ЕСЛИ ИНФОРМАЦИЯ ЭКСТРЕМИСТСКАЯ...
130
В своем недавнем постановлении Верховный Суд РФ разъяснил судам, что при решении вопроса о привлечении лиц к уголовной ответственности за распространение информации экстремистской направленности необходимо устанавливать наличие умысла и цели возбуждения ненависти либо вражды.
Отмечается, в частности, что размещение в Интернете или иной информационно­телекоммуникационной сети (на своей странице или на страницах других пользователей) материала (например, видео­, аудио­, графического или текстового), созданного им самим или другим лицом, включая информацию, ранее признанную судом экстремистским материалом, может быть квалифицировано по статье 282 УК РФ. Но только в тех случаях, когда установлено, что лицо, разместившее такой материал, осознавало направленность деяния на нарушение основ конституционного строя, а также имело цель возбудить ненависть или вражду либо унизить достоинство человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой­либо социальной группе.
При решении вопроса о наличии или отсутствии у лица прямого умысла и цели возбуждения ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства при размещении материалов в Интернете, суду следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного. При этом учитывать, в частности, форму и содержание размещенной информации, ее контекст, наличие и содержание комментариев данного лица или иного выражения отношения к ней. Будет принят во внимание и факт личного создания лицом либо заимствования им соответствующих аудио­, видеофайлов, текста или изображения. Суд должен обратить внимание на совершение действий, направленных на увеличение количества просмотров и пользовательской аудитории. Необходимо учесть также данные о его личности (в частности, приверженность радикальной идеологии, участие в экстремистских объединениях, привлечение ранее лица к административной и (или) уголовной ответственности за правонарушения и преступления экстремистской направленности), объем подобной информации, частоту и продолжительность ее размещения, интенсивность обновлений.
Назад