СЛЕСАРЬ «СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ» С ДЕПУТАТСКИМ СТАЖЕМ
0
1241
Всё дальше в историю уходит от нас ХХ век с суровым и противоречивым советским периодом. Все меньше остается в Бронницах старожилов-­долгожителей, способных обстоятельно и достоверно рассказать о подробностях трудовой биографии и повседневного быта когда­то хорошо известных в городе людей, живших в довоенные и послевоенные годы, прояснить детали их жизненного пути. Именно с такого рода трудностями столкнулся автор этих строк при подготовке статьи о почетном бронничанине Кузьме Марковиче ТЕЛИЧКО. Родивший в начале прошлого века вдали от наших мест, переживший военные испытания и волею судьбы оказавшийся в Бронницах, он со временем стал одним из самых уважаемых и достойных горожан. В прошлом офицер строительных войск, участник боевых действий в 1945 г. на Дальневосточном фронте, Кузьма Маркович после вынужденной демобилизации в 50­х гг. сумел найти свое второе призвание в нужном для наших мест деле. Он считался лучшим слесарем, потом – мастером цеха топливной аппаратуры в объединении «Сельхозтехника» («СХТ»), не раз избирался депутатом Бронницкого горсовета, членом городского исполнительного комитета, принимал постоянное и активное участие в общественной жизни Бронниц. 
У каждого человека свой жизненный путь, свои истоки биографии, свои достижения и неудачи, которые в конечном счете определяют его место в обществе, отношение к нему родных и земляков. Но, как бы то ни было, после его ухода в мир иной главными хранителями памяти об умершем, конечно, являются близкие родственники. О том немногом, что известно о деде, завершившем свой жизненный путь более 40 лет назад, рассказывает внучка почетного бронничанина Майя Александровна Теличко. 
- Мой дед Кузьма Маркович родился 15 сентября 1910 г. в одном из сел Полтавской области Украины. Как мне рассказывали родители, с рождения дедушка носил иную фамилию, – утверждает моя собеседница. – Однако, по личным причинам (скорее всего, это был серьезный конфликт с отцом и уход из семьи), он взял еще в молодые годы фамилию своего родственника, который его вырастил и воспитал в своей семье. И эту фамилию в дальнейшем указывал во всех документах... В свое время я не один год пыталась разыскать и наладить связи с его близкими украинскими родственниками, которые в 30­е годы прошлого века жили под Полтавой, посылала письменные запросы в различные инстанции. Но несмотря на все мои старания, уточнить сведения о деде мне, к сожалению, не удалось. Не сохранились в нашей семье и его основные документы... До сих пор точно неизвестно: почему Кузьма Маркович, повзрослев, уехал на Дальний Восток? Скорее всего, он был отправлен туда еще в 30­е годы после призыва в Красную Армию. А впоследствии остался на сверхсрочную службу и оказался во Владивостоке. Там он первый раз (еще до германского нападения на СССР) женился. Перед войной у Кузьмы Марковича и его первой супруги родился сын­первенец, которого (насколько я помню, звали Славой). В действующую армию дедушка был призван во время, когда начались боевые действия с японскими милитаристами. Воевал он в строительных частях. После возвращения с войны отношения с первой женой по каким­то причинам не сложились, и супруги вскоре разошлись. В дальнейшем Кузьма Маркович встретил другую девушку (мою бабушку Людмилу Трофимовну Ширшову). От второго брака 25 февраля 1946 г. появился на свет сын Саша (в последующем мой отец Александр Кузьмич Теличко). Ближе к концу 40­х дедушку как офицера строительных войск направили служить в Подмосковье. Вместе с ним переехала сюда и его вторая семья. В дальнейшем все они остались жить в Бронницах... 
К сожалению, о периоде армейской службы почетного бронничанина, его участии в боевых действиях с японской Квантунской армией, ныне здравствующим родственникам мало что известно. К тому же, ни военного билета, ни трудовой книжки Теличко, ни других документов, касающихся основных этапов его жизни, у потомков, судя по всему, не сохранилось. Если верить воспоминаниям знавших Теличко бронничан, то специального офицерского образования у парня не было. Поэтому до высоких званий в Советской Армии он не дослужился. Тем более, как мне рассказали: примерно, в 1955 г. 45­летний капитан строительных войск Кузьма Теличко был демобилизован. Он, как и еще многие тысячи российских офицеров, попал под первое – самое масштабное сокращение Вооруженных Сил СССР, которое начал тогдашний партийный лидер страны Н.С.Хрущев. После этой вынужденной демобилизации бывший офицер, не имея диплома вуза или техникума, пошел работать в тогдашнее Бронницкое объединение «Сельхозтехника». В этом трудовом коллективе толковый и мастеровой мужчина со временем добросовестно освоил слесарное дело, стал первоклассным специалистом, настоящим профессионалом по части ремонта топливной аппаратуры сельхозтехники и умелым наставником молодых кадров. На предприятии он добросовестно трудился не одно десятилетие – вплоть до ухода на заслуженный отдых. 
По­доброму отзывался о нем в своих письменных воспоминаниях ныне уже покойный работник «СХТ» с большим стажем, участник Великой Отечественной войны В.М.Пресняков: «Кузьма Маркович стал на нашем предприятии очень знающим и авторитетным мастером своего дела и самым лучшим испытателем­стендовиком. Он всегда качественно выполнял свою повседневную работу, любил порядок и дисциплину во всем. Часто по своей личной инициативе и по собственным чертежам слесарь Теличко изготавливал различные приспособления, заметно облегчающие процесс ремонта аппаратуры и её стендовых испытаний, экономящие рабочее время. В производственном активе Кузьмы Марковича имелось немало ценных рационализаторских предложений. За одно из них (самое значимое, касавшееся повышения качества ремонта топливной аппаратуры) высококлассный слесарь­передовик, участвуя в самой престижной столичной выставке, даже получил памятную медаль ВДНХ. А еще он являлся общественно активным работником, всегда в числе первых выходил на субботники, воскресники и другие мероприятия. Многие наши работники уважали Теличко и как деятельного, неформального депутата Бронницкого горсовета. К выполнению наказов своих избирателей Кузьма Маркович всегда относился очень ответственно. Все, что обещал людям, всегда старался выполнять. В то время у Бронницкой «СХТ» был свой подшефный совхоз в Бояркино, и мы, производственники, ежегодно помогали сельчанам в уборке овощей, в обустройстве территории и других делах. Помню, Теличко так же добросовестно, как и на своем рабочем месте, бывало, косил траву вдоль обочины дороги или перебирал картофель в совхозном овощехранилище. Он, как я не раз замечал, всё делал основательно, на совесть и других этому учил...» 
Важно отметить и то, что немалый период времени в «Сельхозтехнике» добросовестно трудилась вся семья Кузьмы Теличко. Супруга Людмила Трофимовна, которая прежде не один год работала на Бронницкой кожгалантерейной фабрике, в дальнейшем перешла к мужу и стала инженером «СХТ». Сын Александр, получив среднее, а в дальнейшем – вузовское образование в МАДИ, сначала был принят мастером, в дальнейшем назначен начальником цеха, а позднее сталглавным инженером «СХТ». К слову, о Александре Кузьмиче, как единственном и рано ушедшем из жизни сыне почетного гражданина, хочется рассказать отдельно. После окончания восьмилетки Теличко­младший поступил в Серпуховской политехникум. Собирался поступать на отделение полупроводниковых приборов, но не прошел по конкурсу. Возможно, поэтому и проучился там недолго и вскоре бросил учебу... Доучивался Александр в городской вечерней школе и одновременно работал в «Сельхозтехнике». После получения профессионального образования какое­то время трудился на Бронницком испытательном полигоне. Но в дальнейшем снова вернулся на работу в «СХТ», работал на инженерных, а в дальнейшем – на руководящих должностях. Жил Теличко­младший с семьей на ул. 8 Марта. В 90­х годах, когда работал главным инженером предприятия, был командирован в долгосрочную служебную командировку во Вьетнам. Эта поездка с последующей 3­летней работой в условиях очень влажного и жаркого климата для Александра Кузьмича с его проблемным здоровьем имела самые трагические последствия. Он тяжело заболел  и, вернувшись в Бронницы, несмотря на долгое лечение, умер 6 июня 2003 г. Похоронен Теличко­младший на городском кладбище рядом с родительской могилой. 
Впрочем, все это случилось в семье почетного бронничанина уже в новом веке. А в 50­е годы, выбрав Бронницы местом жительства, Кузьма Маркович и Людмила Трофимовна, как и все, начинали с малого. Вместе с маленьким сыном они первое время жили в старых бараках возле Москвы­реки. А после того, как городские власти выделили супругам земельный участок, они вместе с соседями построили там простенький домишко на четыре семьи. Уже в дальнейшем производственная семья Теличко получила квартиру от «Сельхозтехники». 
Уместно добавить и то, что в те годы на этом бронницком предприятии трудилась не одна сотня горожан. Специалисты производственного коллектива полноценно обслуживали не один десяток хозяйств из ближних районов, ремонтировали различные трактора, машины и агрегаты. «СХТ» достойно справлялась со своим основным делом: обеспечивала ремонт от полутора до двух тысяч тракторов в год. Предприятие успешно выполняло свои обязательства по ремонту тракторного парка, комбайнов, косилок­измельчителей и другой крупногабаритной техники. Свой весомый вклад в это важное дело вносил и К.М.Теличко. Вот что рассказывает о передовом­слесаре­рационализаторе бронницкий ветеран труда, в 60­70­е гг. – работник цеха топливной аппаратуры «Сельхозтехники» (ныне 70­летний пенсионер) В.А.Новожилов:
- Я пришел в «Сельхозтехнику» в 1963 г.17­летним учеником слесаря, учащимся вечерней школы. А Кузьма Маркович в то время был уже одним из самых авторитетных и опытных специалистов предприятия. Ремонтируя самые разные трактора сельскохозяйственного назначения, он, слесарь 5­го разряда, занимался в основном топливной системой, насосами, их полной доводкой и стендовыми испытаниями. Сам пломбировал отремонтированные и готовые к оправке заказчику агрегаты. Его участок работы всегда считался важным и ответственным. Ведь от качества ремонта топливных узлов напрямую зависела последующая работа всего двигателя. Зазоры в деталях измерялись здесь микронами, и все заданные размеры необходимо было строго выдерживать. И надо сказать, что Теличко относился к своим производственным обязанностям с большой ответственностью и выполнял всю необходимую работу, что называется, со знаком качества. После его ремонта тракторные моторы работали, как часы. Помню и то, что в нашем цехе, особенно там, где работал Теличко, поддерживалась идеальная чистота. А в кармане рабочей одежды Кузьма Маркович постоянно носил чистую ветошь для того, чтобы тщательно протирать руки. Он был во всем очень аккуратным и ответственным человеком. Да и если у него что­нибудь спросишь по работе, объяснял очень толково, обстоятельно и доступно. Словом, нам, молодым, у него многому можно было научиться... И в домашнем быту Кузьма Маркович всё делал добротно и основательно: будь­то обустройство, ремонт жилья или иное семейное дело. А еще К.М.Теличко любил в свободное время пообщаться с друзьями­приятелями. В таких непринужденных дружеских застольях мужчины, как правило, выпивали. Но он делал это всегда в меру и только в своей компании... 
В советский период в коллективе «Сельхозтехники», как и на любом другом бронницком предприятии, важная роль отводилась идеологическому обеспечению производства. Здесь постоянно и очень активно шло социалистическое соревнование между цехами, участками, бригадами. При подведении итогов оценивались не только количественные, но и качественные показатели труда, уровень дисциплины и порядка на рабочих местах, общественная активность производственников. И, судя по отзывам знавших Теличко людей, он как отличный специалист и передовик находился в авангарде соцсоревнования. У него на рабочем месте висел переходящий вымпел победителя, ему, беспартийному, неоднократно присуждалось престижное тогда звание «Ударник коммунистического труда». И, надо сказать, что как армейские, так и гражданские заслуги Кузьмы Марковича были достойно оценены. 
За участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны и достижения в мирном труде он был награжден 4 медалями СССР. Избирался депутатом Бронницкого городского Совета депутатов трудящихся нескольких созывов, был членом горисполкома. Воздали должное своему земляку и городские власти. По решению исполкома Бронницкого горсовета депутатов трудящихся № 492 от 30 ноября 1972 г. К.М.Теличко вместе с 8­ю наиболее достойными горожанами присвоено звание «Почетный гражданин города Бронницы». 
Вот как вспоминает его старейшая работница Бронницкой «Сельхозтехники», ныне – 88­летняя пенсионерка (в 80­е гг. – главный бухгалтер предприятия) С.А.Лагутина: 
- Я трудилась в «СХТ» с военных лет, точнее с 1943 г. За четыре десятилетия своего стажа на предприятии мне довелось поработать на самых разных должностях, общаться по производственным и экономическим вопросам со многими работниками. Начинала я простой кладовщицей, затем освоила обязанности нормировщицы, а дальнейшем, окончив бухгалтерские курсы, многие годы работала в бухгалтерии предприятия. Кузьму Марковича знала с конца 50­х годов, когда он только начинал свой производственный стаж в «Сельхозтехнике». На моих глазах вчерашний демобилизованный офицер стал первоклассным специалистом, мастером своего дела. Мне доводилось взаимодействовать с ним в основном по производственным вопросам. И я не раз убеждалась в том, каким обязательным и добросовестным человеком был во всех делах Кузьма Маркович. И ко всем, кто с ним трудился, относился доброжелательно и с уважением. Как я не раз замечала, он всегда разговаривал с людьми очень спокойно и доверительно. И даже распекая кого­то за дело, он никогда не употреблял резких и, тем более, ругательных выражений. И, когда стал мастером, с большой ответственностью относился к ведению всей необходимой отчетной документации. И у нас, работников бухгалтерии, с ним никаких проблем не возникало. Все, что было необходимо, он правильно и точно отображал в документах. И сдавал нам, в бухгалтерию, в требуемые сроки... В коллективе цеха да и вообще на предприятии, как мне известно, Кузьма Маркович пользовался заслуженным авторитетом. Не случайно производственники многие годы доверяли ему возглавлять кассу взаимопомощи – это реальный показатель расположения к человеку и его личной честности.
Если попытаться немного перефразировать известное всем выражение, то можно сказать: толковый и основательный на производстве человек не менее толков и основателен и в домашнем быту. Почетный гражданин и авторитетный депутат, как вспоминают его родственники, считался очень умелым, хозяйственным и домовитым главой своей семьи. В повседневном домашнем деловом обиходе он был просто незаменимым мастером­универсалом. Мог запросто и капитальный ремонт в помещении выполнить, и даже что­то из мебели быстро и добротно сколотить. Словом, очень многое Кузьма Маркович умел хорошо делать своими собственными руками. 
А еще, судя по рассказам Майи Александровны, дед ко всем своим рукодельным способностям самостоятельно научился очень искусно плести из прутьев красивые и удобные лукошки. Свое маленькое персональное лукошко имелось и у маленькой в то время внучки. Она охотно брала его с собой, когда ходила вместе с дедом в лес по грибы. Кроме перечисленного, какое­то время бронницкий мастер и депутат даже занимался разведением домашних кроликов. Причем, и клетки для этой полезной живности сам сколотил, и шкурки научился как следует выделывать… В конце 80­х и в начале развальных 90­х это безотходное кроличье хозяйство вполне ощутимо помогало семье Теличко решать остро стоящие в стране в тот период продовольственную и финансовую проблемы.
В свои предпенсионные годы неутомимый и деятельный Кузьма Маркович какое­то время поработал в «СХТ» и на менее трудоемкой должности – начальника гаража предприятия. Дотошный, рачительный, везде и во всем уважающий дисциплину, порядок и к тому же авторитетный мастер, безусловно, пришелся в немалом гаражном хозяйстве к месту. Многие годы, возвращая изношенную технику в строй, Теличко умел по­настоящему заботься о работающих машинах, создавать условия для беспроблемного труда водителей… Однако состояние здоровья в дальнейшем уже не позволило ему долго и полноценно трудиться даже в таком качестве. В первой половине 70­х годов, как вспоминают старожилы предприятия, заслуженного ветерана Бронницкой «Сельхозтехники» и многолетнего депутата горсовета проводили на заслуженный отдых… 
Впрочем, ушедший на покой, но деятельный по жизни, ветеран­производственник оказался не способен стать обычным городским домоседом, сидеть, сложа руки, без какого­нибудь полезного занятия. Он еще с молодых лет осознал: только ежедневные нужные дела дают человеку ощущение полноты жизни и чувство самоуважения. Потому постоянно что­то мастерил по хозяйству, а, когда чувствовал в себе силы, обязательно приходил на праздничные или общественные мероприятия в родной коллектив. 
Умер Кузьма Маркович 27 августа 1974 г. в возрасте 64 лет после долгой и неизлечимой болезни. На его похороны пришло немало тогдашних работников «СХТ». Схоронили почетного гражданина на городском кладбище. Недолго прожила на этом свете и его супруга Людмила Трофимовна, которая скончалась тоже от тяжелойболезни, не дожив до 60­летия. 
…Когда проходишь кладбищенские ряды могил, видишь на старых памятниках имена бронничан, давно ушедших в небытие, невольно задумываешься о судьбах таких людей, как Кузьма Маркович. Родившись в начале богатого на трагические события ХХ века, они, подобно миллионам советских граждан, преодолели все выпавшие на долю их поколения испытания – довоенных, военных и послевоенных лет. 
Кузьма Теличко, когда потребовалось, пошел служить в Красную Армию, воевал, а после всю жизнь честно трудился на общее благо, стал передовым производственником, народным депутатом, почетным гражданином города. И хоть не добился высоких чинов, не накопил богатства, зато всё делал по­совести. Потому завершил свой сравнительно недолгий век с сознанием выполненного долга перед страной и согражданами. Так он, советский человек, мастер слесарных дел, активный общественник понимал своё предназначение и смысл прожитой жизни. Таким Кузьма Маркович и останется в памяти потомков.
Воспоминания записал Валерий ДЕМИН 
 
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий