УЕЗДНОЕ СТРАХОВАНИЕ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
0
1227
Как уже сообщали «БН», в октябре прошлого года в Бронницком городском музее истории прошла научно-практическая конференция под названием «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим...» В её программу было включено 10 научных докладов на разные темы, с которыми выступали не только сотрудники нашего музея, но и гости из целого ряда других музеев Подмосковья. Учитывая пожелания наших читателей, живо интересующихся историей родного края, редакция решила опубликовать в этом и последующих номерах наиболее содержательные работы, представленные участниками прошлогодней конференции. Первая из таких исследований напрямую связана с историей развития такой сферы, как страхование. 
В царской России страхование стало развиваться позднее, чем в других странах. Первые общества создавались для страхования от пожаров. Старейшее из них – Рижское общество взаимного страхования от пожаров – организовали в 1765 году. Иностранные компании развернули активную деятельность, что привело к ощутимому оттоку капитала за рубеж. Пришлось ограничить их деятельность и создать государственную систему страхования от пожара. 
После отмены крепостного права начался период активного роста частного предпринимательства, в том числе и в сфере страхования. В 1913 году в России работали около 20-ти страховых обществ, из них 3 – иностранных. Помимо акционерных обществ в этой сфере действовало свыше 300 страховых организаций, среди которых доминировали земства. Земское страхование от огня было введено «Положением о губернских и уездных земских учреждениях».
После Октябрьской революции 1917 года система страховой защиты населения в стране кардинально изменилась. Путем проб и ошибок создавалось новое советское государственное страхование, основным видом которого стало обязательное страхование имущества. 
По документам из нашего городского архива на примере Бронницкого уездного страхового агентства можно проследить непростой путь развития страхования в пост­революционный период в России. А складывая, казалось бы, обыденные и незначительные на первый взгляд события, можно составить целостную картину развития этой отрасли в первые годы после установления советской власти в Бронницком уезде. 
По отчетам страхового агента Лурье за 1918 год, можно заметить, что он неоднократно инспектировал пожарные дружины и сараи. Серьёзных нарушений, выявленных в ходе его инспекций, не замечено. Из ежемесячных отчетов за 1920-22 годы можно узнать, например, что в августе 1920 года в Троице-Лобановской волости пожар уничтожил 2 строения, а в январе 1922 года пожаров не было. Особое внимание уделялось пожарным дружинам. Страховали не только строения от пожаров, но и домашний скот от падежа и посевы от градобития. Также уездное страховое агентство производило размен червонцев, курс которых на март 1923 года составлял 13.700 рублей. 
В чем же заключалась суть реформы в советском страховании? С 1 октября 1923 года ввели обязательное, так называемое, окладное страхование строений от огня по всей территории Московской губернии по сниженным на 25% тарифам, установленным государственным страхованием. При этом страхование посевов и скота сделали добровольным, но ставки повысили. По обязательному страхованию ввели льготы, которые распространялись на хозяйства красноармейцев, инвалидов гражданской войны, служащих в войсках ГПУ, милиционеров, учащихся в уездных и губернских совпартшколах. В связи с этим у Бронницкого уездного агентства возникла срочная необходимость провести переоценку недвижимого имущества, начать обследование селений на пожарную безопасность.
14 января 1914 года на совещании уездного страхового агентства представителю Губстраха передали, что коллективное страхование скота в уезде провести невозможно «по причинам, частью безденежья, а частью не сознательности масс». 
Участковым агентам запрещалось посещать Губстрах, потому что казенщина в постановке страхового дела лишала работников инициативы, и, как следствие, у масс создавалось отрицательное отношение к страховке. 
Конечно, все понимали, что для сокращения количества пожаров необходимо «вести агитацию за улучшение пожарного инвентаря, проводить осмотр пожарных машин».
Из протокола совещания 22 августа 1924 года: «Установили передвижные выставки, агитфургоны с проекционными фонарями». Также выпускались брошюры «Страховая библиотека крестьянина». 
Наглядный пример того, как Мосгубстрах не прислушивался к мнению уездных страховых агентств, можно найти в протоколе заседания Бронницкого страхового агентства от 25 июня 1925 года. Вот что гласят следующие строки:
«Зачислить в штат Страхагентства на должность конторщика, присланного из Мосгубстраха, тов. Дектярева Федора Ивановича как опытного работника. Рабочая часть РКК на прием Дектярева согласие не дает. На основании параграфа 7 генерального коллективного договора от 1 февраля 1925 года. Дектярев не явля

 
Специалисты данной квалификации среди местных безработных, стоящих на учете в месткоме, были. Тем не менее, в списочном составе того же месяца уже встречается фамилия «протеже» из центра, приписанная карандашом. 
Не скрою: при изучении протоколов порой создавалось впечатление, что у страховщиков и пожарных не было никаких забот, кроме как на своем уровне бороться с мировой «контрой» …
Например, на съезде Уездной пожарной охраны города Бронницы 3 октября 1926 года, на котором присутствовали 150 человек, заслушали доклад о международном положении, отметили необходимость борьбы как с английскими акулами мирового империализма, так и с другими капиталистами-эксплуататорами. «Съезд шлет горячий привет Английским горнякам и желает полнейшего успеха в борьбе с их угнетателями». В действительности же необходимы были хоть минимальные средства для организации краткосрочных зимних курсов. Переход с 3-х на 2-х сменное дежурство мог поднять производительность труда.
К населенным пунктам приставили ночных сторожей. Например, в Бритово Тарыгин Михаил Иванович за 7 рублей в месяц каждую ночь два раза обходил селение. В целях пожарной безопасности охраняли лес, а также следили за хищением лесоматериала. 
В 1928-1929 годах окончательно установили страховые нормы в имущественной сфере. К примеру, амбар – 60 рублей, сарай – 60 рублей, изба – 420 рублей, сарай плетневой – 30 рублей, баня – 50 рублей, погреб – 10 рублей, кузница – 30 рублей, мельница – 80 рублей, хлебопекарня – 80 рублей, маслобойка – 80 рублей.
Хотя сбор обязательных страховых платежей в Московской губернии был неудовлетворителен, в одном из ревизионных актов Бронницкого страхового агентства указано 
«… достижением агентства в отношении сбора оклада является применение принудительных мер взыскания в городе Бронницы. Таковых случаев было – 54. Оклад взимался по исполнительным листам через судебных исполнителей». План по добровольному страхованию от огня был перевыполнен на 91%. Весомый вклад в эту статистику внесло село Петровское. В начале 20-х годов огонь уничтожил половину села. И после восстановления дворов жители массово стали страховать свою недвижимость.
Бронницкое страховое агентство обслуживало участок радиусом 30 верст. В городе – 485 дворов, по уезду 193 селений – 11180 дворов.
5 июля 1929 года уполномоченному Госстраха по Бронницкому району тов. Долгову настойчиво предложили рассчитать и уволить всех сотрудников.
Л.ТРЕЩЕВА, научный сотрудник музея истории г.Бронницы
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий