“ПУСТЬ НАПОЛНИТСЯ ДУША МУЗЫКОЙ ЧУДЕСНОЙ…”
0
810

О баянистах и тех, кто учит детей играть на самом народном инструменте, написано немало. Тем более, что в нашем городе есть и настоящие виртуозы, и свои достойные музыкальные наставники. Поводом для этой зарисовки стала благодарность сразу нескольких бронничан – родителей учеников, которые занимаются в Бронницкой ДШИ по классу баяна у преподавателя Татьяны КАЛУЖСКИХ. Уже более трех с лишним десятилетий она готовит из ребятишек разных возрастов настоящих музыкантов. Не так давно Татьяна Павловна отпраздновала свой юбилей, а корреспондент “БН”, выполняя пожелания наших читателей, побывал у нее в гостях

– Почему выбрала баян? – отвечает на вопрос моя собеседница. – Потому, что этот инструмент гораздо ближе нашей простой семье, нежели, к примеру, фортепиано. Тяга к баяну и музыке у меня и на генетическом уровне. По линии отца­украинца все у нас хорошо пели, исполняли народные песни. У папиного брата был такой сильный и красивый голос, что его без экзаменов брали в Харьковскую консерваторию. Но он, простой сельчанин, из­за отдаленности отказался… Дед по материнской линии, погибший в 1942­м на фронте, в молодости хорошо играл на саратовской гармошке… А еще помню: в раннем детстве к нам приехал самодеятельный коллектив. Папа с мамой сразу приметили мальчишку с баяном в руках. “А вот бы Танюшу научить так играть…”, – пожелали тогда мои родные…

Вместе с Татьяной Павловной смотрим альбомы со снимками разных лет. На них музыкальный педагог в разные периоды своей биографии и ученики­баянисты. Десятки самых разных лиц, которые, наверняка, можно увидеть в Бронницах и округе… Со старых черно­белых и более поздних цветных фотографий смотрят мальчишки и девчонки, играющие на занятиях и на выпускных, на концертах и на конкурсах… Одни – давно стали взрослыми, другие – заканчивают школу, третьи – лишь начинают постигать музыкальные азы… Кто­то стал профессиональным музыкантом, кто­то пошел учиться искусству игры дальше… А для большинства баян остался просто привычным увлечением. Ведь, если “наполнена душа музыкой чудесной”, то и по жизни шагать легче, и тяготы житейские проще преодолевать. Так по крайней мере считает сама бронницкая “баянных дел” учительница и своих подопечных в этом убеждает.

Она родилась в 1951­м в подмосковной Малаховке. Там училась в средней школе и на всех утренниках пела в школьном хоре. Потом занималась музыкой в местном клубе, а в дальнейшем – в музшколе в Удельном. Ходила пешком 3 км туда и обратно из Малаховки. К баяну сразу “прикипела” душой потому, что ей уже на первых порах попались очень хорошие учителя­баянисты. Одного из них – фронтовика Г.Д.Коломойцева до сих пор вспоминает с благодарностью. В дальнейшем Татьяна поступила в музыкально­педагогическое училище. Там, как она считает, их тоже учили очень основательно и добросовестно… Знания тогда были в иной цене, хотя жилось нелегко. Из детства она запомнила нехватку нужных вещей и длинные­длинные очереди за хлебом… Но при этом в их семье умели от души веселиться. А когда дочь брала в руки баян, любая вечеринка в доме становилась настоящим концертом.

В 1972­м с дипломом музучилища молодая выпускница по распределению была направлена преподавателем пения в ту же общеобразовательную школу, где сама раньше училась. Уже тогда, в самом начале своего трудового стажа, она сумела сразу зарекомендовать себя способным и уравновешенным педагогом. Как известно, в любой школе всегда стоит проблема поддержания дисциплины на уроках. Особенно небрежно многие дети относятся к урокам пения. Если учитель умеет навести порядок в классе без истерик и жалоб – значит справляется. Если нет – приходиться искать новое место работы. Татьяна, как она вспоминает с высоты прожитых лет, всегда стремилась находить контакт с любыми детьми. И урок за уроком, постигая психологию подростков, их возрастные особенности, добивалась у них реального авторитета.

Моя собеседница вспоминает незабываемые 70­80­е, откровенно рассказывает о том, как нелегко было на первых порах недавней выпускнице музучилища, как от урока к уроку нарабатывала она свой педагогический опыт. Уже тогда научилась находить общий язык даже с отпетыми озорниками­двоечниками. Сумела организовать в Малаховской средней школе детский хор, и ее воспитанники ездили с выступлениями по всей округе… Впрочем, ее взрослая жизнь не стала только чередой удач. Миловидная и привлекательная Татьяна сразу вышла замуж, но первый брак оказался неудачным: супруги через пять лет расстались. Ей предстояло одной жить дальше, самой поднимать дочь Марию…

Но несмотря ни на что, молодая женщина решила продолжить образование. Поступила на вечернее отделение столичного пединститута (МГПИ) им.Шолохова. Работать и четыре раза в неделю ездить на занятия в Москву было совсем непросто. А тут еще возникла накладка: она, поздно заканчивая свои школьные уроки, все время опаздывала на занятия в педвузе. А первая пара у нее была история КПСС. Причем лекции читал сам ректор… После нескольких опозданий и предупреждений она поняла: нужно что­то предпринимать, иначе отчислят. И тут как раз подвернулся подходяший вариант: в одном из филиалов Бронницкой музшколы требовался преподаватель по классу баяна. Так, с1978­го директор Б.П.Ильинский взял ее на работу, и Татьяна Павловна начала преподавать в Рыболовском филиале. Добираться до своих подопечных было непросто, но зато – не опаздывала на институтские занятия.

– С тех пор, как в 1982­м я стала полноценным специалистом с вузовским дипломом, прошло 30 лет, – говорит педагог­ветеран. – В Бронницкой ДШИ у меня сменилось уже несколько поколений учеников. Кто­то отучившись и позрослев, сам привел ко мне потомство. За время моей работы сменились пять директоров, многое в нашей жизни стало другим. А я, все так же обучаю юных бронничан навыкам игры на баяне и аккордеоне. Иные спрашивают: “Не надоело? Не пора ли на пенсию?” А я без любимого дела не могу. Каждый год встречаю нового ученика, как чистый лист бумаги. А через месяц­другой с радостью слушаю первые мелодии, которые рождают его пока еще не очень послушные пальцы… Возраст моих учеников разный.Самый трудный для них и для меня – первый год обучения. Но при этом с детьми всегда интересно. Для меня они – живой источник вдохновения и энергии…

О своей непростой личной жизни
Татьяна Павловна расказывает на пределе откровенности. Не все вышло так, как хотелось. Она признается, что была и остается человеком творческим, увлекающимся, но не всегда организованным и собранным. Не обо всем, что происходило в ее жизни, можно вспоминать только с радостью… Впрочем, как бы то ни было: учительских и человеческих удач у нее гораздо больше, чем промахов… Ее дочь и сын – оба в свое время закончили Бронницкое ДШИ, стали самостоятельными взрослыми людьми… Но с особой гордостью моя собеседница показывает фото своих лучших учеников, называет знакомые многим бронничанам фамилии… Многие участвовали не только в отчетных концертах школы, но и в городских, районных и областных конкурсах, занимали там призовые места.

Вместе с многочисленными грамотами и дипломами самого педагога лежат награды ее питомцев – прошлых и недавних победителей и лауреатов. Среди них – Миша и Виталик Поляковы, Илюша Яриков, Саша Бычков, Яна Сысоева, Сергей Козлов, Денис Егоров, Илья и Даша Гайгановы, Саша Клюхин… К примеру, последний из них на III открытом конкурсе учащихся детских музыкальных школ Подмосковья “Весенние нотки – 2011” в г.Раменское занял 2­е место. Саша начал занятия в ДШИ с 6 лет. Он растет без родителей, его опекун – бабушка Т.В.Артемова, очень хорошо отзывается о Татьяне Павловне. Именно она и еще две мамы – Н.Ю.Егорова (у нее оба сына окончили ДШИ) и А.В.Сидорова, у которой в классе баяна занимается сын Виталик, настойчиво просили через газету высказать слова благодарности любимому преподавателю. Немало добрых слов от родителей снискала Т.Калужских и в период работы в городском Доме детского творчества. И хоть ныне в российском образовании далеко не лучшие времена, Татьяна Павловна смотрит в будущее с оптимизмом. У нее – глубокие знания и огромный опыт практической работы. Она отличается глубокими знаниями, работоспособностью, умеет находить контакт с самыми разными детьми, терпеливо учит их по­настоящему любить музыку и баян. А это для педагога самое главное.

Валерий ДЕМИН

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий