях, дети успешно справляются с речевыми трудностями, приобретают чувство уверенности. В дальнейшем это чувство укрепляется, и появляется желание все больше и больше играть в спектаклях, выступать на публике, демонстрируя свои успехи.

В театрализованной деятельности можно использовать различные виды постановок, различный материал к таким постановкам. Детям очень нравится, когда вдруг, вместо мамы с папой, с ними начинает общаться зайчик, ежик или мишка на пальчике. Они легче и быстрее воспринимают слова такого персонажа, нежели назидательную речь взрослого. Тут можно и нужно подключить все свое мастерство и умение в изготовлении различных пальчиковых кукол, фигурок для теневого театра. Теневой театр всегда вызывает особый интерес у детей. Участники спектакля находятся за ширмой с теневыми фигурками. У ребенка, находящегося за ширмой и озвучивающего сказочный персонаж, появляется возможность выступать, когда тебя не видят, но слышат. Поэтому можно и сказать погромче, и поиграть интонацией, и понять по реакции зрительного зала, как относятся к твоему персонажу. То есть выступления в теневом театре похожи на выступления в масках. Здесь ребенок как бы смотрит на свой персонаж со стороны. Поэтому робкие дети становятся более смелыми, оживают, чувствуя вкус к репетициям и спектаклям в театре.

Отдельно хочется сказать и о совместных театральных постановках с родителями. Мы решили поставить спектакль, сценарий к которому написали сами родители. И здесь была проделана огромная подготовительная работа. Педагоги и родители собирались вместе, чтобы изучить речевые задачи, соответствующие возрасту детей. На тот момент, это были дети среднего возраста – 4-5 лет. Подробно изучив все эти задачи, стали думать о том, как применить их органично и успешно в спектакле так, чтобы зрители тоже могли взаимодействовать с участниками спектакля. Другими словами, спектакль должен был быть еще и интерактивным. И здесь хочется сказать большое спасибо одной из наших родительниц, которая собрала воедино все задачи развития речи данного возраста и написала сценарий интерактивного спектакля. И она же сыграла роль кота в этом спектакле. Он назывался «Сказка у нас в гостях». В ходе спектакля артисты (и взрослые, и дети) успешно взаимодействовали со зрителями-детьми, задавали вопросы и помогали найти на них ответы. Так незаметно и непринужденно происходило обучение детей азам нашей родной речи.

Творческие игры по театрализации можно придумывать до бесконечности. Важно, чтобы они проводились, как совместная деятельность детей и взрослых. Такой стиль общения ведет к важным результатам: развивает речь ребенка, развивает творческие способности, обогащает новыми знаниями, способствует тонкому восприятию окружающей действительности, развивает умение сочувствовать и сопереживать, делает процесс общения правдивым. А ради этого стоит нам всем вместе потрудиться!
Наталья МЕНЬШИКОВА, заведующая ДОУ «СКАЗКА»
Назад