В.ТРЕФИЛОВ: "СВОИМ ПОБЕДАМ Я ОБЯЗАН НАШЕМУ ГОРОДУ, ДРУЗЬЯМ И БОЛЕЛЬЩИКАМ…"
0
1525

Многократного чемпиона России, тренера команды бронницких автокроссменов Вячеслава ТРЕФИЛОВА знают далеко за пределами нашего города. Сегодня офицеравтомобилист с многолетним стажем, полковник в отставке передает свой богатый опыт и знания молодым гонщикам. Ветеран не просто находит способных к рулю парней, а доводит их до вершины спортивного пьедестала. Во многом благодаря усилиям таких энтузиастов, как он, ныне проводятся состязания по автокроссу на трассе в Бисерово, возрождаются давние традиции бронницкой школы автокросса. Накануне Дня города2011 корреспондент «БН» встретился с прославленным гонщиком и попросил его рассказать о своем пути в автоспорт, о том, что значат Бронницы и бронничане в его яркой, насыщенной жизни.

Вячеслав Дмитриевич, хоть вы — известный человек, все равно, расскажите немного о себе: где и когда родились, кто ваши отец и мать, сколько вас было в семье?

— Мой отец Дмитрий Андреевич родился в д.Щегловка на Тамбовщине. Шоферить он стал, служа в армии, — там окончил водительские курсы. Всю войну провел за баранкой. Работал на всех видах автомашин. На пенсию ушел в 70 лет. Я появился на свет в 1948м, после переезда семьи в Мичуринск. Все мое детство прошло рядом с папой, в шоферской кабине. Посадит, бывало, меня на колени, и я рулю на дороге вместе с ним… А мама была домохозяйкой, воспитывала меня и младшего брата Сергея. Когда выросли, я во многом продолжил отцовское дело, а брат пошел по другим стопам — окончил художественное училище, занялся творчеством…

— Выходит, на выбор пути повлиял пример родителя. И вас, судя по всему, привлекала любая транспортная техника…

— К ней меня влекло с детства. Но жилось тогда нелегко, и у отца не было возможности приобрести мне даже простой мопед… Десятилетку окончил в Мичуринске. Родители, сами не имевшие возможности учиться, очень хотели, чтобы я получил высшее образование. Однако в первый раз в Саратовский политех на факультет электронной техники я не поступил — одного балла не хватило. Но об этом особенно не жалел…Позже сдал экзамены и был принят на автомобильный факультет. Там, кстати сказать, была секция мотокросса. Мы осваивали тогдашние «ИЖи» и «К175». Когда пришел в секцию, думал, что я — полноценный гонщик. А когда стал серьезно заниматься, понял: еще многому надо учиться. Со временем стал КМС. Только норму мастера спорта в Саратове выполнить не удалось. После вуза был призван на 2 года в армию, на офицерскую службу…

— Где и кем служили?

— Меня назначили зампотехом в автороту танкового полка в Северной группе войск (СГВ) в Польше. Там стал активно заниматься мотоспортом. Был даже включен в сборную команду СГВ. Мотокроссы — спорт жесткий: бывало, и падал, и руку ломал. Но без гонок уже не мог… После 2 лет тренер стал мне настоятельно советовать — оставаться служить в армии: «Пиши рапорт и продолжай занятия. Скоро автоспорт у нас получит развитие». И я решил остаться. Прослужил в СГВ 5 лет, получил капитанское звание. Поработал и начальником лаборатории на заводе в г.Вроцлав (там должна была формироваться команда автокроссменов). По роду занятий даже приобщился к техническому творчеству: участвовал в составе спецгруппы в изготовлении штабных машин с кузовами «переменного объема» на базе автомобиля «ЗИЛ131». Это когда на машину устанавливается чтото вроде будки, у которой поднимаются боковины, откидывается пол, раздвигаются стены. Кузов увеличивается практически в 3 раза. Кроме того, мы еще разработали вариант, когда две машины с такими будками стыкуются. Получается небольшой совещательный зал в полевых условиях. И, хоть опыта в этом деле ни у кого не было, все работали с интересом. Конструировали целый год, а сроки нам ставили очень жесткие. В дальнейшем в наших кузовах проводил свои совещания даже командующий группы войск… Работая в лаборатории, почерпнул много полезного для себя. А с одним из моих тогдашних сослуживцев до сих пор дружим…

— Как сложилась ваша дальнейшая судьба?

— Меня рекомендовали в Ленинградскую академию тыла и транспорта. Там учился 2 года и продолжил разработку своей институтской темы. Мою вузовскую дипломную работу с действующей моделью тогда признали перспективной. Она была посвящена механизации процесса сцепкирасцепки автомобилятягача с полуприцепом. Цель — повышение производительности автопоезда за счет сокращения времени, необходимого на этот процесс. Моя разработка позволяла сократить время сцепкирасцепки примерно в 5 раз. Защитил диплом политеха на отлично, и мне советовали продолжить эту работу. И, когда нужно было выбирать тему для академического диплома, сразу вспомнил об институтских наработках. Предложил конструкцию автомобиля с быстросъемными кузовами различного назначения для обеспечения боевых действий. Проще говоря, я стремился добиться, чтобы кузов, подобно контейнеру, как можно быстрее «пристегивался» к ходовой части и «отстегивался» от нее. Академический диплом также сумел защитить на отлично. Мой руководитель полковник Ю.Степанов показал мою модель тогдашнему начальнику тыла — генералу армии Куркоткину. Тот ее одобрил и рекомендовал развивать эту тему. Мне даже предоставили выбор дальнейшего места службы по своему профилю. Подсказывая нужный вариант, Ю.Степанов упомянул, что в подмосковных Бронницах находится 21 НИИИ, занимающийся исследованиями и испытаниями автотехники и, что там развит автоспорт. «Вот туда меня и направьте», — решил я…

— Тогда, вы, наверное, были уже семейным человеком…

— Свою вторую половину я обрел еще в Саратове, будучи студентом. Моя супруга Татьяна Борисовна тогда училась на экономиста и была местной жительницей. В период нашего знакомства я уже участвовал во всех мотокроссах. На подготовку уходило все свободное время, а спорт для меня стал делом едва ли не первостепенным. Когда дело шло к свадьбе, друзья стали шутя предостерегать меня: «Гляди — теща тебе быстро кислород перекроет! Прощайся после женитьбы с гонками…» Свадьбу мы назначили на 6 февраля 1971 года. А на следующий день, помню, были назначены соревнования по мотокроссу. Помня об этом, я после первой же брачной ночи потихоньку сказал молодой жене: «Собирайся. Мы с тобой едем на гонки…» Взяли с собой кое-что со свадебного стола, чтобы угостить друзейболельщиков, сели на «газик» с гоночными мотоциклами и — прямиком на трассу. Там я занял 3е место и получил приз — 3 рубля. Столько тогда стоила бутылка водки… Когда вернулись домой — родители были очень недовольны: как можно покидать застолье? Ведь и гости досрочно разошлись — кому им было кричать «Горько!» Но в дальнейшем родные жены (как и она сама) все же постепенно привыкли к моему увлечению. Теща (кстати немало повидавшая и очень мудрая женщина) даже говорила дочери о том, что у любого мужчины должно быть любимое дело. Иначе он будет вести неправильный образ жизни. А мои постоянные ссылки на соревнования и на невозможность пойти кудато на семейные посиделки, всякий раз сопровождала фразой: «Чего вы от него хотите? Он даже со своей свадьбы сбежал на гонки!»

— В каком году приехали в Бронницы? Чем занимались в институте?

— На службу в 21 НИИИ, прибыл в 1979-м. Здесь рассчитывал приобщиться и к автоспорту, о котором мне говорили. Но мой приезд пришелся на время, когда этот экстремальный вид состязаний попал под запрет. Видимо, в силу общей специфики застойного периода, когда начальство во всем ценило спокойствие и беспроблемность… В институте от прежней команды тогда остался только один гоночный автомобиль «ЗИЛ-130». На нем выступал известный гонщик Н.Егунов. А когда гонки вовсе прикрыли, машина использовалась просто как тягач. Служил я в первом научном отделе. Там занимались исследовательскими и испытательными работами по совершенствованию многоцелевых колесных автомашин для армии. Те годы, несмотря ни на что, до сих пор вспоминаю, как самые лучшие в жизни. В отделе тогда служили настоящие специалисты и отличные офицеры (Платонов, Добрин, Чистов, Аксенов, Сабуров, Павлов и др.) Им я во многом обязан своим становлением и профессиональным ростом. Я был и научным сотрудником, и водителемиспытателем. Довелось немало поколесить по стране: казалось, не было региона, где бы мы не испытывали нашу технику…

— А когда возобновились автогонки?

— В 1988-м потомственный офицер С.Гиря, к тому времени организовавший на 38-м ОПЗ команду по автокроссу на «УАЗиках», пригласил меня, уже 40летнего, принять участие в автокроссе Дружбы народов СССР в Ульяновске на грузовиках. Мы решили подготовить наш «ЗИЛ130» и принять участие в этих состязаниях. Напутствуя меня на гонки, мои товарищи все время твердили: «Главное — не побей машину! А то начальство все снова у нас прикроет…» Эти опасения сильно запали мне в душу. И на трассе, следуя за лидером «борт в борт», я больше следил за тем, чтобы не повредить наш грузовик. Когда мчащийся к финишу «зиловец» стал срывать мне зеркало, я сильно крутанул баранку влево и сбил габаритный флаг. А за это меня с соревнований сняли… Хотя похорошему надо было немного сбросить газ и прийти вторым. Впрочем, подобный исход, помню, меня не сильно огорчил. Понял, что вполне могу на равных состязаться на этом уровне… Вторые такие зимние гонки, в январе 1989-го, в Ярославле, где участников стало больше, я выиграл. И это меня еще сильнее окрылило… А в дальнейшем стало уже стыдно проигрывать. Стремился постоянно повышать свой уровень, и автомобиль отлаживать как следует… 9 мая того же года выезжали на командный автокросс в Рязань своей бронницкой сборной: было 3 спортивных машины и гонщики — прапорщик С.Клименко, лейтенант С.Ломако и я. Мы выиграли, заняли 1-е место и с той поры стали успешно выступать каждый год.

— Способствовало ли возрождению автокросса тогдашнее руководство института? Как относились к этому спорту городские власти?

— У любого нужного дела всегда есть свои сторонники. Если люди видят, что ктото чтото тянет вперед, они всегда помогут. В спортивных делах мне помогало немало горожан: и руководители 21 НИИИ, и ветераны автоспорта. Помогали и советом, и делом. Во многом благодаря поддержке и заботе очень многих бронничан, особенно коллегофицеров, мы и смогли возродить автокросс. До сих пор очень благодарен тогдашнему командиру 21 НИИИ И.М.Юрковскому. Он создал все условия для создания нашей команды и развития автоспорта. А еще мне постоянно, подружески помогал начальник отдела В.Н.Добромиров. Мы с ним не раз вместе выезжали на испытания и оба знали цену настоящему водительскому мастерству. Както в разговоре я посетовал ему, что, мол, сыновья наши растут без должного отцовского участия. Давай приобщим их к автоспорту…Поддержал идею развития автокросса, вовлечения туда молодежи, и тогдашний замначальника института В.М.Баранов. Нам дали «зеленый свет» во многом. С начала 1989го оборудовали три гоночных «ЗИЛа», и в нашу секцию начали приходить не только прапорщики и офицеры, но и гражданские водители. Автомашины для участия в гонках готовили и молодые офицеры, и гражданские лица. Все старались, чтобы команда выступила достойно. Для транспортировки гоночных машин сделали специальный автопоезд, который тащил полноприводный «МАЗ». Отмечу, что и первый глава города А.А.Сыроежкин, несмотря ни на что, активно поддерживал проведение в Бронницах автогонок и часто сам бывал на них. Когда мы победили зиловцев, про нас даже сняли фильм. К слову сказать, и сегодня мы, автокроссмены, рассчитываем на помощь нового главы Г.Пестова, который сам в свое время занимался автоспортом и в составе команды С.Гири участвовал в гонках.

— Вы побеждали на многих соревнованиях. А когданибудь считали свои призы и кубки?

— С 1988-го по 2005-й участвовал в более чем двухстах соревнованиях. Причем с 1999-го в основном выступал уже не в кроссе, а в триале. Многие гонки были успешными для меня и нашей команды, и мы удостаивались ценных призов… Гдето примерно в половине состязаний, в которых я участвовал, удалось занять первые места. Вторых, третьих и других мест — было меньше… Отсюда и считайте: сколько выигранных состязаний — столько и призов. Впрочем, говоря о победах и наградах, хочу особо отметить: один я бы не смог добиться серьезных успехов. Ими я обязан многим другим людям, которые так или иначе способствовали всем моим победам: от руководителей города, института, колледжа и друзейсоратников до простых болельщиков. Каждый неравнодушный к автоспорту человек (а таких тысячи) посвоему помогал мне на трассе…

— Удалось ли вам приобщить к гонкам своих сыновей? Увлекает ли автоспорт внуков?

— Оба моих сына: старший Павел и младший Олег не раз ездили со мной на гонки, болели за нашу команду, позже оба окончили наш автомобильный колледж. Но так уж вышло: к большому спорту они, к сожалению, не приобщились. Павел мне по этому поводу откровенно сказал мне: «Улучшить твои высокие достижения мы не сможем. А просто участвовать в гонках, а не выигрывать, вроде как перед тобой будет стыдно…» Теперь надеюсь на своего 10-летнего внука Ивана, он уже уверенно чувствует себя за рулем. Недавно мы вместе отремонтировали подаренный ему старенький «Запорожец», и внук ждет — не дождется, когда приступим к тренировкам…

— Почему вы перешли на работу в МОГАДК?

— Когда командиром 21 НИИИ назначили Шипилова, все как раз переходили на самофинансирование и самоокупаемость. Автоспорт стал в тягость. Созданный при институте автомотоклуб изза отстутствия финансирования начал распадаться. Все приходило в упадок… А директор МОГАДК в 2004-м встретил меня и предложил интересное дело — внедрить в процесс обучения контраварийную подготовку и выработку у студентов действий в экстремальных ситуациях. Обещал выделить помещение и все необходимое. Я знал, что Желдаков — сам автомобилист со стажем, знает автоспорт — и согласился. Мне дали должность начальника исследовательской лаборатории, где апробировали новые методики. По совместительству работал тренером в созданной при колледже секции. Туда сразу начали приходить ребята, мы оборудовали автомашины, стали проводить кроссы и триал на трассе МОГАДК, потом — в Бисерово. Желающих стать гонщиками к нам и ныне приходит много. Но остаются лишь самые способные и целеустремленные. Так, бронничане Александр и Михаил Коструковы, которые занимаются у меня с 13 лет, внешне спокойные парни. Но они очень энергичны и настойчивы в достижении поставленной цели. Когда оба только поступили в МОГАДК, я ставил перед ними задачу — окончить колледж на отлично и стать мастерами спорта. Они добились этого. И на гонках постоянно занимают места в числе лидеров. Александр в прошлом году стал чемпионом России, Михаил занял 3е место в классе автомобилей «ЗИЛ130». А в классе легковых автомашин с задним приводом «Д2 классика» сильнейшим гонщиком является студент колледжа А.Голованов. В 2009м он — серебряный призер Всероссийских состязаний по автокроссу, а в 2010м — победитель. Достойно выступают в этом классе автомашин Е.Точилкин и А.Кедров. Отмечу: без спонсорской помощи высоких результатов в автоспорте ныне добиваться трудно. Поэтому особую благодарность хочу высказать всем, кто материально поддерживает команду МОГАДК, обеспечивает ее участие в состязаниях различного ранга. Это, в частности, О.О.Манчевская, Г.П.Голованов, Геннадий и Сергей Промзелевы.

— Что бы вы хотели пожелать бронничанам, начинающим взрослую жизнь?

— Выбрать достойную цель и стремиться к ней. Когда есть правильный ориентир — есть и смысл идти дальше. Я, к примеру, всегда себе ставил задачу — выступать на каждом новом состязанни не хуже, чем на предыдущем. А чтобы этого добиваться, нельзя просто стоять на одном месте. Нужно самому постоянно совершенствоваться и машину должным образом готовить. А еще всегда помните: в жизни бывает всякое. Если даже произошла осечка и вы не сумели добиться задуманного, никогда не опускайте руки и не раскисайте. Надо уметь вставать после любого, даже самого жесткого падения, делать правильные выводы из своего поражения. И снова стремиться к победе.

Беседовал Валерий ДЕМИН

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий