ШВЕЯ­-МОТОРИСТКА ФАБРИКИ «СПЕЦОДЕЖДА»
0
1877
Умение работать «с огоньком» – качественно и с высокой отдачей ценилось на производстве во все времена. Поэтому весомыми достижениями бронницкой швеи-­мотористки советского периода Галины Федоровны САБЛИНОЙ вполне мог бы гордиться любой из наших нынешних трудовых коллективов. Весь свой более чем 40-­летний производственный стаж знатная труженица отработала на одном предприятии, начав с обычной ученицы и пройдя все ступени профессионального мастерства. Она добротно и, бывало в две смены, шила самую разную спецодежду – и в стабильные 60-­70­е, и сумбурный перестроечный период, и в развальные 90-­е, и в губительные для их коллектива постсоветские годы. Сегодня уже нет в городе предприятия, которому отдана основная часть жизни. Да и сама 76­летняя пенсионерка давно на заслуженном отдыхе. Всё, что связано с работой, навсегда осталось в прошлом веке... Но, если вместе с Галиной Федоровной, с её коллегами по труду, хоть ненадолго вернуться назад, можно убедиться в главном: она да и многие фабричные работницы трудились на совесть. Их добротная продукция шла во все концы СССР и даже на экспорт. Все звания и награды получены ими заслуженно, все достижения пошли на благо родного города... 
Любой ушедший на пенсию человек, к тому же завершающий восьмой десяток, живет не только заботами о детях и внуках, но и памятью о прошлом, об ушедшей молодости, о том, чего сумел и не сумел добиться в жизни... И для моей, немало повидавшей на своем веку собеседницы, воспоминания значат много. Они помогают с высоты прожитых лет по­новому оценить пережитое, свои прошлые дела и поступки. Нередко швея­ветеран берет в руки старые, уже пожелтевшие от времени фотоснимки из семейного альбома. И словно, страница за страницей, не торопясь, перелистывает книгу прожитых лет, воскрешает в нестареющей памяти места, где прошло детство, самые главные в жизни события, вспоминает свои истоки, близких и родных людей, которых уже давно нет на этом свете... 
Галина Саблина (в девичестве Борзова) родилась 12 декабря 1939 г. в с.Большое Алексеевское Малинского (ныне Ступинского) района Московской области. Там семья Борзовых пережила войну и послевоенную разруху. Там, в родительском доме, прошли детские годы будущей почетной бронничанки, там её приучили к добросовестной учебе и домашнему труду. 
- Мой отец Федор Михайлович с молодых лет столярничал и в дальнейшем всю свою жизнь работал с деревом, мог своими руками срубить дом, добротно изготовить любую домашнюю утварь, – рассказывает Галина Федоровна. – Как и многие из того поколения россиян, папа немало пережил и в поисках лучшей жизни в 1951 г. вместе с семьей перебрался на постоянное место жительства в совхоз «Бронницкий». Там стал трудиться по своей специальности в совхозном строительном цехе. Именно благодаря его умению столярничать, наша семья со временем построила свой дом. Мои родители воспитывали четверых детей. У меня было две сестры Зоя и Лида (сейчас в живых осталась только одна), а брата Жени не стало в трехлетнем возрасте... К сожалению, очень рано – в 1953 г. (на 39­м году жизни) отец умер. И моя мать Александра Михайловна осталась одна с тремя детьми. Мне (в то время 14­летней) выпала нелегкая и совсем недетская доля – помогать матери поднимать младших. К слову, мама работала вместе с отцом в совхозном стройцехе и тоже многое чего умела делать своими руками. Надо отдать ей должное: всех нас сумела вырастить, вывести в люди. Прожила она 72 года, скончалась в 1988 г...
Четыре начальных класса Галя окончила в Большеалексеевской сельской школе. А после переезда семьи Борзовых на постоянное жительство в Подмосковье, с пятого класса пошла учиться в Бронницкую школу №10 (ныне №2). Там, в 1957 г. она успешно окончила десятилетку. Училась всегда ровно: хоть в отличницах не ходила, но и отстающей ученицей никогда не была. Хорошо успевать в изучении школьных предметов помогали природная усидчивость, добросовестность и, конечно, хорошие учителя, которых в ту пору в этой школе было немало. Как и другие советские школьники, Галина прошла все тогдашние ступени идейной закалки: побывала и в пионерах, и в комсомоле. После окончания десятого класса ей хотелось поскорее получить профессиональное образование и поскорее стать самостоятельным человеком. Девушка пыталась поступить в Московский политехникум, но не прошла по конкурсу. Дальше учиться не пришлось: семье, оставшейся без кормильца, жилось трудно, и она решила пойти на производство, чтобы помогать матери материально. Трудовой стаж Г.Саблиной начался 1 марта 1958 г. на Райпромкомбинате (после его переименования – на Бронницкой швейной фабрике), куда 18­летнюю Галю приняли ученицей швеи. 
- Для меня, как и для любого новичка, шумный и беспокойный фабричный конвейер стал настоящим испытанием на профпригодность, – вспоминает Галина Федоровна. – Надо было как можно быстрее освоить свои операции на швейной машинке и стать полноценной частицей одного общего производственного механизма. Учиться мне пришлось, что называется, «на ходу» и без раскачки входить в свою трудовую колею. Но в целом эта нелегкая и во многом однообразная работа на швейном производстве мне сразу пришлась по душе. Да и учителя, пожалуй, тогда попались хорошие. Работающие по­соседству опытные работницы охотно помогали нам, новичкам, изучать все премудрости швейного дела. А начальником участка, где я начинала, в то время был знающий свое дело руководитель и наставник молодежи В.Я.Гришин. Он вместе с другими производственными учителями помог мне научиться не только уверенно работать на швейном конвейере, но и быстро освоиться в трудовом коллективе... Я старалась как могла, и уже через пару месяцев начала утверждаться в своем деле: освоила большинство операций, и мне присвоили 3­й разряд швеи массового пошива. В дальнейшем продолжала повышать свой профессиональный уровень: прошла полный курс обучения в Жуковском ГПТУ №13 и стала «дипломированной» швеёй­мотористкой. 
В январе 1963 г. Бронницкая швейная фабрика, которая к тому же включала в себя еще и небольшое производство в Ульянино, была переименована и стала филиалом крупного областного объединения – фирмы «Труд». Впрочем, производственный профиль филиала существенно не изменился. Остались те же основные цеха и производственные участки. Предприятие, как и в прежние годы, в две смены занималось пошивом спецодежды для различных категорий специалистов с особыми условиями работы – геологов, строителей, монтажников и других рабочих профессий. Были заказы и на пошив форменной военной одежды – бушлатов, шинелей и т.п. Задачей преимущественно женского коллектива (мужчины были только в мехцехе и на прессах), где трудилась Галина Борзова, был своевременный и качественный выпуск продукции для того или иного заказчика. Причем, чтобы уложиться в срок, нередко приходилось выходить во вторую смену. В 1965 г. молодая работница уже могла уверенно подменять на цеховом конвейере любую из своих коллег и какое­то время успешно трудилась резервной швеёй. В дальнейшем мастерице был присвоен 4­й квалификационный разряд, и ей поручали выполнять операции на самых ответственных участках. Очевидно, что толковая и трудолюбивая Галина могла бы дорасти и до мастера участка. Но для этого нужно было учиться, получать образование. А у моей собеседницы такой возможности не было: овдовевшая мать без её материальной помощи не смогла бы прокормить потомство. 
В 1968 г. произошла перемена в личной жизни Галины: она вышла замуж за Евгения Саблина. А через год у супругов родилась дочь Ирина. Но, к сожалению, это замужество оказалось неудачным. Почему избранник не оправдал её надежд, почему не стал хорошим мужем и отцом, моя собеседница рассказывать не стала – не захотела ворошить прошлое. Да и мужа нынче уже нет на этом свете... Словом, супруги в дальнейшем развелись, и молодая женщина, хоть и оставила фамилию мужа, но воспитывала дочку сама... К слову, это была не первая попытка моей собеседницы создать семью: в 1961 г. в её жизни уже был мужчина, а в 1962 г. появилась на свет первая дочка – Наталья, которая тоже росла без отца... Такие неудачи, к сожалению, случаются в нашей суетной жизни. Даже передовым производственницам, трудолюбивым и не сварливым в общении женщинам не всегда удается наладить и сохранить благополучный семейный быт... Но, как бы то ни было: осуждать мою собеседницу нельзя. Забегая вперед, скажу: она сама сумела вырастить и достойно воспитать своих дочерей. Обе получили образование: первая стала инженером­химиком, вторая – школьным учителем. Обе создали семьи, воспитывают потомство. У старшей дочери Натальи Борисовны, которая живет в Бронницах, сын Сергей учится в колледже. У младшей – Ирины Евгеньевны, живущей в Коломне, двое сыновей. Старший – Алексей, социолог, окончил МГУ, младший – Дмитрий учится в 7­м классе.
В 1972 г. предприятие было вновь переименовано из филиала фирмы «Труд» в Бронницкое производство швейного объединения «Спецодежда». А еще через три года, став его же филиалом №3, было передано в подчинение руководству головного предприятия в Краскове. И хоть не раз менялись названия фабрики, её руководители, но главной производительной силой все также оставались те, кто день за днем трудились на швейном производстве, обеспечивали выполнение заказов, а значит и дальнейшую деятельность коллектива. 
Судя по записям в трудовой книжке, Галина Саблина работала с постоянным перевыполнением производственных заданий, постоянно лидировала по итогам социалистического соревнования на предприятии. При этом, как вспоминают бывшие работницы фабрики, трудилась практически без брака, с высоким качеством. Ей стали поручать самые важные и ответственные задания. К примеру, освоение и выпуск изделий с индексом «Н»(«Новинка»), а также изготовление продукции на экспорт. Удивительно, но факт: не только в относительно стабильные 70­80­е, но и в период горбачевской перестройки наши бронницкие швеи изготавливали высококачественные, в том числе экспортные товары. И за свой добросовестный труд лучшие производственницы получали весомые по тем временам денежные премии. А еще они зарабатывали заслуженное признание своему трудовому коллективу и обеспечивали производственный престиж маленькому подмосковному городку. Вполне понятно, что передовая труженица была на хорошем счету у руководства, обратили на неё внимание и в парткоме предприятия. В 1975 г. коммунисты фабрики приняли Галину Федоровну сначала в кандидаты, а потом – в члены КПСС. Она стала активно участвовать не только в социалистическом соревновании, но и во всех общественных мероприятиях, которые проводились в то время в трудовом коллективе. 
- Знаю Галину Федоровну с молодых лет, вместе учились в одной школе, – вспоминает одна из ветеранов предприятия И.С.Никонорова (в 60-­90­е гг. нормировщица, затем – инспектор отдела кадров, заместитель, и.о. директора, ныне пенсионерка). – С самого начала своего солидного производственного стажа она проявила себя как старательный, аккуратный, коммуникабельный и очень добросовестный человек. При этом всегда считалась с интересами коллектива. Она ни в чем не подводила свой цех, свою смену, никогда не конфликтовала с окружающими. Эти качества для совместной работы на швейном конвейере очень важны. Ведь без взаимопонимания и взаимовыручки ни одна работница не сможет полноценно трудиться в напряженном ритме, нередко в две смены, как это было на нашей фабрике. А еще у нас немало молодых девушек и женщин дружили между собой и семьями. Насколько мне известно, Галина всегда поддерживала нормальные отношения со своими коллегами, особенно с теми, кто трудился в пошивочном цехе многие годы. К примеру, Галина Федоровна очень хорошо относилась к таким авторитетным работницам, как Тамара Петровна Ковалева и Вера Петровна Тимина. Кроме того, Г.Ф.Саблина всегда активно занималась общественными делами, была деятельным членом профкома, многолетним донором, отвечала за кассу взаимопомощи. Всегда в числе первых выходила на субботники и другие мероприятия. Участвовала в благоустройстве территории предприятия. До сих пор вспоминаю о том, какую прекрасную липовую рощу мы посадили в 70­е годы... И коммунистом она, по моему мнению, была неформальным: по партийным поручениям часто выезжала на головное предприятие, в Раменский РК партии. Словом, в коллективе её все хорошо знали и уважали... 
Важно отметить и то, что неудачи в личной жизни Галины Федоровны никогда не влияли на её работоспособность, на отношение к порученному делу, к людям, на заботу о дочерях... Никто на работе не видел её в плохом настроении, она всегда привычно перевыполняла сменные задания. И на работу никогда в своей жизни не опаздывала... Многие производственники относились к ней с уважением. А коммунисты «Спецодежды» не раз избирали авторитетную швею на районные партконференции. В начале 80­х она даже стала делегатом ХХVI конференции Московской областной организации КПСС, где представляла бронницких партийцев. Фото бронничанки Саблиной в свое время было размещено на районной Доске Почета в Раменском. 
А 12 мая 1977 г. за многолетний самоотверженный труд 38­летнюю работницу Бронницкого филиала №3 «Спецодежда» наградили орденом Трудового Красного Знамени, который вручили в торжественной обстановке в Люберцах. Отмечу, что по тем временам это была высокая оценка производственных достижений рядовой труженицы. Ведь никого из бронницких швей той поры такими серьезными орденами прежде не награждали. Конечно, в дальнейшем Саблина получала и другие государственные и общественные награды: медаль «Ветеран труда», престижное звание «Лучший по профессии», различные юбилейные медали и знаки. Но заслуженным советским трудовым орденом Галина Федоровна и её дочери по­настоящему гордятся до сих пор. А в 1979 г. заслуги Г.Ф.Саблиной были по­достоинству оценены и городскими властями: по решению 14­й сессии 16­го созыва Бронницкого горсовета народных депутатов ей вместе с двумя другими достойными горожанами было присвоено звание «Почетный гражданин города Бронницы».
- Я пришла работать на Бронницкое производство «Спецодежда» в 1972 г., – вспоминает бывшая нормировщица предприятия В.П.Тимина (ныне пенсионерка). – В то время Галина Федоровна ходила уже в передовиках и отлично владела всеми операциями на конвейере. В пошивочном цехе тогда трудилось немало хороших швей, но Саблина была одной из самых лучших: всегда намного перевыполняла задания. Когда на наш конвейер поступала новая модель, осваивать её пошив всегда начинала Галина Федоровна. И относилась к любой новинке с большой ответственностью и добросовестностью. Я сама как нормировщик, проработавшая на предприятии почти три десятилетия, не раз убеждалась: во всем, что касалось производства и общественных дел, она проявила себя очень обязательной и надежной работницей. Есть у неё и немало других положительных качеств, которые способствовали заслуженному авторитету Галины Федоровны в трудовом коллективе. Помню, она не раз, когда это было необходимо, сама без разговоров оставалась на вторую смену и других в этом могла убедить. В цехе её уважали не только за трудолюбие, но и за скромность, за умение считаться с мнением других, верить не словам, а делам. Она редко выступала на партсобраниях, но всегда говорила понятно, емко и по­существу. Считаю, что, если бы таких честных, деятельных и принципиальных, как она, коммунистов было в те годы побольше, мы жили бы сегодня в совсем ином обществе... 
К концу перестроечного периода и началу развала общего всесоюзного хозяйства Московское производственное швейное объединение «Спецодежда», её головное предприятие в Краскове и филиал в Бронницах стало всё сильнее лихорадить. Быстро рушились наработанные прежними десятилетиями экономические взаимосвязи, сокращалось число заказов, уменьшались и без того скромные заработки швей. А когда дела пошли еще хуже, начались задержки с зарплатой... 
Моя собеседница всегда с душевной болью вспоминает тот тяжелейший период в истории фабрики. После того, как СССР не стало, падение производства достигло критического уровня. Руководство головного предприятия, чтобы каким­то образом сохранить трудовые места, приняло непростое для коллектива решение – акционироваться. И в конце сентября 1992 г. Бронницкая «Спецодежда» стала филиалом акционерного общества закрытого типа (АОЗТ). После этого принятого общим собранием решения Галина Федоровна проработала на «рыночном» швейном производстве еще шесть трудных лет. Но это, как она вспоминает, было уже совсем иное и совсем нерадостное время выживания ­ с чуждыми ей принципами и ценностями. Новые руководители производства отказывались от всего прежнего, советского, была распущена и оказалась под запретом КПСС, в которой она была активисткой не одно десятилетие... 2 декабря 1998 г. в трудовой книжке швеи­мотористки Саблиной появилась последняя запись: «Уволена с работы в связи с уходом на пенсию по старости». 
С тех пор Галина Федоровна уже без малого два десятилетия находится на заслуженном отдыхе. Солидный возраст и сопутствующие старости болезни не дают возможности продуктивно работать и заниматься общественной деятельностью. Да, собственно, и вернуться в коллектив, которому отдано четыре десятилетия жизни, нынче уже невозможно. Бронницкой «Спецодежды» давно нет среди действующих в городе предприятий. Вполне успешное в советский период швейное производство не смогло выжить в непривычных рыночных условиях и завершило свою многолетнюю историю в первом десятилетии нового века. 
Сегодня на том месте, где действовало хорошо известное бронницким старожилам предприятие, пожалуй, уже ничто не напоминает о нем. Нет ни старого фабричного корпуса, ни замечательной липовой рощи, которую  сообща высаживали работницы предприятия... Новые собственники производственной базы в марте 2007 г. безжалостно вырубили десятки лип под свои торговые площади... 
Но какими бы разрушительными ни были тогдашние экономические перемены, у бронничан­производственников остается память о богатой трудовой истории своего города. Эту память хранят такие люди, как Галина Федоровна Саблина, её бывшие коллеги. И у них есть полное право гордиться своим советским прошлым. 
Воспоминания записал Валерий ДЕМИН
 
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий