ОНА ПЕЛА В ХОРЕ ЯРКОВА
0
1282

15 августа исполняется 140 лет со дня рождения Петра Глебовича Яркова, нашего земляка. Этот человек – обладатель множества талантов, но больше он известен, как руководитель хора крестьян Бронницкого уезда. Петр Глебович создал один из лучших в России музыкальный коллектив, и при этом совершенно не знал нот. Однако, обладая от природы абсолютным слухом и исключительной памятью, он навсегда запоминал мелодии пения различных между собой говоров и манер – подмосковные, тульские, смоленские, рязанские. Начиная с этого номера, “БН” будут публиковать воспоминания родственников об участниках хора, его выступлениях, о самом Петре Глебовиче. Наш первый рассказ об одной из его участниц – Марии Ивановне ГОРДЕЕВОЙ (Фроловой), прожившей долгую и интересную жизнь.

Родилась Мария Ивановна в деревне Малышево Бронницкого уезда 23 февраля 1900 года в большой крестьянской семье. Семья была большая – шестеро девочек и один мальчик. Отец занимался извозом в Москве, и маме приходилось одной заниматься хозяйством и воспитывать детей. Было трудно, и Марию отдали на воспитание к богатой тете Николаевой Марии Петровне, которая жила в то время в Малышево. Мария помогала тетке по хозяйству, работала в огороде, в поле. Сын тети, Александр, обучал Марию грамоте.

Мария Петровна была хорошо знакома с семьей Петра Глебовича и часто брала Марию с собой в гости к Ярковым. Мама Петра Глебовича – Пелагея Федоровна Яркова, была известной не только в своей деревне песенницей. В Денежниково приезжали “за песнями” крестьяне окрестных сел и деревень – Ильинского, Хлынова, Сельца и других. Мария подружилась с детьми Яркова. Училась у него самого, как правильно ухаживать за яблонями, грушами, сажать клубнику, землянику – редкие на то время садовые культуры.

Первые спевки Петр Глебович организовал в 1919 году, здесь собирались крестьяне из окрестных деревень – Малышева, Сельца, Кочиной Горы, Нестерова, Веркова и Денежникова. Через 2 года хор Яркова впервые выступает в Москве на собрании этнографической секции Государственного института музыкальной науки и получает высокую оценку у музыкантов. А спустя еще 4 года, хор Крестьян Бронницкого уезда становится профессиональным московским хоровым коллективом.

Песни в хоре бронницких крестьян не просто пелись. Они игрались – проходили в непрерывном действии, органически связывающем мимику, пляску и песню. Артисты хора никогда не стояли на одном месте, без движения: они танцевали, приплясывали, словом, играли песню – даже на репетициях. Именно это придавало хору своеобразие, его выступления заинтересовывали, затягивали. Мария стала приходить на спевки с самого первого дня. Между собой участники хора ласково звали Яркова просто “Глебыч”. В 1921 году они впервые выступили в Москве.

На фото хора Мария Ивановна вторая справа в нижнем ряду. Рядом с ней двоюродный её брат Александр Николаев. По другую руку от Марии ее родная сестра Антонина Фролова (Шустрова). Она жила в Бронницах в доме за баней на Красной улице (дом не сохранился). Она одна вырастила 4­х детей и работала уборщицей в 21 НИИИ. На фото в верхнем ряду 1­я слева сестра Александра. Она жила в д.Быково. Умерла в 30­е годы после травмы, полученной в аварии на железной дороге. В центре фото с бородой – руководитель хора бронницких крестьян Петр Глебович Ярков.

В 1922 году Мария Ивановна выходит замуж, и в 1923 году у нее рождается дочь Серафима. Жили они у мужа в д.Косякино. Там Мария сажает яблони мичуринских сортов ­Антоновка шестисотграммовка, Бельфлер, Пепин шафранный. Саженцы ей привозит П.Г.Ярков. Спустя год после рождения дочери, Мария Ивановна стала ходить на спевки хора к Глебычу в деревню Дор. Ходила из Косякино в Дор пешком – а это, между прочим, шесть километров.

А с 1925 года хор стал регулярно выступать в Москве. Хору было предоставлено помещение в областном доме крестьянина на Трубной площади. В настоящее в этом здании располагается “ Театр современной пьесы”. Это здание знаменито еще тем, что до революции здесь находился ресторан “Эрмитаж”, и работал там французский повар, который предложил посетителям салат, известный сейчас как “Оливье”.

Путь в Москву в 20­е годы мог занять целый день. Автобусы не ходили в то время, а на лошади поездка обходилась дорого. Вот и шли артисты пешком до ближайшей железнодорожной станции Раменское, а дальше на поезде – до Казанского вокзала. Москву реку у д.Марково зимой переходили по льду, а летом народ перевозили на лодках.

В Москве хор выступал часто. Особенно всем запомнилось выступление в Кремле в Кремлевском театре. Среди зрителей были Максим Горький и Надежда Константиновна Крупская. Мария Ивановна в этом концерте сольно пела песню “Не гулял я с кистенем...” на слова Н.Некрасова. Она вспоминала, что после окончания песни Максим Горький прослезился. А Надежда Крупская подошла к Марии Ивановне, поблагодарила за прекрасное пение и обняла. Очень отчетливо почему­то запомнилось, что одета Крупская была в зеленую бархатную безрукавку. Максим Горький был частым гостем на концертах хора, и приглашал на них знаменитых людей того времени.

В 1936 году Мария Ивановна с мужем и дочерью построили в Бронницах дом и переехали в него жить. В этом доме на Комсомольском переулке и поныне живет дочь её, Серафима. Мария Ивановна перевезла на лошадях из Косякино двадцать десятилетних яблонь и посадила их вокруг нового дома. Они плодоносили до 80­х годов и радовали свою хозяйку.

Перед войной Марию Ивановну постигло большое несчастье – умер её муж. После этого она не могла больше петь, и закончила свои выступления в хоре.

А сестра её, Пелагея, продолжала петь, выступать, переехала жить в Москву. Она вспоминала, как 22 июня 1941 года всех участников хора собрали рано утром, и они выступали на радио в прямом эфире. Сразу после их выступления последовало объявление о начале войны.

Во время Великой Отечественной войны хор Яркова выступал с огромным успехом на фронтах и в тылу: в городах Западной Сибири, на Урале, в Кузбассе, в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

Прошла война, прошли года… Так и жила Мария Ивановна в Комсомольском переулке со своим садом. И всегда добрым словом вспоминала своего учителя Глебыча. По праздникам к ней приезжали сестры, приходили соседи и пели они песни… Да и никакая домашняя работа не обходилась у нее без песни – что в саду, что по дому.

Умерла Мария Ивановна в 1999 году, не дожив до 100 лет полгода.

Юлия СУСЛИКОВА

Автор и редакция благодарят внука М.И.Гордеевой – Вячеслава Анатольевича Обезьянина за его рассказ о бабушке, а также за предоставленные материалы о П.Г.Яркове и хоре крестьян Бронницкого уезда

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий