НАЧАЛО НАЧАЛ
347

Каждый урок на нее устремляется три десятка пар внимательных детских глаз. И она день за днем, месяц за месяцем делает все, чтобы в них не гасли живые огоньки познания и неподдельного интереса... 2006-й для Натальи ЛУКЬЯНОВОЙ знаковый год: исполняется четверть века, как стала работать в средней школе № 1. За это время 'красная' прочно вошла в жизнь и сегодня она — учитель начальных классов завершает здесь восьмой выпуск 'четвероклашек'. За высокий профессионализм и творческий подход к делу Наталья Михайловна награждена медалью 'Почетный работник общего образования РФ'.

Девочке из маленького дальневосточного поселка Усть-Таскан, сразу повезло со школьными наставниками: они стали для нее примером во всем и, в конечном счете, повлияли на дальнейшую судьбу. До сих пор она с благодарностью вспоминает своих учителей, охотно рассказывает о том, какую важную роль сыграл каждый из них в ее становлении. Дочери офицера МВД приходилось не раз менять места жительства и учебы, но на ее успеваемости это не сказывалось: сама всегда была крепкой «хорошисткой» и помогала во всем младшей сестре. После увольнения отца из органов семья переехала в г.Борисоглебск, где Наташа успешно завершила десятилетку и стала студенткой пединститута.

В правильности своего выбора окончательно утвердилась во время школьной педпрактики, когда попала на урок к известному в городе учителю Т.Ф.Филипповой. Практикантка с восторгом смотрела, как увлекательно та вела свои уроки, как заинтересованно слушали ее ребятишки. «А ведь это и моя судьба, — думала Наталья. — Да разве можно мечтать о чем-то ином, если на тебя смотрят с такой верой и вниманием!?» Особенно нравилось ей обучать малышей, которые сразу разглядели в ней очень доброго, искреннего человека, ни в чем не допускающего фальши и притворства. Изучая педагогику, она, как и прежде, увлекалась историей и еще, как комсомольская активистка, участвовала во всех вузовских делах. На 4-ом курсе ее выдвинули депутатом горсовета, а после получения диплома направили директором в одну из сельских 'восьмилеток'.

Выйдя замуж за военного, она, как в детстве, поездила по гарнизонам и городам. Из Борисоглебска мужа направили в Рязань, где она — молодой педагог плодотворно потрудилась в городских школах, а потом офицерская семья оказалась в Бронницах. После областного центра новое место жительства поначалу показалось Наталье глухоманью. Но, когда обжилась, появилась любимая работа, друзья, знакомые, тихие, спокойные улочки подмосковного городка, вместе с неброской красотой здешней природы пришлись по душе. И сегодня, четверть века спустя, она, пожалуй, не променяет Бронницы даже на престижное житье в столице. В том, что обрела здесь малую родину, Лукьянова видит немалую заслугу коллектива первой школы, опытных педагогов-единомышленников, которые помогли ей занять достойное место среди городских просвещенцев.

Учителя начальных классов играют особую роль в школьном сообществе. У них своя специфика и задачи. Они — начало начал школьной педагогики. Им нельзя быть только проводниками в стране знаний. Это, прежде всего, — мудрые, авторитетные воспитатели своих маленьких питомцев: беспокойных, шумных и даже озорных непосед и 'почемучек'. Учитель начального цикла должен не только знать свои школьные предметы, но и уметь ярко, интересно, доходчиво передать свои знания малышам. И еще: ему нужны огромная внутренняя доброта, терпимость, увлеченность, искренность. Лукьянова, как и большинство ее коллег из 'красной', раз и навсегда осознала незамысловатые истины и слагаемые профессии. И, несмотря ни на что, неуклонно следуют им на своем беспокойном поприще.

Наталья Михайловна увлеченно рассказывает мне о своих одаренных учениках, о современной учительской методике и системе, по которой обучает своих малышей, об интегрированных уроках, где эффективно соединяются математика с естествознанием и история с литературой. Если побывать на ее занятиях, можно увидеть, как умело педагог раскрывает ученикам каждую новую тему, как вместе с детьми моделирует проблемные ситуации, где 'первоклашки' сами обосновывают, мотивируют и принимают нужные ответы и решения. Даже, когда ребенок понимает, что не прав, это все равно развивает его личность и сам процесс детского мышления. Она убеждена: не заучивание, а умение мыслить, соображать, анализировать необходимо с малых лет. Ныне на ребенка обрушивается целый поток информации, и, чтобы не запутаться в мире слов, цифр и формул, он должен уметь уложить все в своем, понятном ему порядке.

За десятилетия, которые преподает Лукьянова, многое изменилось. И в обществе и в самих людях. Как и любой педагог, она радуется, когда видит перед собой ухоженных, развитых малышей, 'продвинутых' в мир компьютерных игр и мобильной связи. И, напротив, очень огорчается, когда вдруг замечает, как многим из них не хватает родительского внимания и соучастия в их ученических делах. В ее памяти еще живет 'красная' тех давних советских лет, с коллективными, вместе с родителями культпоходами в столичные театры и кино, турпоходами в лес, с совместным обсуждением увиденного... Нынче папы и мамы меньше уделяют времени потомству, многие, работая в Москве, оторваны от воспитания дефицитом времени и денежными проблемами. Таковы реалии времени и, сознавая это, она стремится хоть в чем-то восполнить это главное, столь недостающее детям звено...

В этом учебном году она в 8-й раз будет провожать в старшие классы своих повзрослевших за четыре года питомцев. И как всегда беспокоиться, чтобы ее 'выпускники' снова попали в хорошие руки, чтобы не растеряли все то, что она по крупицам, год за годом вкладывала в каждого из них. Весь предстоящий май Лукьянова будет вместе с ними переживать начало очень важного для них переходного периода: из начальной школы в восьмилетнюю. А после долгих летних каникул снова наступит 1 сентября и она снова будет встречать своих новых малышей. Взамен 4 'а' у нее опять будет 1 'а'. И все повториться снова: и самые первые робкие ответы новичков, и первые контрольные, и первые заслуженные пятерки в тетрадках, и новые радости, и новые, бесконечные хлопоты...

Каждый «первоклашка» становится частицей моей жизни, — говорит Наталья Михайловна. — Ведя его из класса в класс, стремлюсь, прежде всего, разглядеть и разжечь в нем искорки природных склонностей и талантов, привить вкус к знаниям, к учебе. Убеждена: бездарных ребятишек не бывает, каждый в чем-то может проявить себя как личность. Нам, педагогам начальной школы надо только помочь им самореализоваться на самом первом этапе познания, научить мыслить и самостоятельно принимать решения. Ведь время прежних школьных догм и строгого назидания прошло. Сегодня учитель должен быть творцом и новатором. Даже в нашей старой, столетней школе, которой из-за аварийного состояния не хватает своих классных помещений...

Учителя часто вспоминают своих учеников и по-особому заинтересованно следят за их дальнейшей судьбой. Ее первые бронницкие 'первоклашки' из далеких 80-х, давно завершили учебу, окончили вузы, стали взрослыми самостоятельными и, что очень важно, порядочными людьми. А иные из них уже приводят в первый класс к знакомой учительнице собственных детишек. Есть такие родители и среди нашей редакции. И появляются в классном журнале давно знакомые ей фамилии. Так, год за годом, в чем-то повторяясь на каждом новом временном витке, неотвратимо, как времена года, сменяются ученические поколения 'красной'.

...Громкая, переливчатая трель звонка разрывает тишину размеренного школьного дня. И просторный коридор снова оглашается звонкими голосами вырвавшихся на перемену, ребятишек. Завершился еще один обычный урок и в ее 'выпускном' — 4 'а'. Надо готовиться к следующему.

Валерий ДЕМИН


 

Назад