Целительное волшебство «Благополучницы»
316
Дом детского творчества городского округа Бронницы успешно решает задачу максимального охвата всех детей от четырех лет с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью услугами дополнительного образования.

О своей работе рассказывает педагог дополнительного образования Наталья ЗАХАРОВА:
– Когда в семье рождается ребенок, это всегда праздник. Он растет, развивается – все замечательно! Но, к сожалению, бывает и по-другому: с первых дней жизни ребенка родители и доктора замечают отклонения, которые все ярче проявляются по мере его развития. К таким детям нужен особый, индивидуальный подход, для того чтобы они в дальнейшем безболезненно адаптировались в современном мире.

Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей-инвалидов, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни.

Проблема детей с ОВЗ в том, что у них нарушена связь с миром, ограничен контакт со взрослыми и сверстниками. Но они так же способны и талантливы, как и обычные дети. Педагог, работающий с такими детьми, должен помочь им проявить себя! Необходимо увидеть в ребёнке его сильные стороны и помочь развить скрытые способности.

Я работаю педагогом дополнительного образования. Дети, которые имеют ограниченные возможности здоровья, приходят ко мне на занятия по декоративно-прикладному творчеству. Учитывая психофизические особенности, познавательные интересы и творческие возможности каждого ребёнка, я стараюсь находить более эффективные способы работы. Свои занятия я строю на основе содействия и сотрудничества с детьми. Задания подбираю по принципу «от простого – к сложному», с учётом индивидуальных особенностей и заболевания ребёнка. Учитывая психологические и физические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, каждое занятие планирую таким образом, чтобы в конце ребёнок видел положительный результат своей деятельности.

В ходе занятий у детей развиваются трудовые навыки, они знакомятся с законами цветовой гармонии, развивается творческая активность и наблюдательность ребёнка. Такие занятия с детьми с ограниченными возможностями позволяют развивать мелкую моторику рук. От практической деятельности дети получают результат – это важно, поэтому от детей требуется, чтобы они доводили работу до конца и преодолевали определённые трудности. Художественное изделие, выполненное ребёнком, является не только результатом его труда, но и результатом его творчества. Необходимо дать возможность детям реализовывать свои интересы, показать, на что они способны, порадоваться!

На занятиях по декоративно-прикладному творчеству я уделяю большое внимание знакомству с традиционной народной куклой. Народная кукла существует тысячелетиями, появилась она на заре человечества. У каждой куклы – своя особенность. Кукла может очень многое дать маленькому человеку. Дети порой просто не знают теплых, простых ощущений от натуральных материалов: льна, хлопка, дерева. На занятиях я знакомлю детей с этими материалами, даю возможность трогать их, ощущать, лепить, резать, шить, что-то создавать из них.

О традиционной кукле можно говорить много. Её главные черты: теплота и душевность; символизм; глубина мировоззрения, сохраненная в традиционных куклах нашими предками. Процесс создания куклы основан на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия.

В течение учебного года дети используют наглядное пособие для занятий по теме «Окружающий мир». Данное пособие предназначено для развития речи, для закрепления знаний по теме «Времена года». Внешний вид пособия: четыре большие куклы – четыре времени года; 12 маленьких кукол – 12 месяцев в году. Все куклы изготовлены из натуральных материалов и наполнены крупой. Куклы выполнены по образу традиционной народной куклы-кубышки «Благополучница».

Одним из важных направлений своей работы я считаю взаимодействие с семьёй, целью которого является: позиция родителей детей с ОВЗ, их вера в возможности и способности ребенка к преодолению своего недуга, в раскрытие талантов и способностей. У родителей есть возможность присутствовать на занятиях. Они видят своего ребёнка, помогают ему. С помощью родителя или самостоятельно ребёнок преодолевает страх, что у него не получится, становится уверенным в себе и своих способностях и получает результат своего труда.

Моя работа направлена на развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. В процессе работы стараюсь поддерживать и развивать индивидуальность ребенка. Моя задача не растерять, не затормозить рост его способностей – это важно при обучении таких детей.

Дети с ограниченными возможностями, занимающиеся творчеством, принимают участие в выставках и конкурсах различного уровня, что повышает их самооценку и способствует развитию индивидуальных дарований. Каждый ребёнок имеет право получить образование, отвечающее его потребностям, и в дальнейшем применять полученные знания на практике, использовать их при адаптации в современном мире.
Н.А.Захарова, педагог дополнительного образования МАУ ДО ДДТ г.о.Бронницы
Назад