ПЕЧАЛИ И РАДОСТИ АВТОКРОССА
672

Этот праздник в Бронницах отмечают во многих семьях. Наш город с давних пор тесно связан с развитием автотранспорта, с автомобильным спортом. Старшее поколение офицеров­автомобилистов 21 НИИИ по праву гордится своей причастностью к многолетней истории становления отечественных состязаний автокроссменов, личным участием в подготовке молодой спортивной смены и приумножении лучших традиций российского автоспорта.

В довоенные годы за короткое время автокросс стал одним из самых популярных видов военно­прикладного спорта. Но настоящий его расцвет пришелся на послевоенные годы. Несмотря на то, что страна восстанавливала разрушенное хозяйство и каждый автомобиль был на счету, с 1949 г. вновь стали проводиться автокроссы. В них участвовали водители­профессионалы, водители­испытатели заводов ЗИЛ, ГАЗ, “Москвич”, военные водители. В числе сильнейших автокроссменов немало наших земляков. Это мастера спорта СССР В.Витюк, К.Галыгин, В.Дурницын, Е.Жернаков, А.Леканцев, Н.Егунов. Они неоднократно становились чемпионами и призёрами чемпионатов страны и Вооруженных Сил СССР по автокроссу. Руководители разных рангов, прошедшие войну, хорошо знали, какую пользу может принести водитель­спортсмен на фронте, в народном хозяйстве, на службе в армии, и в меру своих возможностей способствовали популяризации автоспорта.

Однако встречались и такие, кто чинил серьезные препятствия. А в ноябре 1979 г. после известной статьи в газете “Правда” “Зачем летают грузовики?” решением Федерации автоспорта СССР соревнования по кроссу на грузовых автомобилях ГАЗ­51,52, 53, ЗИЛ­130, КаМАЗ и вовсе были запрещены. Только в период перестройки и гласности энтузиастам и поклонникам автокросса на грузовых автомобилях удалось возродить этот зрелищный вид спорта. Первый возрождённый кросс на грузовых машинах ЗИЛ­130 состоялся в Ульяновске в ноябре 1988­го. В нём приняло участие 10 спортсменов­водителей, в том числе автор этих строк. Соревнование положило начало возрождению автокросса на грузовиках. Были созданы свои команды в целом ряде российских городов. Не стали исключением и наши Бронницы.

Немалый вклад в развитие автокросса на грузовиках в России и ВС РФ внесли тогдашние руководители Минобороны, Генштаба ВС РФ Главного автобронетанкового управления и 21 НИИИ. Появились команды в военных округах, видах ВС, в воинских частях и учреждениях центрального подчинения. Начиная с 1993 г., стали проводиться многоэтапные чемпионаты России, ВС РФ. Причем их первые этапы проводились именно в нашем городе в рамках ставшего самым популярным в стране автокросса “Бронницкое кольцо”. Бронницы, без преувеличения, стали в то время настоящей меккой российского автокросса. Кроме нас, офицеров 21 НИИИ, гонки на грузовиках возрождали также известные в городе наставники молодежи – мастера производственного обучения С.Слюсаренко и В.Глазков в ПТУ­84 (ныне МОГАДК – директор О.Желдаков).

Чемпионами и призёрами чемпионатов России ВС РФ, начиная с 1991 г., становились наши земляки­бронничане: В.Галыгин, А.Гибралтарский, В.Чудинов, А.Жохов, Ю.Ершов, А.Овчинников. Доводилось добиваться лидерства в этих престижных автогонках и мне. Горжусь, что состязался с людьми, чьи имена навсегда вошли в историю отечественного автоспорта. И сегодня, несмотря на многие проблемы и трудности, этот популярный спорт продолжает развиваться. Происходит это благодаря финансовой помощи и содействию ряда успешных бронницких учреждений, предприятий и организаций – МОГАДК (О.Желдаков), 494­УНР (А.Ким), “Агропромтранс” (И.Жабин), САМК ГАБТУ (А.В.Прокопьев), ООО “АвтоНиК” (А.В.Николаев), ОАО СКТС (О.Манчевская). Надо сказать, что активно поддерживает развитие автоспорта, помогает в организации и проведении соревнований и городская администрация.

В апреле 2004 г. О.Желдаков предложил мне возглавить созданную в МОГАДК исследовательскую лабораторию. В числе ее задач – разработка новых технологий обучения вождению, в том числе в экстремальных условиях и ситуациях. На базе лаборатории создана секция автоспорта, которую посещают не только студенты колледжа, но и учащиеся общеобразовательных школ. За годы существования секции здесь приобщились к автоспорту десятки молодых бронничан. К примеру, в колледже создана команда спортсменов на грузовых автомобилях ЗИЛ­130, которая принимает участие во всероссийских соревнованиях по автокроссу. Гордостью секции стали братья­близнецы, кандидаты в мастера спорта России Александр и Михаил Коструковы, которые с 2004 г. участвуют во всех городских, областных и всероссийских состязаниях автогонщиков. Отмечу, что результаты бронницких гонщиков впечатляют. Уже в 2006­м наши ребята уверенно боролись с сильнейшими гонщиками России. Александр победил на первом, Михаил стал третьим на втором этапе чемпионата Вооружённых Сил РФ по автокроссу в классе Т4­3 (ЗИЛ­130). В 2007­м братья­гонщики заняли соответственно 12­е и 13­е место на состязаниях Кубка России.

Учитывая их высокий ранг, это неплохие результаты. Вполне успешным для наших молодых автокроссменов стал и нынешний год. А.Коструков занял 2­е место, выполнив норматив мастера спорта России, а М.Коструков стал шестым в состязаниях Кубка России по автокроссу. В командном зачёте сборная Бронниц в составе Ю.Ершова (“Агропромтранс”), Александра и Михаила Коструковых (МОГАДК) (все на ЗИЛ­130) заняли 3­е место, пропустив вперёд команды из гг.Арзамаса и Режа. Впервые на пьедестал чемпионата РОСТО по автокроссу на легковых автомобилях, проходившего в сентябре 2008 г. в Рязани, поднялся студент МОГАДК Александр Голованов, занявший 3­е место. Конечно, результаты наших спортсменов могли быть ещё лучше, если была бы возможность регулярно принимать участие и на других этапах Кубка России. Бронничане, к сожалению, пропустили очень важные соревнования в Кургане, Тюмени, Реже. Причина – отсутствие средств для транспортировки спортивных автомобилей к месту соревнований.

Приходится признать, что такова судьба многих спортивных команд. Причем не только в нашем регионе. Отсутствие материальных средств заметно ограничивает высокий потенциал наших автогонщиков. Всё чаще в оргкомитет соревнований, как я слышал, приходят телеграммы с грустными строками: “В связи с финансовыми проблемами…”, “Экономическая ситуация не даёт нам возможности…” и т.д. Меня очень огорчает, что прекратил свое существование автокросс во многих военных округах, видах Вооружённых Сил РФ, в частях и учреждениях центрального подчинения. Приходится признать, что во многих регионах страны для автоспорта вновь наступили непростые времена. Если говорить конкретно о Бронницах, то сейчас усилий только спонсоров­энтузиастов для подготовки автокроссменов высокого уровня уже не хватает. Без постоянной материальной поддержки руководителей ведущих предприятий и организаций города нашей молодой команде придётся тяжело.

В этой связи хочется от имени всех бронницких автоспортсменов поблагодарить ОАО “Вохринка” в лице Ю.Краснова и Н.Хаировой за предоставление земельного участка для проведения учебно­тренировочных и спортивных мероприятий по автокроссу. Надеюсь, что совместными усилиями всех заинтересованных лиц города удастся провести, кроме традиционного “Бронницкого кольца”, ещё одни соревнования гонщиков на новой трассе. В заключение хочу поздравить всех бронничан­автомобилистов, ветеранов автоспорта с отраслевым праздником. И высказать уверенность в том, что Бронницы подарят России еще много имен прославленных автогонщиков. Гарантией тому – наша история, традиции, наша бронницкая школа автомастерства.

Вячеслав ТРЕФИЛОВ

Назад